• Авторизация


Египет глазами Михаила Потапова. 16-07-2015 17:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Весенняя_рапсодия Оригинальное сообщение

Михаила Потапов. Солнечные фараоны.

Михаил Михайлович Потапов (1904-2007 год) – потомственный русский дворянин, патриарх российской живописи, архидиакон и …египтолог. "…Моя душа жила тогда в Египте", - просто говорит Михаил Михайлович. Вернее - продолжает жить до сих пор… Сведя запутанную структуру божеств к единственному культу Атона, почитавшегося в образе многорукого Солнца, Эхнатон предвосхитил грядущую эру Монотеизма, когда религиозное чувство перестало растекаться по горизонтали, чтобы окончательно сосредоточиться на прорыве в область Трансцендентного. "О, сколь многочисленно творимое Тобою/ И скрытое от мира людей,/ Бог единственный! Нет другого, кроме Тебя!/ Ты был один - и сотворил землю по желанию сердца своего…" Исполнив положенный им на музыку Большой гимн Атону, диакон Михаил, шёл на службу в храм, где пел тропарь очередному празднику и это было для него совершенно органичным. Ведь ежедневно на вечернем богослужении Православная Церковь провожает Солнце гимном "Свете Тихий" в честь Подателя Жизни. Солнечный культ, учреждённый Эхнатоном, был не бoльшим язычеством, чем строки Псалтири, где сказано, что "Господь Бог есть Солнце" (Пс 83:12). Эхнатон понимал, что солнечный диск - только внешняя форма, в которой Атон предпочитает являть себя людям. На самом деле, Бог есть нечто большее - это жизненная сила, как таковая, энергия, необходимая для развития всего существующего. фото-цитата Ахинея-Я


 

[399x500]

Портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон 1977

[270x500]

Как и император Константин, Эхнатон оставался полновластным самодержцем, сочетая духовное и царское служение. Даже горячий противник имперской государственности, Даниил Андреев, не скрывал восхищения перед гением этого владыки: "Провиденциальные силы сделали первый в мировой истории шаг к озарению народных сознаний реальностью Единого Бога. Если бы реформа Эхнатона удалась, встретив достойных преемников и продолжателей, миссия Христа была бы осуществлена на несколько веков раньше, и не на Иордане, а в долине Нила". Если сравнить "Большой гимн Атону" со 103 псалмом, станет очевидным, откуда взялись не только многие библейские идеи, но и конкретные эпитеты и выражения. А если вспомнить, что завоевание кочевниками-"хапиру" Земли Обетованной было бы совершенно невозможным без молчаливого согласия фараона-"еретика", то поменяется привычная концепция священной истории, где Израиль объявлен якобы единственным народом, чтившим Истинного Бога. На самом деле подобный взгляд устарел ещё во времена Византии, когда Церковь вместе с еврейскими пророками, воздала должное провозвестникам Святой Троицы и Христа среди остальных народов, принятых в Новый Завет.
 

Парадный портрет фараона Эхнатона

[450x360]

Выезд Эхнатона и Нефертити на колеснице 1986

[500x296]

…Потапов "заболел" Эхнатоном в 1915 году, когда будучи учеником Черкасской гимназии, прочитал о нём в 2-хтомнике Д.Г. Брэстеда. Личность и идеи фараона-мыслителя потрясли до глубины души. С 10 лет Миша погрузился в изучение трудов египтологов, как на русском, так на французском, английском и немецком языках. М.М. Потапов вспоминает: "Я попросил маму, чтобы мне сшили подобие древнеегипетского костюма из прозрачной кисеи, в котором я выбегал на обрыв Днепра, чтобы встретить восходящее солнце… Когда солнце показывалось над Полтавским берегом протекавшего вниз Днепра, я протягивал к нему свои ручонки и пел Гимн Солнцу фараона Эхнатона". Детство кончилось. Старшие братья связали судьбу с Белым движением, весь 1920 г. семья провела в Крыму. После эвакуации армии Врангеля настала новая эпоха: с мечтой стать египтологом пришлось распроститься. Для дворян (а покойный отец Потапова, к тому же был генералом) двери ВУЗ'ов были наглухо закрыты.
 

Оплакивание дочери

[384x500]

Портрет третьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон

[331x500]

Летом 1928 г. перед душой Михаила Михайловича как бы распахнулись врата времён. "Однажды я вышел в сад нашего севастопольского дома и задумался о судьбе моего любимого фараона, - вспоминает Потапов. - И вдруг как будто всё затуманилось вокруг, и перед моим взором стали возникать как на экране кинематографа картины. Я видел спальню умирающего Аменхотепа III, его жену Тейю в кресле рядом с ним… И мне только оставалось зафиксировать это на бумаге. Так я начал писать книгу ''Солнечный мессия Древнего Египта'' и в 30-х закончил первую часть задуманной трилогии". На следующий год Потапов приезжает в Ленинград, где его акварели в древнеегипетском стиле увидел любимец Сталина, академик Н.Я. Марр. Тот направил молодого человека к крупнейшему тогда египтологу В.В. Струве. "Только древнеегипетские мастера могли создать подобное. Вы - воскресший из мёртвых древнеегипетский художник", - заявил потрясённый учёный и зачислил Михаила в Эрмитаж стажёром. Но над Потаповым довлел злой рок. Призыв в армию и болезнь лёгких помешали ему остаться в Ленинграде. Затем последовал арест. "Что это у вас всё Египет и Египет? Не собирались ли уж вы туда бежать?" - спросили при обыске. "Бежать не собирался, но побывать там - моя мечта", - честно ответил Михаил.
 

Портрет фараона Аменемхета III

[397x500]

портрет фараона Сменхкара 1979

[450x513]

Однако даже следователи допрашивавшие Потапова понимали, что перед ними неординарная личность. Его ни разу не пытали, ни били, хотя из своих мнимых "сообщников по подполью" он никого не выдал. Талант спас Михаила Михайловича и в лагере. Последние годы он фактически работал главным художником в театре Беломоро-Балтийского комбината. После возвращения в Крым грянула война. При немцах стали открывать церкви. Увидев написанный Потаповым иконостас, комендант предложил ему дать рекомендацию в берлинскую Академию художеств, где его друг состоял профессором. Михаил Михайлович отказался - на руках оставались старушка-мать и больной брат. Когда война закончилась, Потапов по совету архиепископа Нестора принял священный сан и осуществил в храмовой живописи свои бессмертные шедевры. Всё время напряжённо трудясь, М.М. Потапов, тем не менее, выкраивал силы и для постоянного обращения к образу "христианина до Христа", как называл Эхнатона Брэстед.
 

Портрет фараона Тутанхамона 1978

[391x500]

Портрет фараона Эхнатона в профиль 1980

[350x473]

Портрет фараона Эхнатона

[416x501]

Портрет царицы Нефертити в профиль 1983

[320x500]

Портрет царицы Нефертити 1970

[323x500]

Портрет царицы Тейи 1973

[366x500]

Портрет Эхнатона восторжествовавшего над жрецами

[315x500]

Портрет юного Эхнатона

и на последок фото ванной Михаила Потапова

[600x450]

 

 

 

 

 

Серия сообщений "Египет":
Часть 1 - Михаила Потапов. Солнечные фараоны.
Часть 2 - Михаил потапов. Выставка Солнечные Фараоны
Часть 3 - Фараоны 18 династии. Аменхотеп, Эхнатон, Тутанхамон.
...
Часть 6 - Египет, сфинксы, Клеопатра ч.1
Часть 7 - фильм ЗАГАДКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Часть 8 - Фараоны и их жены.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Египет глазами Михаила Потапова. | HatoriRA - Дневник HatoriRA | Лента друзей HatoriRA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»