«Сказания о Сатни»
Первая часть «Сказаний» сохранилась на папирусе, найденном в конце XIX века в Дейр эль-Мединэ в погребении коптского монаха и хранящемся в Египетском музее в Каире. Источник датируется III в до н.э., т.е. относится к периоду владычества в Египте династии Птолемеев. Вторая часть текста сохранилась в списке I в до н.э. и находится в собрании Британского музея в Лондоне.
«Вторая часть «Сказаний о Сатни» повествует о Хаэмуасе и его приемном сыне, Са-Осирисе, на самом деле, воплощении давно умершего волшебника Хора, сына Панеше, вернувшегося по воле богов на землю, чтобы спасти Египет от чар африканских колдунов.
С самых первых строк текста мы встречаемся с очень распространенным в египетской традиции способом получения необходимого знания: Мехитуасехет, бесплодная жена Сатни-Хаэмуаса, заснув в храме, слышит безымянный божественный голос, сообщающий ей последовательность необходимых для обретения ребенка магических действий; во сне же и самому Сатни голос сообщает имя будущего ребенка, отмечая неординарность его будущего: «совершит он на земле этой чудеса многие небывалые, волшебства бесчисленные необычайные». Более того, само имя ребенка, Са-Осирис, более чем значимое: «Сын Осириса».
С невероятной быстротой растущий интеллектуально и физически, ребенок вскоре превосходит мудростью всех самых известных египетских ученых и жрецов. Вскоре, знание, которым он обладал, проявляется: чтобы доказать отцу, что умерший бедняк, погребаемый без соблюдения надлежащих ритуалов, получит лучшую долю в загробном мире, нежели «хорошо экипированный» богач, Са-Осирис ведет Сатни живого в царство Осириса.
Продемонстрировав еще огромное количество чудес, Са-Осирис успешно исполняет волю богов: спасает Египет от нашествия африканских чар; вместо исчезнувшего на глазах у всего царского двора «сына Осириса», боги даруют Сатни и Мехитуасехет настоящее дитя.» (В.Солкин)
1.
[560x700]