«В начале было Слово» - сказано в Писании. Отзвуки этой истины слышатся в названии эпической поэмы «Слово о полку Игореве». Её бессмертные строки обращают нас к самым началам, корням и истокам Земли Русской.
Под пером гениального автора история похода новгород-северского князя Игоря в «степь половецкую» возвысилась до высот поистине вселенского масштаба.
Действие «Слова» охватывает необозримое пространство от Карпат до берегов Волги. Оно наполнено звуками и разноязыкими голосами, окутано «мглами» морских смерчей и сполохами небесных знамений.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». «Затмение солнца», гравюра на дереве, 1938 г.
И через всё это встревоженное мироздание великий гуманист XII века обращает к людям страстный призыв к единству и согласию. Идея всеобщего противостояния злу достигает в поэме пронзительной силы.
И доныне щемящей нотой отзываются в сердце читателя набатные раскаты гибнущего русского города Римова:
- Се у Рим кричат под саблями половецкими!
Миниатюра «Взятие Изяславля монголо-татарами». 1240 г. Летописный лицевой свод. Из собрания Ярославского музея-заповедника
Вещие прозрения «Слова» будто предвосхищают судьбу России. На распутьях истории русскому народу не единожды приходилось одолевать военные лихолетья, превозмогать губительные усобицы и темную вражду.
Но раз за разом, по давним обетам «Игоревой песни», великие свершения Земли Русской завершались торжествующим финалом:
- Страны рады, грады веселы!
Панорама Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (со стороны реки Которосль) – места обретения «Слова о полку Игореве»
История обретения национальной святыни связана с именем графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744-1817), русского историка и собирателя древностей.
В 1791 году он был назначен на пост обер-прокурора Святейшего Синода. Его стараниями 11 августа 1791 г. «просвещенная государыня» Екатерина II подписала указ, разрешающий изымать из монастырских хранилищ древние рукописи.
Портрет графа А.И. Мусина-Пушкина. Неизвестный художник конца XVIII - начала XIX в. http://permgallery.narod.ru/index/neizvestnyj_khud...anovicha_musina_pushkina/0-130
И как видно, новые обязанности пришлись Мусину-Пушкину по душе. Он с головой окунулся в работу по изучению и систематизации поступающих реликвий. В 1792 году граф писал в предисловии к изданию «Русской правды»:
«Прислано из разных мест немалое уже число таковых книг, которые … рассматривая в досужные часы, нашли мы многие весьма древние сочинения, к обогащению нашей истории послужить могущие».
Лицевой свод XIII в., список XVI в., воспроизведение. Из собрания Ярославского музея-заповедника
Однако деятельность А.И. Мусина-Пушкина не ограничивалась изысканиями под сводами столичного Синода. Азарт собирателя не оставлял графа при посещениях Ярославской губернии, где находились его родовые усадьбы Борисоглеб и Иловна (увы, обе затоплены водами Рыбинского моря).
Усадебные дома в имениях графов Мусиных-Пушкиных Борисоглеб и Иловна в Мологском уезде Ярославской губернии. Не сохранились http://expedition.demo.krown.cc/assets/images/borisogleb.2.jpg https://prihozhanin.msdm.ru/images/pogovorit/zachem_monahu_akvalang/004.jpg
В одной из таких поездок Мусину-Пушкину стало известно о ценном собрании рукописей, хранящемся в Спасо-Ярославском монастыре. Интерес подогревало и то обстоятельство, что в 1787 г. архивы обители пополнились документами упраздненного в Ростове Великом Архиерейского дома.
Зимний вид Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
На протяжении 800 лет, со времен сокрушения языческих идолов, в Ростове находилась кафедра одной из древнейших православных епархий. Там с 1214 года (!) действовал «первый русский университет» - уникальный центр просвещения и письменности древней Руси - Григорьевский затвор.
Профессиональное чутье не обмануло сиятельного графа. В 1792 году его доверенному «комиссионеру» удалось купить у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского 4 древние книги.
Собор Спасо-Преображенского монастыря, 1505-1516 гг.
Среди них оказался объемистый сборник летописных текстов «Хронограф». Завершался манускрипт небольшим рукописным фрагментом - дошедшим через века списком «Слова о полку Игореве»!
Соборная ризница с монастырским книгохранилищем, где по преданию, до 1792 г. хранилась рукопись «Слова о полку Игореве» (примыкает к собору)
Но потребовалось еще восемь лет, прежде чем «Слово» стало всеобщим достоянием. Для прочтения рукописи Мусину-Пушкину понадобилась помощь лучших археографов того времени – Н.Н. Бантыш-Каменского и А.Ф. Малиновского.
Один из уголков музейной экспозиции «Слово о полку Игореве»
Лишь в 1800 году найденный список был впервые издан тиражом 1200 экземпляров под названием: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича».
Титульный лист издания «Слова о полку Игореве» 1800 г. https://school-ethiopia.ru/wp-content/uploads/fff356641ca973b59f0afba6387bc93b.jpg
С выходом в свет «Слово» стремительно обрело огромную популярность. Высочайшую оценку дал ему Александр Сергеевич Пушкин. В своих очерках он называл поэму «вершиной нашей словесности».
Настоятельские покои и трапезная палата XVI в., где сегодня развернута экспозиция «Слова о полку Игореве».
Охранная доска на трапезной палате
В бурных дискуссиях, развернувшихся вокруг «Слова», Пушкин горячо отстаивал его подлинность. Он резонно полагал, что о подделке не может идти и речи, поскольку в одном лишь «Плаче Ярославны» поэзии виделось больше, чем во всех поэтах 18 века, вместе взятых.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Плач Ярославны в Путивле, гравюра на дереве, 1938 г. https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/10/s_5eb8558ebd663/1448573_1.jpeg
Можно добавить, что из последующих интерпретаторов поэмы, пожалуй, только композитору А.П. Бородину удалось создать произведение, близкое по силе к оригиналу. Речь о его опере «Князь Игорь».
В одном из залов экспозиции «Слово о полку Игореве»
Существует несколько версий о том, каким образом «Слово о полку Игореве» могло оказаться в Ярославле. Ведь от Новгород-Северского волжский город удален почти на тысячу километров.
Ключи к разгадке могут лежать в личности одного из первых ярославских князей - Константина Всеволодовича (1185-1219).
Доспехи татаро-монгольского и русского воинов в экспозиции «Слово о полку Игореве»
В историю он вошел как просветитель, увлечённый библиофил и выдающийся знаток книжной словесности. Им была собрана огромная библиотека, насчитывающая одних только греческих книг более 1000 томов. Для переложения текстов на русский язык к княжескому двору привлекались опытные переводчики.
Макет Пятницкой церкви в Чернигове, конец XII – начало XIII в. Из экспозиции «Слово о полку Игореве»
По указу князя в 1216 году в городе был заложен помянутый Спасо-Преображенский монастырь, при котором основано первое в Северо-Восточной Руси училище.
Вид Спасо-Преображенского монастыря
Особо стоит отметить, что Константин был старшим сыном одного из героев поэмы, великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Автор «Слова» удостоил его чрезвычайно лестной характеристики:
Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прилети издалеча,
Отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу весла раскропити,
А Дон шеломы выльяти!
Столп со строками поэмы «Слово о полку Игореве» в зале экспозиции
Таким образом, у князя Константина имелись веские мотивы, чтобы заполучить список выдающегося литературного творения. Поэма, написанная в 1185-1187 гг., к началу 1200-х годов, очевидно, уже успела обрести известность.
И вряд ли «светлый разумением муж», ценящий словесность «паче всякого имения», не удостоил бы своим вниманием вдохновенную оду в честь родного отца
Стенд с вооружением русского воина XVII в.: кольчуга, копья, пушки, ядра
Через несколько веков в руках графа Мусина-Пушкина оказалась, скорее всего, «дочерняя» копия «Слова», заново переписанная с древнего образца на рубеже XV-XVI веков, возможно, в ростовском Григорьевском затворе.
Так или иначе, единственный список «Слова о полку Игореве» был обретен в Спасо-Преображенском монастыре. Сегодня в его стенах размещается Ярославский музей-заповедник.
Доступная для всех «колоколенка» на территории музея
Одна из основных музейных экспозиций посвящена «Слову». Представленные здесь вещи и образцы вооружения XI-XVII вв. проникнуты подлинным духом эпохи. Его ощущаешь повсюду – в древних боевых доспехах, в затейливом полууставе овеянных мудростью книг, в арках старинных палат, сохранивших для нас «Слово».
Стенд с оружием русских воинов XI-XIII вв.: меч, наконечники стрел, наконечники копий, боевые топоры
Отдельный зал посвящен графу А.И. Мусину-Пушкину. В нем установлен своеобразный «алтарь» в честь первооткрывателя национальной святыни.
Стенд в честь А.И. Мусина-Пушкина в музее
Как известно, найденный в Ярославле список «Слова о полку Игореве» погиб при пожаре Москвы 1812 г. Н.М. Карамзин называл эту потерю величайшей утратой русской культуры.
Редкое издание «Истории Российской» В.Н. Татищева, 1784 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника
Но по счастью, пройдя через горнило войн и пожаров, строки поэмы сохранились в издании А.И. Мусина-Пушкина 1800 г. И сегодня бессмертный памятник литературы XII века вновь потрясает потомков блеском неувядаемого шедевра.
Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря с дозорной башней,1516 г.
Источник:
https://dzen.ru/a/YnOBFx7RyACtayoI