• Авторизация


Стихи в старом чемодане. 14-12-2025 05:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!



scale_2400.jpg

Уютный сумрак осеннего вечера медленно заполнял гостиную, окрашивая стены в густые синие тона. Кира стояла посреди почти пустой комнаты, прислонившись к дверному косяку, и смотрела на картонные коробки. Они, аккуратные и белые, выстроились в ряд у стены, как безмолвные стражи её прошлой жизни. Переезд был завершён. Она наконец-то съехала из той огромной, холодной квартиры, которую они когда-то выбирали с Максимом, полные радужных планов. Теперь у неё была своя берлога — две комнаты в старом, но ухоженном доме в центре, с высокими потолками и камином, который, как обещал агент, «вполне себе рабочий». Здесь пахло свежей краской, деревом и свободой. Свободой, которая после пяти лет брака и двух лет мучительного развода казалась и сладкой, и пугающе безграничной.

Она провела ладонью по гладкой поверхности ближайшей коробки, на которой жирным маркером было выведено: «КНИГИ/РАБОТА». Всё было разложено по полочкам, расставлено, развешано. Осталась лишь одна, последняя коробка, стоявшая в углу спальни. Не белая, а коричневая, потрёпанная, перевязанная бечёвкой. Это был старый дорожный чемодан её отца, Виктора Андреевича. Он подарил его ей на новоселье неделю назад, хитро прищурившись: «Вот, дочка, тут кое-что из твоего детства, что мама хранила. Сам разбираться не стал, а тебе, глядишь, память приятная». Кира тогда лишь рассмеялась, поблагодарила и задвинула чемодан в дальний угол, завалив его коробками с кухонной утварью. Сейчас, когда суета улеглась, любопытство взяло верх.

Она присела на корточки, развязала жёсткий узел на бечёвке. Замки чемодана, массивные и тугие, щёлкнули с характерным старческим скрипом. Крышка отпахнулась, и Кира увидела аккуратно сложенные, знакомые до слёз вещи. Вязаный плед цвета морской волны, который бабушка связала ей на первое сентября. Потёртый плюшевый медвежонок с одним стеклянным глазом — Мишка. Пачка пожелтевших фотографий, перевязанных ленточкой. И на самом дне, под слоем старой газеты, несколько школьных тетрадей и блокнотов.

Кира улыбнулась. Она достала тетради, села на пол, прислонившись спиной к прохладной стене. Вечерело, но она не включала свет — свет уличных фонарей, пробивавшийся сквозь кружево занавесок, был достаточен. Она листала страницы, испещрённые детским, корявым почерком. Сочинения про лето, конспекты по биологии, первые смутные стишки про осень и дружбу. И вот, из тонкого блокнота в картонной обложке с потускневшим рисунком котёнка выпал листок. Он был сложен вчетверо. Кира развернула его.

Это было стихотворение. Написанное её же рукой, но более уверенно, чем в ранних тетрадках. Видимо, уже в третьем или четвёртом классе. Вверху стояла аккуратная дата: «17 октября 1994 года». И название: «Мой папа».

Кира нахмурилась. Она не помнила, чтобы писала стихи про отца. Про маму — да, куча нелепых строчек ко дню рождения и восьмому марта. Но про отца… Отец в её детстве был фигурой немного отстранённой. Добрым, но вечно занятым. Он работал главным механиком на крупном заводе, уходил рано, приходил поздно, пахнул машинным маслом и металлом. По выходным часто спал, уставший. Они не были особенно близки. Любила ли она его? Конечно. Но это была тихая, привычная любовь, лишённая пылкости и восторгов, которые она испытывала к матери.

Она начала читать. Строчки были простыми, детскими, но в них чувствовалась искренняя попытка уловить суть.

**Мой папа не носит галстук и костюм,**

**На нём всегда рабочая спецовка.**

**Он пахнет не духами, а металлом и мазутом,**

**И знает про любую винтик-гайку.**

Кира усмехнулась. Точно. Он и дома вечно что-то чинил, возился в гараже со своей «Волгой».

**Он редко рассказывает сказки на ночь,**

**Его сказки — про подшипники и схемы.**

**Но если в доме что-то вдруг сломалось,**

**Он скажет: «Не беда» — и станет дома светлым.**

Сердце у Киры ёкнуло. Она вспомнила, как в двенадцать лет у них сломалась стиральная машинка, и мама была в панике. Отец, только пришедший с ночной смены, снял спецовку, достал свой огромный ящик с инструментами и два часа колдовал на кухне. А потом, весь перемазанный, улыбнулся и сказал: «Всё, командир. Можно запускать». И мама расцвела. А он посмотрел на неё таким взглядом… Таким взглядом, которого Кира тогда не поняла.

Она читала дальше, и дыхание её стало чуть чаще.

**Он молчалив, мой папа, словно лес в инее,**

**Не любит громких слов и пустых красивостей.**

**Но раз в году, в ноябре, в день мамин,**

**Он варит странный, горький чай из стойких степных трав.**

**Садится у окна и смотрит в даль упрямо,**

**И в этот день он не мой папа, а чей-то сын, наверное…**

**Он смотрит туда, где нет уже ни мамы, ни отца,**

**Где степь да ветер, да солончаковая гладь.**

**И молча пьёт тот чай до самого конца,**

**И не пытается ничего объяснять.**

Кира замерла. Лёгкая дрожь пробежала по её спине. Что это? Какой ноябрьский день? У бабушки, маминой мамы, день рождения был летом. У дедушки — весной. Папины родители… О них она почти ничего не знала. Значит только, что они умерли давно, ещё до её рождения, и отец почти не говорил о них. Он был родом откуда-то с юга, из степных краёв. Но чтобы он что-то отмечал… Никогда. В их семье отмечали стандартный набор праздников: Новый год, дни рождения, восьмое марта. И всё.

А эти строки… «Он варит странный, горький чай…», «Где степь да ветер…». Это было слишком конкретно, чтобы быть детской фантазией. Откуда у неё, городской девочки, никогда не бывавшей в степи, могли взяться такие образы? И главное — почему она этого совсем не помнила?

Она перевернула листок. На обороте, тем же почерком, но более нервно, было написано: «Спрашивала у папы про чай. Он посмотрел на меня очень странно. Сказал: «Где ты это выдумала?» И ушёл в гараж. Больше не спрашивай. Мама».

Вот оно. Значит, она спрашивала. И получила отповедь. И, видимо, вытеснила это из памяти. Но стихотворение сохранилось, аккуратно сложенное и спрятанное среди других детских реликвий.

Кира сидела на полу в темноте, и старый чемодан, и блокнот, и этот листок бумаги вдруг показались ей не милыми безделушками, а немыми свидетелями какой-то тайны. Тайны, которую её молчаливый отец нёс в себе все эти годы.

Она вскочила, нашла в сумочке телефон. Взгляд её упал на дату. Шестнадцатое октября. Завтра — семнадцатое. Та самая дата, что стояла на стихотворении.

Сердце забилось учащённо, с глухими, тревожными ударами. Она не могла просто отложить это. Не могла. Она должна была узнать. Прямо сейчас.

Она набрала номер отца. Трубку взяли почти сразу.

«Пап? Это я».

«Доченька? — голос Виктора Андреевича был, как всегда, спокойным, немного хрипловатым от многолетней привычки к курению. — Что-то случилось? Ты на новом месте?»

«Всё в порядке, пап. Я… я разбирала тот чемодан, который ты дал».

На другом конце провода наступила короткая пауза.

«Ну и? Нашла свои сокровища?» — спросил он, но в его голосе, показалось Кире, прозвучала натянутость.

«Пап… я нашла стихотворение. Которое писала в детстве. Про тебя».

Теперь пауза затянулась. Слишком долго.

«Какое… стихотворение? — наконец произнёс отец. — Я не помню».

«Там были строчки… про ноябрь. Про какой-то день. Про чай из степных трав. Про то, что ты смотришь в степь, где нет твоих родителей».

Тишина в трубке стала густой, плотной, давящей. Кира даже услышала, как отец на том конце медленно выдохнул дым.

«Зачем ты это достала, Кира? — его голос стал тише, почти шёпотом. — Выбрось. Это детские бредни».

«Папа, это не бредни! Я написала то, что видела! Или чувствовала! Что это за день? Почему ты никогда нам ничего не рассказывал о своих родителях?»

Последовал вздох, полный такой усталости, что у Киры сжалось сердце.

«Не сейчас, дочка. Не по телефону».

«Пап, сегодня шестнадцатое. Завтра та самая дата. Я приеду. Я приеду к тебе завтра. Пожалуйста. Мне нужно знать».

Она ждала отказа, злого окрика, чтобы отвязаться. Но отец снова помолчал и сказал, обречённо:

«Хорошо. Приезжай. Только… не говори маме. Она… она не всё знает».

Это «не всё знает» прозвучало как гром среди ясного неба. Какая ещё тайна могла быть между её родителями, прожившими вместе почти сорок лет?

Ночь Кире не спалось. Она ворочалась в новой, ещё не обжитой кровати, и перед глазами стояли строчки из детского стихотворения. Образ отца, сидящего у окна с горьким чаем, был настолько ярок, что казалось, она действительно когда-то это видела. Но память упрямо молчала.

На следующий день она взяла отгул на работе. Сказала начальнику, что нужно завершить дела по переезду. Она ехала к родителям в типичную панельную многоэтажку на окраине, где они жили с её рождения, и всё внутри было сковано странным предчувствием. Отец открыл дверь. Он выглядел старше своих шестидесяти пяти. Лицо осунулось, глаза были прищурены, будто от яркого света, хотя в прихожей было темновато.

«Мамы нет, — сразу сказал он. — Уехала к подруге, на дачу помогать закрывать сезон. Проходи».

Они прошли на кухню, ту самую, где когда-то чинили стиральную машинку. На столе уже стоял заварочный чайник, не фарфоровый, а старый, эмалированный, с отбитым краем. Рядом лежала холщовая сумочка, из которой виднелись сухие, скрученные стебли и листья незнакомых растений.

«Садись, — сказал отец. Он засыпал травы в чайник, залил крутым кипятком. По кухне пополз горьковатый, терпкий, пыльный запах. Запах степи, сухой земли и полыни. — Ты права. Завтра тот день. Но я… я начинаю сегодня. Потому что завтра мне будет тяжело говорить».

Кира молча села, не сводя глаз с его рук. Эти сильные, исчерченные морщинами и следами машинного масла руки так бережно обращались с чайником.

«Ты написала правду, — начал он, не глядя на неё, уставившись в пар, поднимавшийся над чайником. — Про чай. И про степь. Мои родители… они не умерли до твоего рождения. Они умерли, когда мне было восемнадцать. Не вместе. Сначала отец. Потом, через год, мама».

Он налил себе мутную, жёлто-коричневую жидкость в простую кружку. Не предложил Кире.

«Мы жили не в городе. В посёлке при совхозе, в казахстанской степи. Бескрайней, ровной, как стол. Отец был трактористом, мама — дояркой. Жили бедно, но не голодали. А потом… потом случилась авария на том самом заводе, где я потом тридцать лет проработал механиком. Только это был не наш, головной, а филиал, в трёхстах километрах от нашего посёлка. Там произошёл выброс. Химический. Об этом не писали в газетах. Это было «секретно». Ветер дул в нашу сторону. Облако… Оно накрыло несколько посёлков, включая наш».

Голос отца был ровным, монотонным, как будто он рассказывал не свою историю, а сводку погоды. Но пальцы, сжимавшие кружку, побелели в суставах.

«Отца не стало быстро. Лёгкие. Мама продержалась год. Болела страшно. Я её выхаживал, как мог. Потом похоронил. Мне было девятнадцать. Мне сказали: «Молодец, что держишься. Но жить тут тебе нельзя, земля отравлена». Дали путёвку, отправили сюда, на «Большую землю», на этот завод, по комсомольской путёвке. Я приехал с одним чемоданом. С тем самым, что тебе отдал. И с памятью. И с этой травой. Мама её собирала, говорила, она от тоски по степи помогает. От ностальгии. Я каждый год, в день, когда пришло то облако, завариваю. И смотрю туда, на юго-восток. И молчу. Чтобы не сойти с ума».

Кира сидела, не двигаясь. В ушах гудело. Она пыталась представить: молодой парень, почти мальчик, один, в чужом огромном городе, с такой страшной ношей. И молчащий. Всегда молчащий.

«Почему… почему ты никогда не рассказывал? Маме? Мне?»

Отец наконец поднял на неё глаза. В них стояла такая бездонная, выстраданная боль, что Кире захотелось закричать.

«Маме… я сказал, что родители погибли в аварии. Так оно и было. Подробностей не стал рассказывать. Зачем? Чтобы она боялась? Чтобы ты, когда родилась, росла с мыслью, что мир — это опасное, ядовитое место? Я хотел оградить вас. Оградить от этого ужаса. А сам… сам носил его в себе. Это моя плата. Моя тихая обязанность — помнить. Чтобы они не стали просто статистикой. Чтобы кто-то ещё, кроме меня, знал, что они были. Хотя бы в стихах моей дочки».

Он сделал глоток горького чая, сморщился, но не от вкуса, а от чего-то внутри.

«А то стихотворение… ты, наверное, посмотрела, когда тебе было лет шесть. Я как-то не уберёгся, заварил траву раньше, думая, ты уже спишь. А ты, видно, проснулась. И запомнила. А потом написала. А я испугался. Испугался, что ты что-то узнаешь, проникнешь в эту боль. И сказал тебе, что ты всё выдумала. И ты послушалась. Забыла».

Кира не могла сдержать слёзы. Они текли по её щекам тихо, без рыданий. Она смотрела на этого сильного, молчаливого человека, своего отца, который всю жизнь нёс на своих плечах груз чудовищной трагедии, защищая их с мамой тишиной. Эта тишина была не равнодушием. Это был щит. Щит из молчания.

«Папа… — прошептала она. — Прости меня. Что я не понимала».

«Не за что прощать, — он качнул головой. — Ты ничего не знала. И я хотел, чтобы так и было. Но раз уж ты нашла… Нашла свои же слова… Может, так и надо. Чтобы кто-то ещё помнил. Кроме меня».

Она встала, обошла стол и обняла его. Крепко, по-взрослому. Он сначала замер, потом его мощные, когда-то такие сильные, а теперь немного ссутулившиеся плечи дрогнули. Он положил голову ей на плечо, и она почувствовала, как по её шее скатывается горячая, редкая мужская слеза.

«Не плачь, пап. Не надо. Ты не один. Теперь я знаю. И я буду помнить. Мы будем помнить вместе».

Он не ответил. Он просто сидел, обняв её, и пил свой горький чай памяти. А Кира понимала, что сегодня она нашла не просто старые стихи. Она нашла своего отца. Настоящего. Со всей его болью, тишиной и немыслимой силой духа. И этот найденный отец, его история, его молчаливая любовь были теперь самым ценным, что она перевезла в свой новый дом. Дом, который теперь, наконец, начинал казаться по-настоящему своим. Потому что в нём было знание. И знание это, хоть и горькое, как степная полынь, делало её мир цельным, а связь с прошлым — живой и прочной. Теперь она точно знала, из чего сделан её тихий, сильный папа. И это знание было началом новой, более глубокой и настоящей любви.

Рамочки от Ларки
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Стихи в старом чемодане. | дедушка-разбойник - Мы - Русские, с нами Бог! | Лента друзей дедушка-разбойник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»