Это цитата сообщения
Лулу_Прада Оригинальное сообщениеСвет и тьма Караваджо
Для многих выдающихся художников Караваджо был сияющим светилом, чьи лучи питали их искусство. Для других - имя Караваджо звучало как символ темных скандалов.
Увидеть Караваджо - таким первым моим желанием было, когда я прибыла в Валлетту...
Что я тогда о Нем знала?.. думала что достаточно:
Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света.
Этот свет как бы лепит из мрака изображение.
Эффектно. Эмоционально. Драматично. - но только ли...
Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман с печальным финалом.
В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез.
|
Ты победил — злодейка пала,
И на щите Медузы лик.
Такого живопись не знала,
Чтоб на холсте был слышен крик. |
Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо написал крик "Головы Медузы" (60x55). А полное восторженных эпитетов стихотворение поэта Джамбаттисты Марино, обратило внимание на талант Каравадо.
"Голова Медузы" Караваджо, как верный талисман, охраняла дом Медичи от всех напастей и никогда не покидала Флоренцию.
Ему было только пять лет, когда эпидемия чумы унесла жизни его отца и деда. Осталась только мать – одинокая женщина, пытающаяся прокормить прорву детей в Милане. Об этом периоде жизни Караваджо сохранилось очень мало информации. Мать художника, думающая только о том, как бы прокормить детей, не могла уделять им должного внимания. В итоге большую часть времени юный гений проводил на городских улицах — они стали его первой школой. Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза:
"Нет надежды — нет страха".

Michelangelo Merisi da Caravaggio
Караваджо отлично усвоил этот урок. Прежде чем начать обучаться живописи, он освоил то искусство, которое больше всего могло пригодиться ему в жизни — фехтование.
В 12 лет будущий художник попал в тюрьму после драки в таверне, едва не закончившейся убийством. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано. Ее надежды на то, что занятия искусством наставят сына на праведный путь, в итоге не оправдались. Вечера Микеланджело Караваджо проводил в тавернах. Пьяные драки, скандалы и тюремные заключения следовали одни за другими. Но, несмотря на это, художник усердно работал в мастерской над развитием своего таланта. Кроме алкоголя, драк и живописи его не интересовало ничего. Поворотный момент случился в 1590 году, когда самому было 20. Тогда умерла мать живописца, которая хоть как-то пыталась сдерживать взрывной характер сына. Теперь у него были деньги, полученные в наследство, а значит, хмельных ночей в жизни Караваджо стало еще больше. И вот, в очередной пьяной драке художник совершил убийство и, спасаясь от правосудия, бежал из Милана. Но куда он мог отправиться? Где бы его талант мог быть востребован?
Ответ, естественно, был один — Рим!

Церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим.
"Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел", "Мученичество святого Матфея"
В возрасте 26-ти лет сирота и преступник из Милана покорил вечный город.
О художнике говорил весь Рим ! Он — главная сенсация, он — будущее религиозной войны. Заказы сыпались один за другим. А он творил, как одержимый, без черновиков и набросков, создавая иногда по 5-6 больших полотен в год. Но любому настоящему гению нужен вызов. Им стала серия из картин, посвященных св. Матфею.

Караваджо. Мученичество святого Матфея.1600г.
Что могло согревать сердце убийцы (а Микеланджело Меризи им был) сильнее, чем фраза Христа:
"Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии".
Почти всех великих художников объединяет то, что они были несчастными людьми. Отличает их только то, что каждый из живописцев был несчастен по-своему.
! Но, Микеланджело Меризи да Караваджо был баловнем судьбы, мог иметь все, что пожелал, но сам постоянно стремился к отчаянию и безысходности, которыми пропитаны его поздние произведения.
Как уже говорилось, в возрасте 26 лет Караваджо получил признание и славу, его картины завораживали, о них говорили в самых богатых домах Рима, за ними охотились все ценители искусства. И теперь живописцу предстояло принять новый вызов — стать оружием церковной пропаганды. Это был предел мечтаний любого художника. Это была слава, гремящая на весь мир, это были очень огромные деньги, это было бессмертие.
Картина "Мученичество святого Матфея" принесла художнику огромную славу.
Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты, но теперь каждое из полотен стало вызывать в обществе скандал!...
"Успении Богоматери" было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Петра. Но "Мадонна со змеей" провисела там только два дня. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен.
Чем больше была слава художника, тем более вызывающе он себя вел. Тюремные заключения и судебные процессы следовали одни за другими. "Засуньте себе это в задницу", − так отвечал художник на просьбу капитана ночной стражи предъявить документы. Ждать несчастья было недолго. Миланская история повторилась вновь. Это случилось на площадке для игры в мяч. 29 мая 1606 года Караваджо проиграл 10 эскудо молодому аристократу и баловню судьбы Рануччо Томассони. А художник никогда не умел проигрывать. Завязалась драка, Томассони был смертельно ранен, утром он умер. Может быть, это бы и сошло с рук Караваджо, но погибший был из очень влиятельной семьи. В итоге на следующий день по всему Риму были развешены листовки: художник был объявлен вне закона, приговорен к смерти, за его голову была назначена награда.
Впрочем, благодаря связям, живописцу удалось бежать. Вначале в Неаполь, а оттуда на Мальту.
Караваджо прекрасно понимал, что совершил смертный грех, за который будет вечно гореть в аду. Раскаяние мучило его, не давало спать по ночам. Итог — серия картин, посвященная теме убийства − "Давид с головой Голиафа".

Художник понимал, что ему не избежать возмездия. И оно пришло к нему. Сначала в его картинах. Обратите внимание на голову Голиафа - это автопортрет Караваджо. Кто еще, кроме кающегося грешника, смог бы изобразить такое.
Ему было почти 35 лет, когда, совершив убийство Рануччо Томассони, художник вынужден был бежать из Рима в Неаполь, а потом на Мальту, спасаясь от преследователей.
Точная дата прибытия Микеланджело Меризи в Ла Валетту неизвестна. Согласно некоторым свидетельствам, он мог прибыть на корабле, построенном на марсельской верфи (когда-то принадлежавшей Мальте) Фабрицио Сфорца Колонна — адмирала орденского флота. Корабль вошел в порт 12 июля 1607 года, после захода в Геную и Неаполь, где, скорее всего, Караваджо и поднялся на борт.
Рыцарский орден являлся закрытой военной организацией и аристократической кастой, доступ в которую неофитам был затруднен. Нужны были солидные рекомендации и крупные денежные или иные вклады. В братство иоаннитов входили отпрыски самых состоятельных дворянских родов Европы. Их приток особенно возрос после 1601 года, когда магистром ордена стал Алоф де Виньякур, придававший первостепенное значение омоложению рыцарского состава. При нем братство иоаннитов стало симбиозом воинствующего монашества и "рыцарей удачи", а точнее авантюристов, готовых ради наживы пойти на все. Иностранные купцы, посещавшие остров с товарами, настолько поражались нравам тамошней золотой молодежи, что прозвали Мальту второй Гоморрой. В Мальтийском ордене были заинтересованы Испания, Рим, Генуя и Венеция, имевшие в его лице мощный форпост перед растущей угрозой со стороны флота оттоманских турок.
Вскоре Караваджо был представлен магистру Алофу де Виньякуру, который, безусловно, был наслышан не только о громкой славе художника, но и о совершeнном в Риме преступлении. Под конец аудиенции он показал гостю коллекцию оружия и рыцарского снаряжения, являвшуюся предметом его особой гордости. Караваджо, знавший толк в оружии, испросил разрешение сделать несколько карандашных набросков с заинтересовавших его шпаг и доспехов, решив, что все это может пригодиться для работы, раз уж он оказался в стане рыцарей, склонных при любой оказии хвататься за оружие и слывших отчаянными бретeрами, хотя дуэли на острове были запрещены. По праздничным дням на главной площади Валлетты устраивались традиционные рыцарские турниры, на которых победителей ждала слава. Такие состязания служили своеобразным клапаном, чтобы выпускать понемногу пар из бурлящего рыцарскими страстями котла. Пока магистр увлеченно давал пояснения экспонатам коллекции, художник успел набросать в общих чертах и портрет хозяина дома - начало было вполне обнадеживающим..

Маркиз Маласпина заказал ему картину, чтобы преподнести в дар городу Валлетта, куда он намеревался окончательно переселиться на старости лет, так как в Неаполе устал от чванства и грубости испанских правителей. Картина предназначалась для итальянской часовни в соборе Иоанна Крестителя, где каждая нация, входившая в братство иоаннитов, имела собственный придел. Уже на следующий день Караваджо приступил к работе. Банкир Коста, в особняке которого с видом на бухту он остановился, предоставил в его распоряжение просторное помещение и все необходимое для работы. Вспомнив некоторые свои картины, которые писались на заказ в качестве подарка, он с легким сердцем приступил к написанию "Святого Иеронима" (117x157см).

Караваджо. Пишущий Святой Иероним. 1607г.Валлетта.
Это третий написанный им Иероним, на сей раз изображенный сидящим в центре за столом с рукописью. Но это не прежний старый книжник-эрудит, изможденный постоянным говением и радением над книгами, а еще вполне крепкий русоволосый мужчина с волевым лицом и сильным оголенным торсом, частично прикрытым пурпурной накидкой. За ним справа проглядывает ложе под пестрым покрывалом, с которого он только что поднялся, чтобы с первыми лучами солнца засесть за рукопись. На столе — привычный для художника натюрморт, состоящий из булки, миниатюрного распятия на краю стола и простого подсвечника с загашенной свечой. Как и на двух ранее написанных одноименных картинах, на столе находится череп, положенный почему-то набок и выглядящий скорее как случайная находка, нежели как многозначительное memento mori.
Чтобы сделать приятное заказчику, чей герб помещен в правом углу холста, лицу Иеронима приданы черты магистра Виньякура.
Дар маркиза Маласпины вызвал огромный ажиотаж среди членов братства иоаннитов, а магистр же узнал себя в Иерониме и загорелся идеей заказать художнику свой портрет. Многие рыцари, побывавшие на освящении картины в соборе с почти голыми стенами, где, наконец, появилось великолепное полотно, стали с интересом приглядываться к итальянцу-художнику и при встрече с ним на улице дружески приветствовали как старого знакомого.

Портрет магистра Мальтийского ордена Алофа де Виньякура
Вообще, обвинение в убийстве было очень серьезным препятствием для вступления в рыцарский орден святого Иоанна. Но только не для Караваджо, изобразившего магистра Мальтийского ордена Алофа де Виньякура в виде одного из отцов церкви, святого Иеронима.
Караваджо близко познакомился со старым рыцарем Антонио Мартелли, ближайшим соратником магистра Виньякура. Недавно он получил новое назначение приора братства иоаннитов в Мессине и готовился к отъезду. Художника заинтересовала личность этого семидесятитрехлетнего воина-прелата, и он предложил ему позировать, написав один из лучших портретов (118,5x95,5; Музей дворца Питти, Флоренция).

Портрет мальтийского рыцаря (Портрет Фра Антонио Мартелли)1608.
Собор Святого Иоанна, покровителю ионитов Мальтийского ордена святого Иоанна Крестителя (Сан Джованни), был уже достроен, но стены его еще пусты. Он стал главный храмом мальтийских рыцарей, там же принимали в рыцари Ордена, хоронили и низводили из Ордена. И Короваджо получает свой главный заказ от Великого Магистра Алофа де Виньякура для Собора - алтарная работа на тему обезглавливания Иоанна Крестителя для собора Святого Иоанна. Для Микеланджело Меризи было ясно - это его шанс на посвящение в рыцари Ордена ионитов - и он был прав - Караваджо получил место придворного художника и был принят Виньякуром в рыцари ордена.
О полотне "Усекновение главы Иоанна Крестителя" (361x520) кисти Караваджо можно говорить бесконечно или просто онеметь...

Еще никогда Микеланджело Меризи да Караваджо не создавал ничего лучше. Это огромное полотно, три с половиной на пять с половиной метров, больше напоминает нам экран в кинотеатре.
Никакая копия и самая лучшая репродукция не могут передать то незабываемое ощущение триумфа живописи, которое испытывает любой человек, входящий в узкое продолговатое помещение Оратории, лишенное дневного освещения, когда в полумраке с искусственной подсветкой в глубине, как окно в реальный мир, его взору предстает огромная картина, потрясающая жестокостью изображенной казни. Если искусство способно выражать зло и безнадежность мира, то это как раз тот случай.
Здесь поражает все: и предельный реализм картины, и манера изображения, и композиция, и переданные художником эмоции. Хотите того или нет, но вы становитесь участником этого действия, и оно не оставляет равнодушным.

Усекновение головы Иоанна Крестителя.
Образ Предтечи был дорог художнику, и он неоднократно обращался к нему, особенно когда над ним самим вдруг навис смертный приговор и в любую минуту можно было лишиться головы. Теперь творец и его любимый герой сравнялись ролями, и обоих ждала печальная участь. Это великое творение было создано для примыкающего к собору нового вытянутого в длину здания Оратории, где мальтийские рыцари читали псалмы. Там же совершались акты торжественного посвящения в члены ордена, где совсем недавно Караваджо пережил незабываемые минуты гордости и глубокого удовлетворения принадлежать к рыцарям Ордена.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Фрагмент.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Фрагмент.

Это одно из самых личных творений мастера, в котором отражено евангельское изречение "Мне отмщение, и Аз воздам". На нем впервые Караваджо оставил автограф. Внизу можно прочесть имя, написанное каплями крови, вытекающей из перерезанного горла Крестителя:
"f [fecit — сделал, исполнил] michela..." — кровью, вытекшей из тела Иоанна
Нетрудно понять, что Караваджо хотел искупить свою вину перед Богом кровью Иоанна Крестителя.
Кстати, Караваджо писал эту картину в тюремных подземельях замка в Валлетте. Судьба сыграла с художником злую шутку: еще не произошло торжественное открытие его картины, как он сам оказался узником изображенной им тюрьмы. Как ни пытался Микеланджело Меризи да Караваджо стать примерным христианином, бороться со своей природой он не мог. Радуясь своему вступлению в орден и удачному завершению картины, предчувствуя триумф, он решил отметить это с товарищами рыцарями. Отмечали пышно и с большим количеством вина. Громкие крики гуляющих по ночному городу заставили проснуться старого почтенного рыцаря. Устные увещевания не подействовали на пьяную компанию, и старик облил их помоями. Взбешенный художник ворвался в дом, избил обидчика и нанес ему несколько ножевых ранений. Жертва чудом выжила, а утро Караваджо встречал уже в тюрьме, которую так мастерски сумел изобразить на своем полотне.
Но ему снова повезло − у художника и в этой ситуации оказались влиятельные покровители, он бежал из тюрьмы и в трюме торгового корабля отправился в Неаполь. Теперь за ним охотились не только агенты Ватикана, но и мальтийцы. Да, мало кому удавалось нажить себе таких врагов. Караваджо с позором исключили из ордена. Но вот его картину в храме никто не тронул. Теперь ему было некуда бежать. Его смерти хотели слишком многие. И наемники нашли его. После нападения художник только чудом остался жив. Его лицо было изуродованно до неузнаваемости, и что же он решил делать в этой ситуации? Снова творить!
Спустя больше четырeх лет после своего бегства, он снова отправился в вечный город. Но для проверки документов был высажен с корабля в крепости Пало и снова угодил за решетку. Когда Караваджо все же сумел откупиться от тюремщиков, то обнаружил, что корабль с его картинами на борту уже ушел. В полном отчаянии художник попытался догнать его, сократив путь через тосканскую Меремму, где в тот момент свирепствовала малярия. Здесь, в Порто-Эрколе, его и настигла смерть. Рядом с ним не было никого. Свой мученический венец Микеланджело Меризи да Караваджо принимал в абсолютном одиночестве, в смерти оставаясь таким же отверженным, как и во всей своей жизни. Зато за оставшиеся от него картины разгорелась настоящая война. Шедевры покойного гения делили между собой три непримиримых фракции: папская курия, испанская администрация Неаполя и Мальтийский орден.
"Отречение Петра",
"Мученичество святой Урсулы",
"Саломея с головой Иоанна Крестителя"
− все это вершина творчества бунтующего гения.
И все эти полотна должны были стать подарком за полученное в Риме прощение.



Среди первых откликов на безвременную кончину гения, которого оплакивал весь Рим, появились такие строки поэта Джамбаттисты Марино, дружившего с покойным мастером:
Великий Караваджо был творцом —
Его побаивалась мать-природа.
Как часто переменчивая мода
Была худого мнения о нём.
Он обладал талантом и умом,
Но главным для него была свобода,
И в благодарной памяти народа
Навечно он остался бунтарём.

Это была поистине одна из самых трагических фигур в истории не только итальянского, но и мирового искусства.
Караваджо. Искусствовед Александр Евгениевич Махов
© Artifex.ru
https://arts-dnevnik.ru/karavadzho-fakty/
http://www.veronavisita.it/?p=13583
https://gallerix.ru/album/Caravaggio/pic/glrx-7489
https://dandorfman.livejournal.com/1340794.html
https://mif-medyza.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D...D0%BB%D0%BE%D1%84_%D0%B4%D0%B5