• Авторизация


Как с лошадей пересели на авто, и за что на Руси могли казнить извозчика. 31-05-2025 05:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!



t-record.gif

Автомобилей ещё не было и в помине, но уже тогда люди пытались как-то упорядочить дорожное движение. В то время правила распространялись исключительно на конные экипажи и повозки, запряженные лошадьми.Долго всем было не до этой проблемы. И вот к началу 18 века на улицах российских городов начался полный беспредел! Неширокие улочки, лихие извозчики, сбитые пешеходы, сталкивающиеся повозки... Правители время от времени предпринимали попытки создать на улицах порядок. Однако получалось это, мягко говоря, не слишком хорошо.[

Наказание кошками, и речь не про симпатичных котят


Алексей Михайлович ввел запрет на въезд в Кремль на повозках и верхом всем, кто был чином ниже стольника.
Алексей Михайлович ввел запрет на въезд в Кремль на повозках и верхом всем, кто был чином ниже стольника

Итак, к началу 18 века на улицах было неспокойно. Бывало и так, что даже между важными господами возникали конфликты из-за того, кто кому должен уступить дорогу. Кучера, служившие у знатных особ, могли безнаказанно разгонять пешеходов кнутами, а опрокидывающиеся на поворотах повозки и сани становились причиной травм и увечий.А если нырнуть вглубь истории дорожного движения в России? Начать можно самого интересного: оказывается, правостороннее движение появилось еще при Иване Грозном! Он повелел отправлять провинившихся бояр в Тайницкую башню (там холопов пороли батогами) для выписки штрафов. Жестко, но справедливо.

В 1670 году Алексей Михайлович, стремясь оградить пешеходов, ввел запрет на въезд в Кремль как на повозках, так и верхом всем, кто был чином ниже стольника – подчеркивая, таким образом, социальную иерархию даже в вопросах передвижения. Берегли пешеходов, получается. А вот 3 января 1683 года Иван и Пётр Алексеевичи подписали указ. Кучеры и извозчики лишались права избивать прохожих бичами. Запрещалось передвигаться без возниц, а лишь на вожжах. Так повелось на Руси, что всегда использовали возниц, сидящих на лошадях. Но из Европы пришёл другой обычай лошадьми управляли при помощи вожжей. Вот с этим-то и боролся царский указ.

Петр Великий тоже не остался в стороне. Он вообще большой молодец в плане наведения порядка. Он приказал создать полицию. И вот, в 1718 году в С-Петербурге появился первый генерал-полицмейстер. Им стал Антон Девер, друг царя. Обязанность его была такова: следить не только за порядком, но и за тем, чтобы улицы были чисты. И чтобы все от гужевого транспорта до наездников двигались аккуратно. В 1719 году вышел указ, запрещающий отпускать на улицы города скот. С 1720 года началась регистрация полицией кучеров и извозчиков. Они получали номерные знаки, а за правилами движения пристально наблюдали. Наказания были суровые! Нарушил первый раз — порка кошками (плетьми с узелками). Второй — порка и штраф. Третий — каторга! Номера вначале делали из ткани и нашивали на одежду извозчика, а позднее их стали изготавливать из меди. Тогда же на выезде из городов появились шлагбаумы, охраняемые вооруженными людьми, чтобы преступники не пакостили. В 1721 году Петр издал указ о мощении улиц, организации их освещении и централизованном сборе навоза. Вот это была твердая царская рука.

Строгие меры Анны Иоанновны


Строгие правила начала вводить еше Анна Иоановна.
Строгие правила начала вводить еще Анна Иоановна

А теперь о самой суровой правительнице в плане дорожных правил. Императрице Анне Иоанновне (1730-1740 годы правления) не нравилось, что творится на дорогах. Некоторое время она наблюдала, как, невзирая на указы, народ продолжает безобразничать: лихачат, как на повозках, так и верхом, сбивает людей. А от извозчика или кучера можно получить сильный удар плетью. Случались и серьезные ранения.
Терпение закончилось. Анна Иоанновна издала указ. Полиция обязана была задерживать всех виновных до выяснения обстоятельств, с конфискацией лошадей в пользу конюшни царя. Шутки кончились!

В 1732 году последовал указ: извозчикам, кучерам и “людям всех чинов” предписывалось передвигаться степенно, очень осторожно и осмотрительно, коней держать взнузданными. Нарушителей же (лихачей, кто ездит рискованно или допускает, чтобы их слуги “необыкновенно скакали”, давили прохожих или лупили их плетками) – надлежало ловить, учинять следствие и, при доказательстве вины, наказывать со всей строгостью, вплоть до лишения жизни! Крутые меры.

В 1835 году, с целью повышения эффективности контроля за движением, в Москве было издано постановление, обязывающее всадников и возчиков подчиняться требованиям полиции о снижении скорости или остановке. За неисполнение предписывался крупный денежный штраф или заключение под стражу.

Первые водительские права


В 1784 году в России появляются первые водительские права.
В 1784 году в России появляются первые водительские права.

Итак, в XVIII веке по улицам ездят кареты, запряженные лошадьми, а автомобили кажутся чем-то из области фантастики. И вот в это время, в 1784 году, в России появляются первые “права” на управление транспортом! Казалось бы, мелочь, но какой важный шаг в организации дорожного движения. Об этом упоминает Иоанн Готлиб Георги в своей книге, посвященной С-Петербургу. Получил эти “права” обычный извозчик по фамилии Иванов. И что интересно, в документе были прописаны не только его права. Там и обязанности были. Это вам не просто бумажку получить!

Но даже строгие законы не всегда помогали. Историк Пыляев писал, что Павел I, устав от постоянных происшествий на дорогах, однажды в гневе приказал вообще изгнать всех извозчиков из города. В XIX веке решили, что нужно как-то предупреждать о маневрах. И вот появляется новое правило: если извозчик хочет обогнать кого-то, он должен свистеть или звонить в колокольчик. А уже в 1890-х годах решили все упорядочить и прописали строгие правила. Теперь извозчики должны были дежурить ночью на стоянках, чтобы помогать в экстренных случаях. Не допускалось перегружать лошадей и создавать помехи другим участникам движения. Кажется, будто извозчики стали первыми “таксистами”, только на лошадях.

Каждый извозчик должен был иметь во время работы бумажку с тарифами — “таксу”. И, конечно, он не имел права отказаться везти пассажира в дальний район или требовать больше денег, чем положено. И уж тем более, требовать “на водочку”. Хотя, наверняка, соблазн был велик. К счастью, за нарушения правил уже не приговаривали к смерти. Теперь могли штрафовать или лишать лицензии. Но пьянство все равно оставалось проблемой. В “Московских ведомостях” описали случай, когда извозчик-женщина (видимо, хозяйка бизнеса) сама села на облучок, потому что все её работники ушли в запой. Вот такие были суровые будни извозчиков!

Источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как с лошадей пересели на авто, и за что на Руси могли казнить извозчика. | дедушка-разбойник - Мы - Русские, с нами Бог! | Лента друзей дедушка-разбойник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»