То, чему мы, взрослые, осознанно учились, наши дети осваивают интуитивно. Точно также, как за нами "плелись" наши родители, пугая испорченным зрением от "Денди", так и мы сейчас "ползем" за собственными детьми, оцифровывая существующий мир.
Я вдруг осознала, как бесконечно далеки мы от собственных детей. Разрыв между нами нарастает постепенно, с первых шагов до первой влюблённости.

Передо мной рисунок знакомой 2-летней малышки. А я вижу несколько линий зеленого и черного цвета и, конечно, спрашиваю, что же здесь нарисовано. Мама с гордостью демонстрирует творческий порыв, комментируя: «Это собака, она гуляет по траве».
А вот другая ситуация. Мой сын играет по скайпу с друзьями, я вижу монитор и слышу странный набор слов. После игры спрашиваю, что же значит – «бомбануть», «хапэ» и другие странные сочетания звуков.
Чем похожи истории? В них взрослый человек, родитель узнает себя. Узнает и вспомнит, как малыш вдохновенно рассказывал, что это не палка, а волшебное оружие, камень вовсе не тот, за кого себя выдает, а под листом спрятаны сокровища! А как общаются подростки? Их язык нарочито меняется во всех поколениях, от шнурков в стакане до предков, стариков и коронных «мои».
Но не в языке дело, а в позиции родителя. Казалось бы, нам, родителям, всегда приходится быть на позиции «сверху», «впереди на шаг». Мы мудрее, опытнее, старше. Но чем больше я наблюдаю за детьми и родителями, тем больше понимаю – мы всегда на шаг сзади.
Так все же, родитель – впереди или сзади?
Предположим, что родители всегда на шаг впереди. В силу жизненного опыта, прочитанных умных книг, советов со специалистами и друзьями. Такой родитель всегда знает обо всех опасностях, предупредит о них чадо, позаботится, поделится своими соображениями с кем дружить, кого любить и куда идти учиться. Любимая фраза такого родителя «Я же лучше знаю!» или «Да что он/она может сам/сама сделать/выбрать!»

Такой родитель владеет мировым запасом соломки. Не подстелет, так укутает. У такого не забалуешь. Дети «соломовладельцев» вряд ли узнают, чего они хотят в ближайшие годы.Скорее всего, тоска одолеет после 30 лет или смерти близкого.
Куда мне идти, что я люблю, зачем я это делаю, кто я – вот вопросы, на которые нужно ответить самому, но увы, никто не давал возможности пробовать и ошибаться, несчастно влюбляться и горевать, мучиться выбором и снова ошибаться или вдохновенно мчаться на встречу судьбе.
«Если я перестану кормить сына, говорит мне пожилая женщина, он так и будет сидеть голодный. Поэтому я приношу ему обед домой. Но он только злится на меня в ответ. Я спрашиваю, когда он устроится на работу, а он снова злится или молчит».
Жизнь родителя «всегда впереди» трудна и утомительна. Ему действительно приходится оберегать и заботиться долгие годы. Длительные дистанции изматывают, а в конце пугает неизвестность. Такой родитель берет жизненный удар на себя, но бьет его «и в хвост, и в гриву». В лицо летит пыль и снег жизненных неурядиц, а сзади попадает от «родной кровиночки», чьи младенческие ножки выросли и не умещаются более.
Возьмем родителя другого, того, что на шаг сзади.
Он мудр, свободен, он позволяет ребенку самостоятельно изучать мир, получать собственные шишки. Он заявляет, что жизнь ребенка полностью принадлежит ему, а значит – пусть расхлебывает сам.
Порой такой родитель «учит жизни» опасными методами, полностью отказываясь от собственной ответственности, перекладывая ее на незрелые детские плечи: «Сам, Петька, сам!» Иногда доходит до абсурда самоустранения родителя из жизни ребенка, но я не беру такую крайность сейчас в расчет.
Родитель «на шаг сзади» дает ребенку время, место, пространство, оставаясь рядом, наблюдая, держа руку на пульсе событий. Волнуясь и тревожась, он наблюдает первые шаги малыша, первый штурм дерева, первую симпатию. Ему, родителю страшно и тревожно отпускать ребенка во взрослое плаванье, и он также пытается оберегать и заботиться. Но все же он доверяет.Доверяет жизненным силам своего чада, искреннему желанию познать мир, найти себя и свои (свои!) шишки.

Такой родитель может тревожиться не столько о ребёнке и его благополучии, сколько о своей тревоге, о страхе остаться одному, наедине с собою. Такого родителя страшит момент, когда придется отпустить, и он всеми фибрами души цепляется сзади, как слоненок за хвост матери-слонихи. Не признаваясь себе в страхе одиночества, родитель «преследует» уже взрослого отпрыска, стараясь и сейчас заботиться так, как это было в детстве.
И все же, где родителю место – впереди или сзади?
В расстановках есть идеальная картинка (да простят меня расстановщики за невладение терминологией). В ней самые младшие члены рода стоят впереди, а за их спинами располагаются родители и другие предки. Родители – всегда на шаг сзади. Именно такая позиция позволяет детям, тем, кто будет жить в будущем, обозревать мир во всей его перспективе. Именно такая позиция дает восхитительное ощущение опоры сзади, поддержки, веры и силы.
Родительская миссия – быть на шаг позади. Поймать уже летящим со стула, забрать изо рта камень, ловить летящего с горки, вздрогнуть от вопроса: «Мама, а ты умрешь?» и принесенного в дом страшного насекомого. И это только маленькие бедки!
Всю жизнь мы, родители, торопимся, оберегаем, предостерегаем, заботимся. Но что бы мы не делали, мы – всегда на шаг позади.
Автор: Галина Зарипова