7 декабря свой юбилей (четыре раза по 20) отметит замечательная Алиса Фрейндлих. Не верится, конечно. Да и сама она, будто не замечая возраста, неизменно отдает себя сцене. Дочери великого Бруно Фрейндлиха, самой великой и народной петербурженке, подвластно на сцене и на экране все.
На сцене Театра имени Ленсовета постановка "Люди и страсти" — и музыка, и танцы. То, что в этом вся Фрейндлих, увидел ставший ее мужем Игорь Владимиров. В собранной им труппе и Михаил Боярский, с которым позже – на телеэкране в образе королевы Анны в "Трех мушкетерах". Но перед тем, как примерить голубое платье монаршей особы, было голубенькое платьишко в эпизодической роли буфетчицы в "Полосатом рейсе". Она играла всё. Да так, что верил даже зритель кинокартин, что называется, не для всех. Речь, разумеется, о "Сталкере". Но поистине фантастическим успехом обернулись её перевоплощения в рязановском "Служебном романе".
И вновь — театр: спектакль "Оскар и Розовая Дама". Ту премьеру 10 лет назад критики назовут не просто гениальной — божественной. А уже через неделю в этом году, в Москве вновь будут "Уроки танго и любви". И Фрейндлих вновь будет танцевать – с партнершей-горничной в исполнении дочери Варвары.
Но главная сцена — в Петербурге на Фонтанке, в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Там, зная, что Алиса Бруновна не любит давать телеинтервью, мы, прождав много часов, всё-таки её перехватили. И хотя бы кратко спросили о планах на юбилей.
- Это смешно. В этом возрасте юбилеи идут с частотой, какой курица несет яйца. Пять лет — юбилей. Пять лет — юбилей. Так нельзя изнурять зрителя этими моментами. Бессовестно. Я хочу игнорировать это.
- Зритель изменился за эти пять лет, если посмотреть все-таки на последние?
- Ну, пять лет — это небольшой срок для зрителя.
- Но общество стремительно развивается. Чувствуете перемены?
- Ну, как вам сказать? Перемены, перемены, не всегда благие. Есть симпатичности. А что касается зрителя, то он помолодел, как мне кажется.
- Все-таки молодеет, серьезно? Пошли молодые люди в театр?
- Люди в театре, насколько я себя наблюдаю за последние эти скачки, пять, пять, пять, на чужом поле, правда, помолодели.
- Знаете, я — москвич. Вот у меня ощущение, что у нас в Москве все-таки средний возраст зрителя растет. Может быть, оно ошибочно. Может быть, мне не повезло с правильным посещением театра. А в Петербурге молодеет. Город от города вообще отличается?
- Нет, это не значит, что нет зрелых людей в театре. Их много. Но я вижу и много молодежи, что приятно. Они как-то очень открыто реагируют, поэтому их заметнее.
- Я однажды вас здесь сторожил на лестнице, вы мимо меня проскочили. Мне говорят, ну, ты уже у Фрейндлих взял интервью, целых 22 секунды. Это было 5 лет назад. Но я все время наблюдал, какая же вы маленькая.
- Да. Ну, что делать?
- А как же вы умудряетесь быть такой большой на сцене?
- Ну, каблучки.
- Да нет. Помимо каблучков.
- Помимо каблучков вряд ли я большая на сцене. Я маленькая, как есть. А потом с возрастом я становлюсь все ниже и ниже, все меньше и меньше ростом. Ну, что делать? Оседаю. Земля требует меня.
- Последнее. У вас сейчас "Что делать?" будут репетировать. Вы, по-моему, не заняты.
- Я не занята.
- Там же знаменитая фраза есть: "Это не они выше, это мы ниже", — когда отзываются о главном герое. А вот в театральном мире это применимо в отношении к актерам и зрителям, между актерами? Не они, не мы, не они выше, а мы ниже?
- Ну, наверное, применимо. Я так думаю, что все-таки зрителя надо немножко подтаскивать к себе. Для этого надо быть повыше. Вот и все. Простая геометрия.
- Спасибо!