
Живопись
Только в Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.

В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. Т. Марков, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, Э. Плюшар, Ф. С. Завьялов, П. М. Шамшин, Ф. П. Брюллов, Т. А. Нефф, К. Штейбен, В. Сазонов, Н. Майков, К. А. Молдавский, Ч. Муссини, С. А. Живаго, А. Е. Бейдеман, Х. Дузи, Ф. Рисc, И. К. Дорнер и А. Никитин.
Общий проект живописи в соборе подготовил О. Монферран в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I.
Устанавливалась строгая последовательность в работе: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, исполнить картон в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, Советом Академии художеств и императором.

В целом живопись собора отражает принципы русской академической школы. Картина - апофеоз одного героя, композиция строго уравновешена, колористическое решение - "академическая трехцветка" (гамма белых, красных и синих тонов).
Помимо соблюдения канонов, в трактовке сюжетов и персонажей заметно влияние романтических тенденций, часто связанных с мироощущением художника.

Наглядно звучание темы произведений - безысходный трагизм и мистика - воплотилось в работах Ф. А. Бруни, лишенных ложного пафоса порывах персонажей Н. М. Алексеева. Другим живописцам собора свойственно повышенное внимание к деталям и антуражу.
Монументально-декоративная живопись органично связана с архитектоникой интерьера - аттиком, сводами, главным и малыми куполами.
Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д' Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.

Живописными работами в Исаакиевском соборе руководил крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев.
В западной части храма располагаются произведения на темы Ветхого Завета, в восточной - на темы Евангелия.
Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками К. Б. Венигом, П. Ф. Плешановым и И. С. Ксенофонтовым.

Над западными дверями росписи, посвященные сотворению мира: "Солнце, Луна и звезды с группами ангелов", "Творец, благословляющий свое творение" и "Шестидневное творение видимого мира".
Одно из лучших произведений Бруни - "Всемирный потоп". Картина поражает безысходностью и трагизмом, эффект достигнут за счет лаконизма изображения бедствия и мастерства композиции, воплощенной в изысканно-линейном ритме. Колорит росписи сдержанный - серо-голубая гамма тонов. Рядом - исполненное эпического покоя "Жертвоприношение Ноя". На западном своде центрального нефа - "Видение пророка Иезекииля" площадью 250 кв. м, мистическое настроение которой создано контрастом фигуры пророка и воскресающих - от скелета до облаченного в саван мертвеца. Колорит оживлен яркими пятнами одежд ангелов и полосой восхода.

Идеей о всемогуществе Бога проникнута роспись "Страшный суд". Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса.
Грандиозен по своим размерам (816 кв. м) плафон главного купола кисти великого Карла Павловича Брюллова. Получив в 1842 году этот заказ, живописец воскликнул: "Мне тесно, я бы теперь расписал небо!". Сюжет росписи - молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом располагаются святые покровители царствовавшего Дома Романовых.

Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода. Фигуры главных персонажей даны в сложных ракурсах так же, как группы парящих у облаков ангелов. Живописная балюстрада иллюзорно связывает плафон с архитектурными формами барабана купола. Яркое и в то же время изысканное цветовое решение делает роспись Брюллова доминантой всех монументально-декоративных произведений храма.
Плафон Исаакиевского собора - одно из последних творений Карла Павловича на родине, подтверждающее его виртуозное мастерство монументалиста. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола и "Страсти Господни" завершил академик П. В. Басин по картонам Брюллова.
Академик Э. Плюшар выполнил росписи по библейским сюжетам: "Моисей в Ниле", "Бог является Моисею в купине неопалимой", "Моисей и Аарон перед фараоном". Этим произведением свойственны некоторая дробность и детализация.

На аттике - "Переход израильтян через Чермное море" Н. М. Алексеева, представителя Арзамасской школы живописи, дублировавшей программу Императорской Академии художеств. Ее отличает смелое диагональное построение, уравновешенность обеих частей и связь с архитектурной поверхностью. Динамизм в трактовке персонажей характерен и для другой работы Алексеева "Ангел, истребляющий первенцев египетских".
Три росписи исполнил Ф. С. Завьялов: "Мариамна, воспевающая песнь Богу", "Синайское Законодательство" и "Предсмертное завещание Моисея". Их отличает четкость композиции и неяркое цветовое решение.

Росписи "Аарон, приносящий жертву Богу", "Иисус Навин входит в обетованную землю" и "Гедеоново руно" создал профессор П. М. Шамшин. С южной стороны над карнизом - работа А. Т. Маркова "Иосиф в Египте принимает отца и братьев", над ней - "Патриарх Иаков, благословляющий детей" кисти К. Штейбена.

Автор росписей "Видение Иаковом лествицы", "Исаак, благословляющий детей" и "Авраам, приносящий в жертву Исаака" - Э. Плюшар.

Малые плафоны украшены "Взятием Еноха на небо" А. Т. Маркова и "Взятием пророка Илии на небо" П. М. Шамшина.
Важнейшее место в живописном цикле храма занимают "Чудесное насыщение пятью хлебами" Э. Плюшара и "Нагорная проповедь" кисти П. В. Басина, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола. Плюшар разместил персонажи по принципу "изящных группировок". У Басина план несколько расширен, цвет более сдержан.

В трактовке евангельского сюжета Басин выступает как основоположник внешне правдоподобной манеры, утвердившейся в официальной церковной живописи XIX - начала XX века. Его работу высоко оценивали современники.
Росписи В. Сазонова "Притча о блудном сыне" и "Притча о милосердном самарянине" связаны между собой композиционным решением и колоритом. Отличаются от обычной академической манеры работы А. Никитина "Притча о семени и сеятеле" и "Притча о званых и незваных", выполненные в наивно-повествовательном стиле.
Четыре плафона на темы христианских добродетелей выполнил Н. Майков: "Вера", "Надежда", "Любовь" и "Премудрость". В. К. Шебуев создал четыре значительных произведения в предалтарной части храма: "Воскрешение сына вдовы Наинской", "Иисус Христос благословляет детей", "Воскрешение Лазаря" и "Иисус Христос в доме Марфы и Марии". Их отличает мастерство композиции, блистательный рисунок и сдержанный колорит, характерные для академической школы эпохи высокого классицизма.
Завершают евангельский цикл шесть произведений Н. М. Алексеева: "Исцеление слепорожденного", "Покаявшаяся грешница", "Исцеление расслабленного", "Иисус Христос спасает утопающего Петра", "Брак в Кане Галилейской" и "Исцеление прокаженного".

По замыслу создателей убранства храма, события духовной истории здесь должны были стать всеобъемлющими. Плафоны двух малых куполов и люнеты над ними посвящены местным святым и событиям русской истории. Академик Ф. Рисc выполнил росписи "Св. Исаакий Далматский", "Избрание греческой веры великим князем Владимиром", "Крещение киевлян при Владимире", "Крещение Владимира" и "Возвращение зрения Владимиру".
В юго-западной части храма сюжет купольной росписи - "Прославленная св. Феврония". Под куполом в арках - "Собор Апостольский в Иерусалиме", "Св. митрополит Петр благословляет великого князя московского Иоанна построить в Москве каменную соборную Успенскую церковь", "Несение образа Казанской Божьей Матери около Кремлевских стен в 1612 году" и "Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на побоище". Выдержанный в традициях академической школы исторический цикл живописи подтверждает идею торжества Православия. В его композиционном и колористическом решении несомненно участие П. В. Басина.

Следует отметить, что размещение икон в Исаакиевском соборе отличается от канонического. Так, "Страшный суд" - в восточной части храма, хотя его традиционное место - запад. Очевидна концепция освещения библейской истории от сотворения мира до его конца. Поэтому объяснимо еще одно отступление - иконы в нишах стен и пилонов, посвященные Двунадесятым праздникам. По традиции, сложившейся в конце XIV века, иконы праздничного чина помещались в верхних ярусах иконостаса. Размещение их внизу усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, составляется своего рода уникальное собрание, пронизанное единой духовной тематикой. Праздничные иконы располагаются в 20 нишах, в мраморных, богато орнаментированных рамах. Под ними - филенки бордового мрамора "гриотто" с надписями золоченой бронзы, посвященные праздничным ирмосам и тропарям. Авторы этих работ - Т. А. Нефф, К. Штейбен и Ч. Муссини.

Кисти известного и популярного среди петербургской знати Т. А. Неффа принадлежат полотна "Рождество Богоматери", "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Вознесение Господне", "Введение Богоматери во храм", "Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня", "Иисус посылает свой образ Авгарию", "Покров Пресвятой Богородицы". Их отличает утонченность рисунка, одухотворенная красота образов, изысканный колорит и световые эффекты.

Более драматичны по сюжету и характеру иконы кисти К. Штейбена "Распятие", "Положение во гроб", "Вход Господень в Иерусалим", "Воскресение Христово", "Иоаким и Анна", "Рождество Иоанна Предтечи" и "Вознесение Богородицы". Манера выходца из Германии Штейбена явно тяготеет к традициям западноевропейского академизма XIX века. Профессор Флорентийской Академии Ч. Муссини создал для собора 6 картин, из которых сохранились 3: "Крещение Господне", "Обрезание Господне" и "Сретение".

Наиболее яркий смысловой и художественный акцент интерьера - главный иконостас. Для мозаичных икон его первого яруса живописные оригиналы были выполнены Т. А. Неффом, для второго - Ф. П. Брюлловым. Автор живописных образов ветхозаветных пророков и патриархов - С. А. Живаго. По его живописному оригиналу была создана мозаика "Тайная вечеря", его кисти принадлежит и "Моление о чаше", построенное на контрастах яркого луча света левой верхней части и затемненной правой.
Главный иконостас отличается наличием боковых арок, открывающих проходы к малым алтарям. В приделе св. Александра Невского Ф. П. Брюллов выполнил фигуры ангелов по сторонам рельефа "Скрижали заповедей". Плафон "Господь Вседержитель, несомый ангелами" - работа П. В. Басина - тематически связан со скульптурной группой Пименова "Преображение". Росписи в люнетах посвящены св. Александру Невскому.
Более яркое цветовое решение выбрал художник для придела св. Екатерины. Плафон "Взятие на небо Богоматери" сдержан по колориту. В люнетах - жития великомучеников.

В аттиках и на своде главного алтаря - росписи Ф. А. Бруни "Неверие Фомы", "Святой Дух, окруженный ангелами", "Явление Христа апостолам по Воскресении" и "Омовение ног". Высокое мастерство исполнения отличает плафон "Введение Первородного во Вселенную". Особенно отличается произведение "Аз есмь среди Вас" (явление Христа апостолам), виртуозное по композиции и выдержанное в характерной для Бруни серовато-голубой гамме тонов.
Аттик над царскими вратами акцентирует роспись Т. А. Неффа "Спас Нерукотворный", ортодоксальная по композиции и утонченная по рисунку.

В целом иконной живописи алтарной части собора присущ декоративный характер. Схожесть пышных облачений, некоторая монотонность контуров, фронтальность персонажей усиливает впечатление единства.
Росписи и полотна Исаакиевского собора - редкое явление синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения.
Подготовлено С. А. Шулятевой

НАРУЖНАЯ СКУЛЬПТУРА
Декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в Исаакиевском соборе единение Православной Церкви и российской монархии, почитание русских царей как святых.

Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, они были заключены в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.

Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.

На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.
На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с младенцем, по сторонам - волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском Дворе.

Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
Отлиты горельефы фронтонов были из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842 – 1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.
По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом.




Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.


Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь. Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.


Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845 – 1847 годах.
На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола. Тематически скульптуры символизируют этапы земной жизни Иисуса Христа и его заповеди. Выполнены И. Германом в 1839 году.
Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841 – 1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.
В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».
В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках - композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах - статуи апостолов Петра и Павла.


Обилие наружной скульптуры несколько зрительно перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.



Подготовлено И. А. Сидневой

Внутренняя скульптура
Значительную роль в убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах.

Особое место занимают работы И. П. Витали. В 1845 - 1850 годах он с помощниками Р. К. Залеманом и В. В. Беляевым оформлял своды храма.

Пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи - барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов. Над ангелами - пилястры, образующие со скульптурой единую вертикаль. Такое решение подчеркивает легкость и цельность архитектурной композиции.

Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу, в трактовке образов чувствуется влияние итальянского барокко XVIII века.

Исключительный интерес представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику и скульптуру.

Малые иконостасы венчают скульптурные группы Н. С. Пименова "Воскресение" в приделе св. Екатерины и "Преображение" в приделе св. Александра Невского. Они прекрасно сочетаются с архитектоникой иконостасов, удачно дополняют и завершают их.

"Воскресение" состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы - Иисус Христос. Его правая рука поднята вверх, голова запрокинута, всей фигуре придана динамика. Мотив устремленности Господа ввысь поддержан удачным решением позы ангела слева, создающей впечатление необыкновенной легкости. Предлагая динамичное решение этой группы, Пименов все же остался верен традициям классицизма: у скульптуры устойчивая, четкая композиция. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. Они зрительно уравновешивают группу, сложные ракурсы которой свидетельствуют о влиянии барочной итальянской скульптуры.

"Преображение" по решению композиционно близко "Воскресению". В центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него -
пророки, ниже - апостолы
Иоанн и Петр. Фигура раскинувшего руки Господа кажется необыкновенно легкой и динамичной, пророки как бы парят в воздухе. Композиция носит остро эмоциональный характер: в образах апостолов Пименову удалось передать удивление, восторг и страх.
В целом убранство малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения.

Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И. П. Витали. Северные врата посвящены св. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных - сюжеты житий св. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных - апостолов Петра и Павла.

Над каждой дверью помещен рельеф, сюжет которого раскрывает смысл находящейся выше надписи. Надпись над северной дверью: "Кесарева Кесареви Божия Богови", под ней рельеф "Христос объясняет поданную Ему монету". Надпись над южной дверью гласит: "Исполни Слава Господня Храм", рельеф - "Торжество освящения Иерусалимского храма". Над западными вратами начертано: "Кресту Твоему поклоняемся", рельеф - "Воздвижение Честного Животворящего Креста".

Каждая створка двери разделена на четыре кессона с многофигурными композициями. Особое мастерство отличает исполнение рельефов западной двери: слева (сверху вниз) - "Призвание апостола Павла на пути в Дамаск", "Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге", "Апостол Павел перед царем Агриппой" и "Кончина апостола Павла".

Очень динамична сцена проповеди: энергично спорящий человек в широком плаще и спокойно внимающий ему философ; напряженная фигура пожилого афинянина, полного раздумья, и в центре - фигура самого Павла, объединяющая композицию.

Противопоставление мужества духовного грубой силе отражено в сцене казни апостола. В центре - опустившийся на колено Павел, в облике которого чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Над ним палач занес секиру, еще мгновенье - и апостолу отсекут голову. Лица палача не видно, но вся его приземистая фигура выглядит зловеще. Равнодушно с трона взирает на казнь римский наместник. В углу рельефа - сочувствующие Павлу люди.
Лепка персонажей предполагает руку опытного ваятеля, чувствуется, что это работа самого Витали.
Рельефы южных дверей исполнены неровно. Наиболее удачны композиции правой створки: "Победа Александра Невского над шведами", "Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католицизма", "Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан" и "Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург".
На левой створке - фрагменты жития святого равноапостольного князя Владимира Киевского: "Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру", "Князь Владимир принимает вернувшихся послов", "Крещение князя Владимира в Херсонесе" и "Крещение киевлян в Днепре".

Интересны рельефы северной двери: "Св. Исаакий Далматский и император Валент", "Спасение св. Исаакия Далматского ангелами", "Освобождение св. Исаакия из темницы" и "Св. Исаакий благословляет императора Феодосия"; "Посвящение св. Николая в иеродиаконы", "Св. Николай, открытый в тайном благодеянии", "Избрание св. Николая на архиепископский престол", "Николай Мирликийский изгоняет Ария с Первого Вселенского собора".
Кроме того, на всех внутренних дверях храма помещены многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах. Витали с помощниками создали ряд образов, резко отличающихся от традиционных идеализированных изображений. Многие бюсты воспроизводят чьи-то конкретные черты. Скорее всего, их лепили с людей, встречавшихся в мастерских, на строительстве собора, на улицах Петербурга. Так, в облике великомученика Федора (северные двери) воплощен тип русского крестьянина: задумчивое скорбное лицо изрезано глубокими морщинами, борода всклочена, волосы резкими прядями ниспадают на лоб. У лиц великомучеников Дамиана и святой Нонны (северные двери) - типично славянские черты. житейские горести исказили черты Нонны, но не смогли уничтожить выражение гордости и благородства. Княгиня Феврония (южные двери) напоминает фанатичных монахинь.

За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой. Это позволило Монферрану уменьшить массу собора и ослабить неравномерность его осадки. Гальванопластические работы выполнялись на заводе герцога Лейхтенбергского в Петербурге.

По предложению Монферрана скульптура сводов крепилась не к кирпичной кладке, а к специальным металлическим конструкциям, образующим декоративный внутренний свод. Это было новшеством в строительной практике того времени.

Скульптура на дверях храма была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века.
Подготовлено И. А. Сидневой
(Продолжение следует)
