
Какие из чудес света древнего мира обычно называют с ходу, без подготовки? Вряд ли все семь, но на первом месте в списке, скорее всего, будет пирамида Хеопса, а на втором-третьем, уж точно опережая Галикарнасский мавзолей и храм Артемиды в Эфесе, будут значиться Сады Семирамиды. Да и как забыть такое – огромная зеленая гора с террасами, на которых растут груша и гранат, виноград и инжир, и все это – в городе посреди пустыни! История этих садов, правда, туманна: очень похоже, что и они, и сама Семирамида были придуманы, но, может быть, и нет.
![]()
Семирамида
Их еще называют «Сады Вавилона» – в этом древнем городе чудо света, как считается, и находилось. А причастность к строительству этого сооружения царицы Семирамиды, оказывается, весьма сомнительна. Во-первых, потому, что персонаж это – мифический, а не исторический. Семирамида якобы была дочерью богини Деркето, женщины-рыбы, которой поклонялись ассирийцы, а замуж она вышла за царя Нина, тоже, впрочем, персонажа из легенд, а не из реальной истории. После смерти супруга Семирамида стала править Ассирией единолично.

Семирамида была персонажем ассирийской мифологии и наделялась качествами исключительного правителя
Правила она будто бы долго и эффективно, ходила в далекие военные походы, вплоть до Индии и Эфиопии, возводила новые постройки, да и вообще – не то основала, не то реконструировала город Вавилон.

Чезаре Саккаджи, «Великая Семирамида, царица Ассирии»
Ей приписывались и другие особенности биографии, дополнявшие древние мифы, например, любовная связь с армянским царем Арой Прекрасным, которая сделала Семирамиду частью и древнеармянской мифологии. Потому, наверное, когда возникла необходимость приписать кому-то сооружение чудесных висячих садов на стене дворца, идеальная кандидатура нашлась сама собой.

Висячие сады Вавилона.
![]()
Висячие сады Семирамиды, картина австрийского художника Х. Вальдека, ок. 1900.
Считается, что у мифической Семирамиды был исторический прототип – царица Шаммурамат, которая, пусть и с более скромными достижениями, все же вошла в историю Ассирии как неординарный правитель. Прежде всего, сам факт ее правления, в те времена, когда женщины практически не имели доступа к высшей власти, уже обеспечил Шаммурамат место в летописях. Правила она всего пять лет, в этот период исполняя роль регентши при малолетнем сыне Адад-нирари III. Было это в IX веке до н.э.

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея
Но все же более популярной версией о создании садов стала история любви царя Навуходоносора II к своей молодой жене Амитис. Приехавшая в Вавилон красавица грустила о прекрасной природе своей родины, и правитель соорудил для нее огромный зеленый «многоэтажный» сад, где росли фруктовые деревья, цвели кустарники. Навуходоносор был реальной исторической фигурой, он правил несколько десятилетий в VI веке до н.э., а вот относительно существования его жены Амитис такой определенности нет. Как и подтверждения факта постройки висячих садов в период его правления – ни в одном вавилонском документе это отмечено не было.

Эрнест Уоллказинс, «Пастух находит Семирамиду» (иллюстрация к сборнику ассиро-вавилонских мифов, 1915)

Упоминания висячих садов Вавилона встречаются у пяти античных авторов, первым из них стал Иосиф Флавий, который основывал свои записи на сочинении астролога из Вавилона по имени Берос, который жил в III в. до н.э. Интересно то, что о садах ни слова не написал «отец истории» Геродот, который составил подробное описание Вавилона, якобы самого прекрасного города из всех, где он побывал. То, что писали впоследствии Диодор Сицилийский, Квинт Курций Руф, Страбон и Филон Византийский, в сущности, стало пересказом тех же легенд.

Руины Вавилона в 1932 году
Иосиф Флавий (ок. 37–100 годы н. э.) приводит описание садов, составленное вавилонским астрологом Беросом и датируемое примерно 290 годом до н. э., которое является самым ранним из известных упоминаний о садах[.Сочинение Бероса описывает правление Навуходоносора II и является единственным источником, приписывающим сооружение Висячих садов этому правителю:
В этом дворце он возвёл очень высокие стены, поддерживаемые каменными колоннами; и посадил то, что называлось свисающим раем, и пополнил его всевозможными деревьями, он придал виду точное сходство с горной страной. Это он сделал, чтобы порадовать свою царицу, потому что она воспитывалась в Мидии и любила горные виды.
![]()
Диодор Сицилийский (ок. 60–30 годы до н. э.), по-видимому, ознакомился с текстами как Клитарха (историка Александра Великого, жил в IV веке до н. э.), так и Ктесия Книдского (вторая половина V — начало IV века до н. э.). Диодор приписывает сооружение Висячих садов сирийскому царю и упоминает, что сады имели форму квадрата со стороной приблизительно в четыре плетры (порядка 120 метров) и были многоярусными, высотой 50 локтей (примерно 60 метров). Стены сооружения толщиной 22 фута (6,6 метра) были сделаны из кирпича, а глубина каждого яруса была достаточной, чтобы обеспечить рост корней для самых больших деревьев. Орошение садов осуществлялось из протекавшей рядом реки Евфрат
![]()
1000 деревьев (висячие сады Вавилона)
Квинт Курций Руф (приблизительно I век н. э.), вероятно, опирался на те же источники, что и Диодор. Согласно описанию Руфа, сады располагались на вершине цитадели, окружность которой составляла 20 стадий (примерно 3,8 км). Руф также приписывает строительство садов сирийскому царю, а в качестве причины для их возведения указывает, как и Берос, тоску жены монарха по своей родине.
![]()
реконструкция
Страбон (ок. 64 года до н. э. – 21 год н. э.), вероятно, основывал своё описание на утраченном труде Онесикрита (IV век до н. э.). Страбон утверждает, что Висячие сады поливали при помощи винта Архимеда, проведённого от реки Евфрат.
![]()
Последним из античных источников, описывающих Висячие сады, является «Справочник по семи чудесам света», составленный Филоном Византийским (жил в IV—V веках нашей эры; не путать с Филоном Старшим, который жил около 280—220 годах до н. э.); по некоторым оценкам, его «Справочник…» является источником, независимым от других трудов античных авторов. Филон описывает орошение Висячих садов с помощью винта Архимеда, аналогично описанию Страбона, и высоко оценивает инженерное искусство вавилонян

Финиковые пальмы — обычная растительность в Вавилоне.
Термин «висячие сады» появился в результате не совсем корректного перевода с греческого, это архитектурное сооружение правильнее было бы назвать «нависающими садами» - растущими на возвышении. Растения размещались, вероятно, на террасах дворца, куда насыпали землю в количестве, достаточном для роста небольших деревьев.
![]()
изображение Висячих садов Вавилона, согласно книге Афанасия Кирхера Turris Babel
Чтобы создать непроницаемые для воды террасы, использовали не только глиняные кирпичи (которые были необожженными, а значит, могли разрушаться от влажности и частых поливов), но и другие материалы, например, редкий для тех мест камень. Дождей в Вавилоне почти не видели, поэтому для орошения садов было, вероятно, предусмотрено специальное сооружение – цепной насос.
![]()
Город Вавилон. Иконографические коллекции
Два колеса, вверху и внизу, соединенные цепью, обеспечивали движение подвешенных на цепи ведер воды – от реки Евфрат к каскадным террасам садов. Крутили колеса специально приставленные для этого рабы. Возможно, что снабжение почвы садов водой осуществлялось за счет винтового насоса, правда, согласно общепринятой точке зрения, он был изобретен только три века спустя в Греции.

А так художник О.Г. Лейярд увидел древнюю Ниневию, которая тоже называется в числе мест расположения висячих садов
Висячие сады в Ниневии
Отдельного рассмотрения требует теория, согласно которой Висячие сады Вавилона были в действительности построены ассирийским царем Синаххерибом (правил в 704–681 годах до н. э.) для своего дворца в Ниневии (близ современного города Мосул, Ирак).
Стефани Дэлли утверждает, что в течение прошедших веков эти два места были перепутаны и сады во дворце Синаххериба были приписаны Вавилону Навуходоносора II

фотография ассирийского рельефа на стене с изображением сада в древнем городе Ниневия (Мосул, Ирак)
В пользу этой теории говорят археологические раскопки на территории Ниневии, в ходе которых были обнаружены следы обширной системы акведуков, с надписями, упоминающими Синаххериба; по мнению Дэлли, найденные руины представляют собой часть 80-километровой системы каналов, плотин и акведуков, использовавшихся для доставки воды в Ниневию с помощью водоподъёмных винтов, которые закачивали воду на верхние уровни садов. Кроме того, Дэлли находит подтверждение своей теории в анализе аккадских надписей того времени, приводя следующие аргументы:
![]()
ворота Вавилона
ворота в Ниневии
Название «Вавилон», что означает «Врата богов», использовалось в отношении нескольких городов Месопотамии. Синаххериб переименовал городские ворота Ниневии в честь богов, что свидетельствует о его желании, чтобы и его город считался «Вавилоном»;
Только Иосиф Флавий называет Навуходоносора царём, который построил сады; хотя о правлении Навуходоносора осталось много источников, ни один из них не упоминает о сооружении садов.
![]()
Верхняя сцена этой панели показывает пышные сады и сады дворца Ашшурбанипала с оросительными каналами, питаемыми из акведука, Северный дворец, Ниневия, 645-640 гг. До н.э. Сеннахирим построил огромную сеть каналов для своей новой столицы Ниневии. Он доставлял воду в город на большое расстояние по каналам и акведукам.

Диодор Сицилийский и Квинт Курций Руф приписывают сооружение Висячих садов сирийскому царю, а Синаххериб оставил описания гидротехнических сооружений, и тому есть археологические подтверждения. Внук Синаххериба Ашшурбанапал изобразил сад на барельефе в своём дворце;
Синаххериб назвал свой новый дворец и сад «чудом для всех народов», он описывает изготовление и работу винтов для поднятия воды в своих садах
;
Описания античных авторов соответствуют другим источникам, написанным современниками событий. Так, Александр Македонский перед битвой при Гавгамелах в 331 г. до н. э. в течение четырёх дней стоял лагерем у акведука в Джерване. Свидетельства очевидцев этой стоянки не сохранились до наших дней и дошли в пересказе более поздних авторов.
[показать]
Сад царя Синаххериба был известен не только своей красотой, но и высоким уровнем гидротехники, которая обслуживала сад. В Ассирии сформировались свои каноны сооружения царского сада.
Так, царь Ашшурнацирапал II (883–859 до н. э.) проложил канал сквозь горы. В царских садах высаживались фруктовые деревья, также различные источники упоминают сосны, кипарисы, можжевельник, миндальные деревья, финиковые деревья, чёрное дерево, розовое дерево, оливковое дерево, дуб, тамариск, грецкий орех, терпентинное дерево, ясень, пихту, гранат, грушу, айву, инжир и виноград.

Орошение этого сада требовало улучшения водоснабжения города Ниневии в целом, в связи с чем была построена 80-километровая система каналов, уходившая в горы.
Синнахериб подробно описывал в своих надписях используемые технологии и гидротехнические сооружения. В верховьях Бавиана (Хинниса) в его надписи упоминаются автоматические шлюзы. Огромный акведук, пересекающий долину в Джерване, был построен из более чем 2 миллионов обработанных камней, использовались каменные арки и водостойкий цемент.
На акведуке имеется надпись: «Синаххериб, царь мира, царь Ассирии. На большом расстоянии у меня был водоток, направленный в окрестности Ниневии, соединяя вместе воды… По крутым долинам я протянул акведук из белых известняковых глыб и заставил эти воды течь по нему».

Один оригинальный барельеф из дворца Синаххериба и чертёж другого находятся в Британском музее, хотя ни один из них не выставлен на всеобщее обозрение. Некоторые черты, упомянутые классическими авторами, различимы на этих изображениях. В частности, упоминаются массивные известняковые блоки, которые усиливают защиту дворца от наводнений.
Части дворца Синаххериба были раскопаны английским археологом Остином Лейардом в середине XIX века. План раскопок цитадели показывает контуры, которые соответствовали бы саду Синаххериба, но его положение не было подтверждено. В последнее время этот район использовался в качестве военной базы, что затрудняет проведение дальнейших исследований.
современные развалины города
Какие следы чудесного сада обнаружили археологи Нового времени? Да практически никаких. В конце XIX века Роберт Колдевей начал раскопки на территории разрушенного еще до наступления новой эры Вавилона. Он установил, что это был цветущий, благоустроенный город, правда, отыскать материальные свидетельства существования висячих садов археолог не сумел. Не удалось это сделать и во время последующих экспедиций к руинам Вавилона.

Висячие сады в Уэльсе
Проводить какие-либо изыскания, которые могли бы подтвердить или опровергнуть окончательно существование садов Семирамиды, в настоящее время не получится: места, которые нужно исследовать, относятся к неблагополучным и небезопасным областям Ближнего Востока.

Висячие сады в подражание вавилонским уже несколько веков создают по всему миру
Зато главную свою функцию – вдохновлять на создание прекрасных образцов садового искусства – легендарные висячие сады выполняют блестяще на протяжении многих столетий. Еще с эпохи Возрождения считалось особым шиком разбить на крыше дворца или особняка фруктовый сад, причем проделывали это не только итальянские аристократы, не стесненные в средствах, но и жители северных земель.

Висячий сад Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Источники:
Dalley, Stephanie. 1994. «Nineveh, Babylon and the Hanging Gardens: Cuneiform and Classical Sources Reconciled.» Iraq 56: 45–58. doi:10.2307/4200384.
The Mystery of the Hanging Garden of Babylon: An Elusive World Wonder Traced. Oxford: Oxford University Press, 2013.