|
В изумительно художественных мемуарах Валентина Катаева поэт замаскирован именем «Командор».
Ну, такой и был: большой, высокий, сильный. Отчасти высокомерный.
[показать]
В воспоминаниях другого современника – Анатолия Мариенгофа, тоже человека физически не хилого, эпизод: некто плюгавенький читает лекцию о современной поэзии и заколодился на слове «вырожденцы», мол, футуристы – вырожденцы, имажинисты – вырожденцы, все вырожденцы. И вот трое атлетически сложённых мужиков – Маяковский, Мариенгоф, Шершеневич – выстраиваются в ряд за спиной плюгавенького, которого едва видно из-за трибуны, зал хохочет, а Маяковский снисходительно успокаивает докладчика, мол, продолжайте, товарищ, вырожденцы слушают вас.
Продолжу сей образный ряд притчей о слоне, которого изучают слепые. Один ощупал хобот и сказал, что слон похож на змею. Другой полапал ногу и уверенно заявил, что слон – это колонна. А третий поймал хвостик и решил, что слон – просто верёвочка.
Такой вот и Маяковский.
У меня на полке затесалась книжица из «Школьной библиотеки» советских времён: поэмы «Ленин» и «Хорошо!», «Левый марш», «Стихи о советском паспорте», «Разговор с товарищем Лениным», «Рассказ Хренова о Кузнецстрое» – мифостроительство новой эпохи, а поэзия…
Что ж, он сознательно «ушёл на фронт из барских садоводств поэзии – бабы капризной».
Впрочем, какие там садоводства. Маяковский был резок и эпатажен: «Я люблю смотреть как умирают дети», - и трагичен: «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!». И просто насмешлив: «Я сошью себе чёрные штаны из бархата голоса моего. Жёлтую кофту из трёх аршин заката». Наблюдателен: «Автомобиль подкрасил губы у блёклой женщины Карьера».
А вот репродукцию Карьера нашёл в сети, пусть будет
[669x524]
Кстати, каков эрудит. И каков вкус. Маяковский изначально художник, некоторые его стихи наглядно живописны: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зелёный бросали горстями дукаты, а чёрным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие жёлтые карты», - что это? Город-фантасмагория. Влекущий, соблазнительный: «Вулканы бёдра за льдами платий, колосья грудей для жатвы спелы», - он же ещё совсем молоденький, этот поэт, а значит гиперсексуальный – «иду красивый, двадцатидвухлетний».
Маяковский слишком грандиозен, чтобы любить его всего, без разбора, оптом. Поэтому лично я люблю его понемножку, частями, полностью нельзя, это перебор, всё равно что жахнуть стакан неразведённого спирта…
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река - сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно - у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я - ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А вот совсем другое, нежно-игривое:
Нежно говорил ей –
мы у реки шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, – не звезда, а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете у камыша идти…»
Ну, цитировать можно без конца...
(via)
|