О платке. СИНИЙ ПЛАТОЧЕК О платке. ЖИВОПИСНО-НАРОДНОЕ
«Платки носили и царицы, и жрицы...»
Головной убор русской женщины представлял собой невероятную игру света и цвета: блеск шелковистой ткани, сияние жемчуга, яркий блеск золотого шитья. Великолепие головного убора трудно описать. Шали красовались васильками, алыми сочными розами, маками, которые соперничали с румянцем щёк красавиц. Но зимние праздники с катанием на тройке русские красавицы встречали не только в цветастых шалях, но и в оренбургских пуховых платках.
Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».
Оренбургский пуховый платок - один из символов России
Людмила Зыкина - «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. Ф., композитор Пономаренко Г. Ф.,
"Оренбурскый" - как протяжно запевала Зыкина
Традиционный и известный по всей России и за ее пределами народный промысел — производство пуховых платков. Главным его звеном являются...оренбургские пуховые козы
Издавна Оренбуржье — один из важнейших козоводческих районов России.
На формирование козьего пуха оказывают влияние местные природные условия: сильные ветры, крепкие морозы и жаркое засушливое лето, связанные с резко континентальным климатом Оренбургского Края. От других коз она отличается продуктивностью, а самое главное — мягким, тонким (14-17 мкм) (ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм) и коротким (5-7 см) пухом. Кроме этого, оренбургские козы крупнее других пуховых коз, они имеют крепкую конституцию, хорошо развитый костяк, однотонную шерсть.
Порода выведена искусственно в XIX веке на Южном Урале в результате сложного и длительного селекционного отбора. Толчок к развитию пухового козоводства дал традиционный промысел местного населения — вязание различных предметов одежды их пуха местных коз.
Вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков.
Рычков Пётр Иванович 1712-1777 (Памятник на привокзальной площади Оренбурга)
Петр Иванович Рычков — известный российский ученый, изучавший историю Оренбургского края, его экономику, этнографию, автор знаменитой «Истории Оренбургской», составитель «Топографии Оренбургской губернии», член-корреспондент Академии наук России.
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».
За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
народный флешмоб в Оренбурге по составлению узора оренбургского платка
Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.
Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым.
Хочется напомнить о том, что соотношение цены и качества все же должно быть пропорциональным. Не бывает совсем дешевой и качественной вещи из дорогих материалов. Поэтому решая купить себе «настоящую» оренбургскую шаль, не бросайтесь на поразительно низкие цены. Узнайте сначала сколько стоит сырье и сколько стоит ручная работа, а сравнив задумайтесь насколько реальна, подкупившая вас цена.