
Блаженны мы, когда идем отважно, твердою стопою
С неунывающей душою тернистым жизненным путем…
***
11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля - грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени «Бал 1903 года» остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых.

Костюмированный бал, проходивший в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года - знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени».

Эти костюмы дошли до нашего времени в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. По желанию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга.

Через год в 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.
Все участники того действа нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Николай рассматривал бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в.

Сам Николай II был одет в костюм царя - «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл - ныне хранится в Оружейной палате. Императрица Александра Фёдоровна предстала в костюме царицы Марии Ильиничны.

Подготовка к этому празднику шла несколько месяцев. К организации были привлечены лучшие специалисты - костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы. Гости - вся знать Российской империи.

По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих.

Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,- записал Николай в своём дневнике».

«Впечатление получилось сказочное, - писал очевидец события, - от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

В 2011 году Борис Александрович Лизнёв - один из самых заметных режиссеров современного документального кино снял 45 минутный фильм «Последний бал» - кинометафора исторического пути династии Романовых. Лента создана на основе старых фотографий костюмированного бала, который проводился в Зимнем дворце Санкт-Петербурга 11 и 13 февраля 1903 года.

В фильме искусно вмонтированы эти фотографии в нынешние интерьеры Зимнего дворца. Снимки, а также письма и воспоминания участников тех событий рассказывают о расколе царского двора, об одиночестве Императора Николая II.

Представ в образе Царя Алексея Михайловича, Николая II, видимо, предвидел свою трагическую судьбу.
 
Посмотрите небольшой ролик, смонтированный по кадрам замечательного фильма. Нельзя не отметит сий факт в истории государства российского, ведь костюмированный бал был последним мероприятием такого размаха и широты в Российской империи - через год в эти же февральские дни уже шла война с Японией (1904-1905). Далее - Первая мировая и печальные события 1917...

В фильме звучат стихи К.Р. - поэтический псевдоним Великого Князя Константина Константиновича Романова (1858 - 1915).
Из книга воспоминаний Великого Князя Александра Михайловича:
... «весь» Петербург танцевал в Зимнем Дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Импеpии. Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Никки смотрели на появление Царя Освободителя под руку с княгиней под оводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых.

Нет! Мне не верится, что мы воспоминанья
О жизни в гроб с собой не унесем;
Что смерть, прервав навек и радость, и страданья,
Нас усыпит забвенья тяжким сном.
Раскрывшись где-то там, ужель ослепнут очи
И уши навсегда утратят слух?
И память о былом во тьме загробной ночи
Не сохранит освобожденный дух?
 
Ужели Рафаэль, на том очнувшись свете,
Сикстинскую Мадонну позабыл?
Ужели там Шекспир не помнит о Гамлете
И Моцарт Реквием свой разлюбил?
Не может быть! Нет, все, что свято и прекрасно,
Простившись с жизнью, мы переживем
И не забудем, нет! Но чисто, но бесстрастно
Возлюбим вновь, сливаясь с Божеством!
Стихи: К.Р. (Константин Романов)
Музыка: Пётр Чайковский «Сентиментальный вальс»,
Лист Ференц «Грезы любви», Бетховен «К Элизе»
в ролике Пётр Чайковский Русский танец из балета «Лебединое озеро»
 | 
Lyarder |
|
|