Французский художник венгерского происхождения Вазарели учился в Венгрии в академии Пололини-Волькман, а затем в академии Мухели в Будапеште у Шандора Бортника (1929). Перебравшись в Париж в 1931, он работал в рекламе и в 1936-1944 создал ряд графических произведений со своей особой семантикой. В 1944 он участвовал в создании галереи Денизы Рене, которая открылась его выставкой.
Серия портретов (автопортрет, портрет А. Арто), исполненных в 1946, свидетельствует о его исканиях в посткубистическом духе («Семь лет несчастий»). Внезапно, около 1952, Вазарели обращается к абстракции.
Цветовое поле сводится к нескольким цветам, а линия, элегантная и мягкая, играет теперь динамическую роль. Пораженный камнями в Бель-Иль-ан-Мер (1947) художник укрепляется в идее, что «язык духа является лишь сверхвибрацией физической природы»; этому переходу от реальности к синтезу соответствует период «кристалла» (Горд, Воклюз, 1948).
В творчестве Вазарели с наибольшей силой проявились идеи кинетизма, возникшего не внезапно и не случайно, но ставшего завершением упорной работы.
Вехи в истории кинетизма отметил сам Вазарели - в «Голубом этюде» (1930) и «Фольклоре», в которых он обращается к цветным частицам Климта, в духе стиля модерн, стремясь организовать пространство динамически.
Серия«Зебры» (1932-1942) отвечает духу его последних исканий. Художник переходит теперь от станковой живописи к стенной и от плоскости к объему, вводит новые материалы (алюминий, стекло), чтобы в дальнейшем интегрировать свои произведения в архитектуру, которая является его высшей целью: университетский городок в Каракасе с настенными украшениями в честь Малевича;
композиции из керамики и алюминиевых пластин (в Париже - многоквартирные дома на бульваре Ланн, на авеню де Версаль, на улице Каму; муниципальные дома с дешевыми квартирами в городе Мо); поли-хромные скульптуры во Флэне (Верхняя Савойя); ковры, тканые в Обюссоне.
Вазарели исполнил также значительные графические работы («Альбом Вазарели», 1958; «Альбом III», 1959; «Созвездия», 1967).
Являясь одновременно скульптором и живописцем, он, скорее пластик, режиссер цвета и пространства. Он горячо ратовал за создание стенного пространства, оживленного оптическими эффектами, за отказ от станковой живописи и стремление обрести связь с ренессансной традицией, осуществившей на практике идею всеобщего искусства.
Его участие во всех крупных выставках современного искусства принесло его творчеству всемирную известность. Обосновавшись в замке Горд и создав в июне 1970 «дидактический музей», Вазарели собрал около 550 своих произведений, свидетельствующих о его творческой эволюции, а в 1976 основал фонд Вазарели в Экс-анПровансе.
В том же 1976 был учрежден Музей Вазарели в Пече в Венгрии. Художник определил свой метод в многочисленных сочинениях, например в «Plas-ti-Cite» (1970).
Его произведения представлены во всех крупнейших музеях современного искусства.
Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от opticalart - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции(см. кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения,последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя.Направление продолжает техницистскую линию модернизма.
[показать]
Задача оп-арта – обмануть глаз,спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий".Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.
Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции.Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему(гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
[показать]
"Группа исследований визуального искусства" (объединение художников оптического и кинетического искусства) писала в своем манифесте "Довольно мистификаций" (1961): "Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза,интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза.Человеческий глаз является нашей исходной точкой"
Под "человеческим глазом" имеются в виду типовые реакции психики, на основе которых возникают иллюзии. Такие иллюзии действительно имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального сознания, культуры,убеждений и вкусов личности. В этом смысле создания оп-арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага,различные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности. На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства.Так, Вазарели писал: "Моя цель – внедрить пластическое сознание в повседневную жизнь. Мои работы предлагают социальное благосостояние раrехсеllenсе"
[показать]
Представители оп-арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве, поскольку сам глаз генерирует форму,трансформирует "материю" живописи в "энергию" видимого образа
Если в природе мы видим красоту даже там, где царит хаос и отсутствует ритм, то оп-арт, как и человек, стремящийся преобразовать природу, ищет красоту и выразительность в чётком, но сложном для нашего восприятия геометрическом рисунке, внося хаос в наше ощущение формы и пространства и таким образом добиваясь определённого эффекта. Наше восприятие стремится организовать видимое глазу изображение хаотически разбросанных цветных пятен в простую систему, оп-арт, наоборот,пользуясь строгими геометрическими построениями разрушает целостность восприятия, демонстрируя особенности нашей перцепции.
[показать]