Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи, на дворе обедню стройную запевают петухи.../ С.Есенин,1914
Наверняка хотя бы раз житель душного мегаполиса хотел выбраться за город, в деревню. В ту самую, о которой ещё писал «поэт от сохи» Сергей Есенин. Для художника такой переезд сродни обретению свободы. Размеренный уклад сельского быта – то, к чему стремится рыжеволосая горожанка с выразительно народным именем Настасья Чудакова и то, чего ей так не хватает в шумной Москве. «Будучи подростками, – вспоминает художник, – мы часто заглядывали в старые деревеньки. Уже тогда меня пленил деревенский быт и нрав жителей глубинки». Впоследствии, образ уютной среды с наливными лугами и ароматами полевых трав и сена нашёл отражение в её картинах. Но художник пишет не просто просторы, а обжитое человеком пространство, в котором ощущается присутствие хозяина. Рубленный им дом украсила женщина, поставившая на подоконник свежий ромашковый букет, застелившая мебель вручную вышитыми салфетками и скатертями и накрывшая стол к обеду. Словно остановившееся время напоминает о советском наследии, которым ещё живёт современная деревня. Ни с чем не сравним вкус домашних разносолов, котлет и ломтей чёрного хлеба, терпкого чая в гранёных стаканах. Просто, вкусно, сытно, без излишеств. К чему привыкло старшее поколение и что не совсем понятно – для молодого. Языком реалистической живописи Настасья пишет натюрморты, пейзажи со стаффажем, жанровые композиции. Вот белобрысый мальчишка зажал в ладонях садовые яблоки. Позади него поле ржи и комбайн. Загорелый, он щурится на солнце, пытаясь высмотреть что-то или кого-то в дали. Брата, отца, кому он и принёс наливные гостинцы? Или задумчивая девочка с подружкой-козой. Художник любуется детьми, находящимися в гармонии с природой и в окружении искренних и честных взрослых. Эти качества Настасья ценит превыше всего, ими и наделяет персонажей своей живописи. Кто как не заботливые бабушки являются носителями той культуры и воплощением перечисленных качеств? Одна из них в исполнении художника запечатлена купающей мальчика. В скромной обстановке с ковриками, на полу и большим на стене, гостят её любимые внуки. «Воскресенья» у бабушки была лишена в детстве Настасья, но она живо представляет себе такие семейные посиделки. «Я бы тоже хотела такое детство», – признаётся она. Где обязательно будут рябые куры или яркий петух, гуляющие по двору. Когда ощущаешь теплоту и шершавость деревянных брёвен, а не холодного бетона. И на воле пасутся животные. Для неё они – преданные друзья, наряду с людьми главные герои масляных и акварельных работ. Показательно, что героиня одного из портретов, очень похожая на саму девушку, прижалась щекой к лошади. В целом, для художника деревня – не просто некая замкнутость, скорее место, где человеку спокойно и комфортно, и нет излишней суеты. И у такого места нет национальных черт и заданных широт. И пусть это будет далёкий морозный Ямал, и мама, разливающая по кружкам дымящийся чай для своих сыновей.
В основательности ежедневного ритуала заключается сплочающая энергия для поколений, соблюдающих традиции многовекового уклада.
Искусствовед Решетникова Анна
Фраза «Мы все родом из детства» как нельзя лучше подходит к картинам Настасьи. У многих из нас в таких вот Вязьмах, а то и в деревнях, жили бабушки и дедушки, у которых мы проводили лето.
Непередаваемая атмосфера простого счастья, когда впереди у тебя целое лето, а ты знаешь по кличкам всех соседских котов и планируешь сотни ребячьих дел, освещает каждую работу Чудаковой.
Вязьма и Калуга — два главных места для Настасьи на карте мира. Хотя сейчас Чудакова живет и работает в Москве, но все равно бывает на малой Родине, подпитываясь ее энергией. Многих удивляет, что почти на всех картинах художницы изображены дети, но сама она объясняет это очень просто:
«Я живу в удивительное время, и мне очень хочется его запечатлеть! Пусть в моих работах одни дети, я пишу не совсем о них. Это тот возраст, когда искренние человеческие качества особенно обнажены, чисты и ярки. О человеке, о его внутреннем мире я и рассказываю».