У иммигрантов эта проблема лежит в плоскости не научной, но сугубо практической. В новой стране ребёнок начинает говорить на новом языке, языков становится два (а у кого и больше), как каждому из них полноценно сформироваться и развиться? – об этом думает каждый ответственный за будущее ребёнка родитель. Признаюсь, встречала я «отказников» от родины, но «отказников» от родного языка – не встречала. Поэтому тему семинара: «Билингвы: хороший русский язык помогает» – присутствовавшие приняли за аксиому и далее уже обсуждали одно большое КАК: как добиться хорошего русского языка у детей в условиях иммиграции? Что понравилось – к проблеме детского билингвизма участники семинара подошли комплексно, ведь только так к ней и должно подходить. Не одних лишь лингвистов это дело, но и психологов, педагогов и даже педиатров. Так присутствовавшая на семинаре доктор медицинских наук, профессор и специалист по проблемам детей в эмиграции Алла Исааковна Баркан, смогла профессионально погнаться за «тремя зайцами» – аспектами билингвальной проблемы, и всех их грамотно изловить. Мне, как маме ребёнка-билингва (речь в нашем случае идёт о приобретённом билингвизме), лекция Аллы Исааковны дала ответ на очень важный для меня вопрос: в какой момент следует вернуться к обучению родному языку? Переехав, все силы мы, понятно, бросили на язык страны проживания, русский на время перешёл в разряд семейно-разговорного. Оказывается, очень важно приступить к обучению родному языку в подходящее время, когда ребёнок полностью адаптируется в новой среде, освоит в достаточной степени её язык. Значит, нам уже пора! Благо, о сохранении русского языка в иммиграции пекутся и радеют многие энтузиасты-специалисты и даже целые организации. К примеру, сам семинар этот, четвёртый по счёту, был организован общественной организацией МКИ «Ключ» во главе с директором Анной Евсиной. И не одних лишь русскоязычных специалистов волнует проблема билингвизма. Дана Биттнерова – преподаватель гуманитарного факультета Карлова университета, научный руководитель проекта «Билингвальная школа в Праге»,