• Авторизация


10 интересных особенностей жизни на парусном корабле. 14-06-2025 04:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!



t-record.gif




Рында и подвесные койки

Военные корабли под парусами появились в Португалии в начале 15 века. Линейный корабль – воплощение морской мощи вплоть до середины 19 века. Это грозные военные суда с серьезным вооружением и сложной организацией. Как проходила жизнь моряков на таком корабле, и в чем были особенности морской службы?

1. Линейная тактика парусного флота


Боевые парусные корабли/ Фото: myskillsconnect.com
Боевые парусные корабли

Крупные корабли парусного флота были специально разработаны для линейной тактики ведения морского боя. При этом корабли выстраивались в боевые линии и вели огонь из бортовых пушек. Впервые построение в линию применили португальцы в 1500 году. Отстрелявшись с одного борта, корабли разворачивались другим бортом и вели огонь, как со стен неприступных крепостей.

Такая тактика предполагала, что корабли должны быть очень большими, плавать устойчиво и уметь сохранить свое место в линии под сильным огнем.

2. Размеры и мощное вооружение


Боевой строй английских парусников/ Фото: wikimedia.org
Боевой строй английских парусников

Английский двухпалубный линейный корабль Henry Grace of God начала 16 века в длину был 50 метров, его грузоподъемность составляла 1500 тонн, в команду входило до 1000 человек. Борта щетинились двадцатью новыми тяжелыми бронзовыми пушками, позволявшими вести бортовой залп. Всего имелось 43 тяжелых орудия и 141 единица легкого вооружения.

Крупнейшим линейным кораблем в истории был участвовавший в осаде Севастополя и Крымской войне османский Mahmudiye (спущен на воду в 1829 году) – 76 метров в длину, 128 пушек на трех палубах и 1280 матросов.

Самый крупный парусный военно-морской флот был у Британии. В нем насчитывалось около 140 линейных кораблей. HMS Victory был спущен в 1765 году – это до сих сохранившееся трехпалубное парусное судно, которое остается в строю уже 247 лет. На его вооружении 104 пушки, длина – 57 метров.

3. Офицеры в составе экипажа


На парусных кораблях служили, в том числе и офицеры/ Фото: historynet.com
На парусных кораблях служили, в том числе и офицеры

На боевых кораблях парусного флота служило огромное количество разнообразных специалистов. На линейном корабле HMS Victory имелось 820 моряков (в 1805 году). Причем только 15 человек из команды были высшими офицерами.

В офицерский состав входили: адмирал, который командовал флотом, капитан корабля, девять лейтенантов и четыре офицера морской пехоты. Младшие по чину офицеры отвечали за корабельные службы: за навигацию – корабельный мастер, за орудия, ядра и порох – старший канонир, за паруса и такелаж – боцман. Были также плотники-ремонтники, ответственный за провизию баталер, врач, капеллан.

4. Мичманы и персонал корабля


На кораблях трудились множество моряков в разном звании/ Фото: wikipedia.org
На кораблях трудились множество моряков в разном звании

Нижеследующие по рангу после офицеров – мичманы, которых на борту HMS Victory было 21. Они изучали морское дело, навигацию и тригонометрию, проходя на корабле шестилетнюю практику, после чего могли сдать экзамен и получить звание лейтенанта. Часть моряков высшего командного состава имели аристократическое происхождение, другие были выходцами из среднего класса.

К обслуживающему персоналу относились 43 писаря, ординарцы, стюарды и слуги. Из матросов более половины были опытными и долго прослужившими на военно-морском флоте, остальные из числа рядового состава – служившие до года и новобранцы, которых в основном задействовали на работах со снастями.

На корабле проходили постоянную службу 142 морпеха из Королевской морской пехоты. Они совершали десантные операции и сражались стрелковым и иным оружием. На борту служили более 30 моряков-подростков – юнги часто были сиротами, и их дальнейшая жизнь была связана с морем.

5. Вахтенное дежурство


Штурвал парусного корабля/ Фото: oboi-3d.ru
Штурвал парусного корабля

Разделение команды на «левую» и «правую» вахты позволяло дежурить по очереди, но во время боя или чрезвычайной ситуации давали команду «свистать всех наверх».

Смена вахт происходила по удару в корабельный колокол восемь раз. Услышав сигнал, первая половина команды отправлялась на отдых на нижние палубы, а к своим обязанностям приступала вторая половина. Всего сменялось семь вахт, и две из них – первая и вторая полувахты длились два часа. Так все команды последовательно чередовались, ни одна не оставалась постоянно на ночные вахты.

6. Управление парусным кораблем


Положение относительно ветра было важно для управления кораблем/ Фото: mvf.su
Положение относительно ветра было важно для управления кораблем

Для парусника крайне важно положение относительно ветра – наветренное или подветренное. Наветренное положение дает важные преимущества – капитан обладает тактической инициативой, выбирая, вступать в бой или нет.

Подветренное положение несет риск быть подбитым в днище при крене. Поэтому капитан рассчитывает оптимальный курс своего корабля относительно ветра. У HMS Victory это курс один-два румба от кормы. Держать верный курс должен рулевой, стоящий на штурвале.

7. Работа с парусами


Паруса убирали или ставили в зависимости от силы ветра/ Фото: stoneforest.ru
Паруса убирали или ставили в зависимости от силы ветра

Когда корабль шел под сильным ветром, распускались верхние марсели, дополняясь треугольными кливерами. Если ветер был легким, добавлялись паруса фок, грот, брамсель. Если устанавливались летучие паруса лисели, то корабль шел «под полными парусами».

При усилении ветра бом-брамсели и лисели быстро убирали, чтобы их не сорвало ветром. Галс против ветра «бейдевинд» для HMS Victory составлял шесть румбов.

8. Постановка корабля на якорь


Спуск якоря/ Фото: faktodrom.com
Спуск якоря

Большой корабль было довольно трудно поставить на якорную стоянку. Процесс был сложным и ответственным. Сначала промеряли глубину при помощи лота – веревки с привязанным на конце свинцовым грузом и разметкой в морской сажень (1,8 м). Обычно глубина для стоянки составляла 72 метра, но иногда была больше. После снижения скорости убирались паруса, якорь опускался и к нему крепился буй.

Якорный трос разматывался по мере того, как корабль дрейфовал кормой назад. Длина троса была втрое больше глубины дна, а его вес надежно удерживал парусник на месте. Иногда требовалось несколько якорей, чтобы закрепить корабль.

9. Парусный корабль в бою


Сражение на море/ Фото: dvkomsomolsk.ru
Сражение на море

Услышав от капитана команду «Все по местам!», на корабле начинали подготовку к сражению. Батарейные палубы освобождались от коек и всего лишнего, готовился лазарет. Из погребов на батарейные палубы поднимали ядра, пороховые заряды и картечь. Шлюпки спускались с палубы на воду. На палубе рассыпался песок, чтобы избежать скольжения, сверху натягивалась сетка для защиты от обломков снастей или рангоута.

Капитан и его офицеры надевали полную парадную форму и занимали места на шканцах. Марсовые матросы взбирались на мачты, стрелки занимали позиции. Плотники оставались в готовности заделать возможные пробоины в трюме. Канониры и их помощники готовили пушечные заряды.

Самыми мощными орудиями были 32-фунтовые пушки, которые размещались на нижней палубе. Ядра могли пробить 60-сантиметровую обшивку из мореного дуба. Каждая пушка обслуживалась командой численностью до 14 матросов.

Вступая в сражение, орудия давали залп – одновременный выстрел с одного борта. Расстояние до вражеского корабля должно было составлять менее 460 м, а иногда корабли сражались рядом – борт о борт. Особенно страшны были выстрелы вдоль кормы – чугунные ядра летели, круша и разметая все на своем пути, сея смерть и хаос.

Команда «На абордаж!» отдавалась, когда капитан решал захватить корабль врага. Для этого формировались абордажные команды из матросов, вооруженных мушкетами и пистолетами, иногда саблями. На палубу корабля бросали абордажные кошки и притягивали его, затем следовал стремительный и кровавый бой.

10. Питание и сон на паруснике


Повседневная жизнь моряков не отличалась разнообразием/ Фото: histrf.ru
Повседневная жизнь моряков не отличалась разнообразием

Жизнь вне сражений проходила в ежедневной обязательной рутине, размеренной ударами рынды – корабельного колокола. Для отдыха офицеров предназначались подвесные койки, матросы спали в гамаках на батарейных палубах, между орудиями. Вахтенные наводили порядок – мыли палубы и чистили латунь, красили дерево.

Питание для экипажа подавали трижды в день, в обед еда была горячей. Команда делилась по восемь моряков, которые по очереди ходили в камбуз за едой. Блюда не были разнообразными и изысканными, но вполне питательными. Запасы состояли из солонины, копченой свинины, галет. К тому же на борт регулярно доставляли свежую воду, овощи и мясо в виде живого скота.

Источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 интересных особенностей жизни на парусном корабле. | дедушка-разбойник - Мы - Русские, с нами Бог! | Лента друзей дедушка-разбойник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»