МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МНЕНИЯ, МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФОВ
ШОПЕНГАУЭР АРТУР
(22.02.1788г. - 21. 09.1860г.)
НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ
МЫСЛИ
Всю мою философию можно сформулировать в одном выражение:
мир - это самопознание воли.
Я держался истины, а не Господа Бога.
Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так и во множественном числе.
Вера и знание - это две чашки весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Истинная мудрость - это нечто интуитивное, а не отвлеченное.
Она состоит не в принципах и мыслях, которые можно носить готовыми в голове;
нет, она представляет собой тот образ, какой человек создал себе о мире.
Положительные качества интеллекта настолько противоположны, что исключают друг друга,
отрицательные же свойства, очень хорошо уживаются меду собой.
Наша действительность - это лишь математическая линия между двумя ничто:
прошедшим и будущим.
Не омрачай настоящего из-за несбывшихся надежд в прошлом, или беспрестанными заботами
о будущем.
Одно настоящее истинно и действительно, лишь оно - время, реально текущее,
и только в нем протекает наше бытие.
Что нас почти неизбежно делает смешными, это - серьезность, с какой мы относимся
к каждому данному настоящему. Лишь немногие великие умы поднялись над этим
и из смешных сделались смеющимися.
Источник человеческого горя в нашей собственной личности, в нашей собственной воле,
которая всюду терпит крушение, что именно и есть страдание.
Первое средство для привлечения дельных мыслей - это не думать ни о чем пустячном.
Расчистите только место для дельных мыслей, - они придут сами.
Будь любезен с людьми: из ложного дружелюбия может возникнуть истинное.
Большинство так называемых благ - лишь пустая внешность, вывеска, символ, декорация радости.
Самой же радости обыкновенно нет при этом. Она одна не участвует в празднике.
ИЗ ЖИТЕЙСКОГО
Если подозреваешь кого-нибудь во лжи - притворись, что веришь ему;
тогда он лжет грубее и попадется. если же в его словах проскользнула истина,
которую он бы хотел скрыть, - притворись не верящим; он выскажет и остальную часть истины.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Из личных качеств непосредственно всего способствует нашему счастью
веселый нрав.
То,что есть В человеке, несомненно важнее того, что есть У человека.
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу.
Если я скрою свою тайну, она моя - пленница; если я ее выпущу - я ее пленник.
На древе молчания растет его плод - мир.
Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности
и снисходительности.
Каждый имеет для другого лишь то значение, какое то имеет для него.
Каждый понимает другого в меру своего ума.
Жизнь - коротка, а правда действует далеко и живет долго; будем же говорить правду.
ПРИТЧА О ДИКОБРАЗАХ
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою,
не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше
друг от друга. затем когда потребность согреться вновь заставило их придвинуться, они опять попали в прежнее
неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном
расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.
Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни
толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки
заставляют их расходиться. средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно
возможную для совместного пребывания - вежливость и воспитанность нравов.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
" По отношению к философии Шопенгауэра я ощущаю совершенно такую же победоносную уверенность
какая дается нам каким-нибудь глубокомысленным произведением искусства: вовсе не логическое убеждение
в его неоспоримости, но уверенность, что оспаривать подобное произведение искусства было бы то же самое,
как если бы я захотел разрезать ножом воду на куски. Сознание того, что еще многие другие произведения
искусства, повествуя о сущности мира, могли бы быть истинными, и от этого данное произведение не становилось
бы менее истинным. Словом, эта истина отлична от всякой "научной истины". " Эрвин Роде
[700x525]