Непосвященные путешественники нередко обходят село Дермань, спрятанное в пышных садах и рощах среди Мизоцкого кряжа на Ровенщине. Зеленый туризм сюда не дошел, дороги - традиционные для отделенных от магистралей украинских сел. Туристам бывает невдомек, что обходят они праматерь украинского книгопечатания, повстанческую колыбель Волыни.
Дермань! Знаєте Ви, що таке Дермань?… Ні, Ви не знаєте, що таке Дермань. Це дуже простора і дуже барвиста казка. Вже здалека розгортається вона цілими милями вправо і вліво. Вже здалеку цілими натовпами пруться зо всіх сторін краєвиди, і горе Вам, чоловіче, коли Ви не митець, не поет або, принаймні, звичайний фотоаматор. Зупиніться, знімайте капелюх і старанно вітайте цю царицю волинських сіл
Улас Самчук
Чем же знаменито село Дермань? Во-первых, своей древней историей. О том, что здесь нашли когда-то зубы мамонта говорить не буду, а расскажу о делах более поздних.
Хотя первое упоминание о Дермани датировано 8 декабря 1322, люди здесь селились еще до нашей эры. Доныне в Дермани есть угол под названием Райгородок. Сейчас здесь ничего, кроме поля и кустов. А в дни ордынского нашествия в далеком 1241 году здесь кипела жизнь небольшого городка. Горожане противостояли орде, но монголо-татары уничтожили город окончательно и запретили селиться на том же месте. От тех времени там остался курган - будто бы там лежат убитые жителями Райгородка монголы...
А где-то в 14 веке охотился в этих местах князь из рода Острожских, устал, склонил буйную головушку, задремал и не заметил, как напал на него медведь. Но силен был князь, отбился от медведя. И в память об этом событии назвал эту местность "Дримань" ( от слова "дремать"). Есть и более интересная версия. Дермань - "дер мене!", то есть - "чур меня!"
В 15 веке князья Острожские (богатейшие магнаты местных земель) построили здесь крепость, в которой затем организовали мужской монастырь. Но похоже, что монахи селились здесь и раньше, так как уже тогда было известно урочище под названием "Скит".
Небольшое разъяснение: со второй половины 14 века Волынь входила в состав Великого княжества Литовского, а с 1569 года - в состав Речи Посполитой. Князья Острожские никогда не выступали против польской "короны", но всегда добивались культурно-религиозной автономии. С этой целью, т.е. для укрепления своей веры, князь Константин Василий Острожский передает Дерманский монастырь со всеми прилегающими к нему селами монахам. С условием - жить по правилам статута Василия Великого (василиане) и "чтобы каждый из них никакого своего личного имущества не имел, и даже воли собственной не мог иметь..." Вот как! В 1575 году управителем монастыря назначается Иван Федоров (известный нам первопечатник) и пока для него строится и комплектуется типография в Остроге, готовит к печати свою знаменитую "Острожскую Библию".
В 1602 году монастырь становится значительным культурно-просветительским центром. Это было связано с тем, что обострилась борьба за наследство между сыновьями князя Василия-Константина Острожского - православного Александра и католика Януша. Очевидно, предполагая сберечь Острожскую Академию от влияния католиков, князь решил перевести иеё именно сюда, в Дерманский монастырь. Переводится сюда и типография, которая, правда, просуществовала здесь всего лишь до 1605 года, но было издано много ценнейших книг на славянско-греко-латинских языках. Появляется духовная школа, собирается ценнейшая библиотека. (Где она???) Дерманские монахи отличались своим знанием языков. Они переводят с греческого сборники "Пчела", "Беседы Иоанна Златоуста" .
В 1602 году в монастыре пребывал Григорий Отрепьев, оставив в одной из книг свой автограф.
Рисунок современного художника. Очень хорошо передано впечатление от Дермани - вот так широко раскинулся этот городок с хаотично расположенными домами.
В 1627-1633 г.г. архимандритом Дерманского монастыря становится церковный деятель, ученый-филолог, писатель, автор знаменитой "Грамматики" Мелетий Смотрицкий. Чем-то сродни его жизнь судьбе Адама Киселя. Пытался примирить православных и католиков, но... Окончил жизнь практически в изгнании, осмеянный и "своими" и "чужими". Умер в Дермани. Могила неизвестна, - где-то на территории монастыря. Но не забыт. По сей день ведутся дебаты - снять или не снять памятную доску с его именем с въездной монастырской башни.
После третьего раздела Польши Дермань входит в состав Российской империи, но все еще остается просветительским центром. Правда, уже меньшего "калибра". Действуют школа пономарей, духовные училища, народное училище. В 1906 году открывается учительская семинария, для которой напротив монастыря строится новое здание.
Сейчас в ней Дерманская гимназия.
Читаем Уласа Самчука, повесть "Волынь". "...Старое строение, древние, изъеденные временем стены, высокая звонница с широкими железными воротами, раскидистые ели, которыми Бог знает когда, обсажены монастырские аллеи..."
Специально пишу оригинал, чтобы вы почувствовали, как мелодично звучит украинский язык: "Стара будова, старезні, погризені часом мури, висока дзвінниця з широкою залізною брамою, широчезні смереки, якими бозна відколи висаджені монастирські алеї"...
И где же эти муры, где огромные смереки? Большой, ухоженный, вымощенный плиткой двор.
Современный ландшафтный дизайн. Все добросовестно отремонтировано, отреставрировано. И это, конечно, очень хорошо. Но...Потеряны все следы почти тысячелетней истории.
Есть упоминания о том, что князья Острожские всегда внезапно могли появиться на территории монастыря. Возможно, это и породило легенду о том, что существует большой подземный ход от Дермани до Острога. Причем, он настолько высокий и широкий, что на нем запросто проезжал всадник на коне. Вообще-то, возможно преувеличены только размеры, а сами подземелья существовали, так как до сих пор не найдена могила Мелетия Смотрицкого да и остальных монахов, которые, и это точно известно, были похоронены на территории монастыря.
Удивительно, но в годы советской власти, вернее, польской власти монастырь не закрыли. С 1924 по 1941 год эта территория Украины принадлежала Польше. А в 1944 году вместо монахов здесь стали хозяйничать монахини, но недолго. С 1960 по 1991 год в монастырских стенах была организована школа-интернат для слаборазвитых детей.
С 30 августа 1991 года - это Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь.
Выходим. Этим липам почти по 300 лет.
А интересен он тем, что в шестидесятых годах в этом храме писала иконы наша известная художница - Лидия Ивановна Спасская.
Ее иконописные работы стали украшением храмов разных стран.
У входа в храм - капличка, сделанная в дупле старой-престарой липы.
Можно только представить, что повидало на своем веку это древнее дерево и о чем может нам рассказать. Наверняка, оно было свидетелем строительства Храма.
В 1805 году монастырские василиане, предчувствуя, что скоро их выселят из монастыря, начали строительство нового приходского храма.
Храм получился добротным и просторным, в стиле католической базилики. В 1828 году василиане были изгнаны из Волынских земель, но память о себе оставили достойную.
Работа Лидии Ивановны Спасской.
Со середины 50-х годов прошлого века Лидия Ивановна почувствовала внутреннюю потребность рисовать иконы и расписывать храмы. Хотя во времена воинствующего атеизма заниматься этим искусством было опасно, она рискнула, поскольку увидела в этом свою дорогу к Богу.
А началось все со встречи с знакомым отцом — Сергеем Кульчицким. Именно он пригласил художницу в Дермань. Для сельской церкви она создала картину «Голгофа» и икону Святых Петра и Павла. По заказу этого же священника, который переехал служить на север России, Лидия Ивановна расписывала церкви в Архангельске, Мурманске, Великом Устюге. Тамошний архиепископ Гавриил предложил ей написать иконы для соборов в Астрахани и Ташкенте. Кисти Лидии Спасской принадлежат также полотна «Въезд Господний в Иерусалим» и «Нагорная проповедь Иисуса Христа» в Свято-Троицком соборе в Луцке. А храм Святого Феодосия Черниговского в этом городе она расписала почти полностью.
Подробнее о Лидии Ивановне, Чистой и Светлой, оставившей о себе добрую-добрую память во многих уголках Украины и России, я обязательно расскажу вам.
У Храма- скромный памятник с надписью "Будівничий Свято Троїцького храму" - (Строитель Свято Троицкого храма). Здесь покоится отец Доримедонт, который до 1900 года был не только настоятелем, благоустроителем, строителем храма, но и учителем приходской школы.
Чем же еще известна Дермань? Жители этого региона Украины знают о кровавой драме, которая происходила и здесь, и в близлежащих селах в 1942 году. Говорят, что все колодцы были забиты искалеченными трупами мужчин, женщин и детей. Как могла произойти ТАКАЯ трагедия в ТАКОМ святом месте? Наберите поисковиком слово "Дермань" - почитайте, но уверена, что трудно вам будет разобраться, кто виноват в этой трагедии не только украинского, но и русского, чешского, польского народа.
Много лет прошло, но мне показалось, что, несмотря на такие знаменитые храмы, на обилие икон, на частые церковные праздники, куда съезжаются тысячи людей, висит в воздухе Дермани какая-то тревога. Возможно, погода повлияла на мои впечатления.
Перебираю фотографии, сделанные в Дермани и удивляюсь... в этот раз - практически только фотографии храмов. Нет ни домов с необычной каменной кладкой, впервые увиденные здесь. Нет фотографий интересных и забавных табличек, предупреждающих о наличии злых собак. Похоже, что причиной этому была серая и тягостная "мряка", которая вызывала вместо благоговения перед святостью и древностью этих мест, тяжелые воспоминания прочитанного и слышанного: заваленные колодцы, расстрелы и кровавые бойни, где" не один тут брат поліг од брата".
И очень хочется верить, что все эти кровавые бойни останутся, наконец, позади. И искренние молитвы к Всевышнему поспособствуют этому....