Государство и гражданин: возможно ли взаимодействие на этических принципах?
03-09-2025 07:00
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Отношения государства с людьми могут быть построены на этических принципах, а не на подавлении, контроле и унижении своих граждан и неграждан.
Государство и гражданин: возможно ли взаимодействие на этических принципах? (Ч. 1/2)
...Чтобы это сделать, важно максимально приблизить действующие государственные порядки к этическим принципам вочеловечивания, которые сформулированы в таблице этических полюсов.
Рассмотрим каждую пару тезисов из таблицы этических полюсов в аспекте отношений «гражданин России — государство Российское».
1. Необходимость лгать и обладание правдой
«Правду говорить легко и приятно», — утверждал Иешуа в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Лгать неприятно каждому человеку, ложь создаёт напряжение, и в дальнейшем может очень затруднить коммуникацию и взаимопонимание.
В то же время мало кто сомневается, что если перестать лгать, и начать говорить правду прямо, безо всякой маскировки, весь современный социум может быть разрушен.
Ложь пронизывает практически все аспекты социальной жизни и деятельности.
Предприниматели лгут друг другу о себестоимости товаров и услуг, заключая сделки, чтобы получить дополнительную выгоду.
Бухгалтеры изощрённо лгут налоговикам, составляя придуманные отчёты белой бухгалтерии, столь же далёкие от реальной жизни, как идеалы добра и справедливости от торговли на вещевом рынке.
Политики раздают предвыборные обещания, заранее понимая, что они не могут их выполнить.
Значительная часть деятельности государственных учреждений, органов государственной власти всех уровней и муниципальных администраций, а также бизнес-компаний — это действия, которые в целом лишены смысла.
Они не имеют отношения к практической деятельности и к эффективности, но их необходимо совершать, поскольку таковы требования действующего законодательства.
Это создаёт атмосферу лжи, показушности и фиктивности, которая в значительной мере разрушает мотивационную и ценностную основу личности живых людей.
И в то же время в большинстве повседневных ситуаций люди стремятся к тому, чтобы не обманывать друг друга. Они доверяют близким, стремятся держать данное слово.
Если каждый житель России посмотрит на свою жизнь и спросит: какой её аспект более всего наполнен ложью, вполне возможно, что именно взаимодействия с государственными органами содержат много лжи или абсурда. Особенно это касается контролирующих, проверяющих и надзорных органов.
А русский человек так устроен, что ему нужно обладание правдой и роскошь жить по правде.
Обладая правдой, русский человек начинает ощущать собственное достоинство.
Он становится частью того самого «непримиримого меньшинства», которое готово делать всё, чтобы правда победила, а реальность изменилась.
Русский народ победил Наполеона и Гитлера и построил великую страну именно благодаря тому, что обладал этой внутренней правдой. Она и есть настоящая народная сила.
Кажется возможным, что сегодня именно эта ложь в отношениях гражданина и государства разъедает изнутри и любовь к своей стране, и патриотизм, и гордость за отечество.
Это этическая проблема, которая требует решения. И для её решения стране необходимо «непримиримое меньшинство», которое начнёт жить и управлять по этике вочеловечивания.
2. Законность и справедливость
Законно — то, что корректно оформлено соответствующими документами или то, что справедливо?
Для русского человека если закон не справедлив, то это неправильный закон. Его нужно изменить или его можно не изменять, но этически допустимо нарушить.
Можно вспомнить Виталия Калоева, поступок которого формально, конечно же, был преступлением. Он понёс наказание, но все люди чувствовали, что правда на его стороне. Он, как бы странно это ни прозвучало, имел моральное право на это преступление.
Этическая коллизия, возникшая при этом, привлекла внимание продюсеров. Вышло уже несколько фильмов об этом, в одном из них («Последствия», 2016) главного героя сыграл Арнольд Шварценеггер.
В истории России 1990-х годов было немало сюжетов, которые возникали между полюсами законности и справедливости.
Один из самых драматичных — ваучерная приватизация.
Во время которой общенародная собственность оказалась в руках частных лиц. При этом, хотя всё было оформлено по действующему законодательству, многие люди до сих пор считают это несправедливым.
Есть и положительные примеры.
Когда в начале 2020 года в России потребовалось быстро построить множество мобильных госпиталей, их строительство шло, фактически, в обход действующих строительных норм и правил.
Невыполнение законных процедур было воспринято обществом как необходимое и справедливое решение. Поскольку все были согласны с тем, что госпитали нужно было построить.
Когда закон пишется на основе этики вочеловечивания, он в большинстве социальных ситуаций будет восприниматься как справедливый.
Идеал законодательства состоит в том, чтобы справедливое действие квалифицировалось как законное в большинстве случаев.
3. Вина — правота
Сегодняшние отношения граждан и государства построены на презумпции виновности гражданина. Каждый обязательно в чём-нибудь виновен.
Либо не сдал ПЦР тест при въезде из-за рубежа в Россию и не загрузил результаты тестирования на Госуслуги.
Либо не носил маску в общественном транспорте.
Либо не сдал вовремя квартальный отчёт о деятельности своего предприятия.
Либо не заплатил штраф в ГИБДД.
Либо приехал в другой регион России и пробыл там больше трёх месяцев без временной регистрации.
Либо не обустроил офис в соответствии с многочисленными требованиями пожарной безопасности.
Практически каждого экономически активного гражданина (и каждого жителя) России можно обвинить в уклонении от налогов.
Используя в качестве аргумента и доказательства платежи на карту физического лица. Каждого можно обвинить в незаконных источниках дохода, если сопоставить официальные доходы и фактические расходы.
Каждого бизнесмена можно обвинить в нарушении огромного количества правил, норм, процедур. Которые являются обязательными для его бизнеса в данной отрасли на данной территории.
Сколько таких оснований, по которым государство может признать своего гражданина в чём-либо виновным? Десятки тысяч? Сотни тысяч? Миллионы?
В базе Минюста РФ по состоянию на 9 октября 2021 года находится 12 684 211 документов [19].
Однако многие документы, имеющие силу нормативно-правовых актов, Минюст не включает в свою базу данных.
В системе «Консультант плюс» на 9 октября 2021 года зарегистрировано 241 608 620 нормативно-правовых актов.
А на 29 января 2022 года, когда эта книга готовилась к печати, их было уже 249 128 921 [20].
Это не только законы, это указы, постановления, СНИПы, инструкции, разъяснения, письма и иные документы. Которые разрабатываются органами государственной власти всех уровней. Каждый из которых обязателен для исполнения всеми, кто живёт в Российской Федерации. И занимается теми видами деятельности, которых касаются соответствующие документы.
Очевидно, что всё множество нормативно-правовых актов является неохватно огромным. Его невозможно проанализировать, и практически нереально сколько-нибудь сократить количество этих документов.
Более того, почти каждый документ может порождать многочисленные интерпретации. Многие документы противоречат друг другу.
А перекрёстные ссылки между ними делают крайне затруднительным процесс изменения нормативно-правовой базы. Поскольку каждый нормативно-правовой акт связан с другими. И, меняя его, необходимо также поменять и их, что на порядок увеличивает количество необходимых законодательных инициатив.
Из сказанного ясно, что законодательной властью обладает не только Государственная Дума (как может показаться наивному наблюдателю). Все органы государственной власти, все государственные институты продуцируют нормативно-правовые документы.
Весь этот массив требований, норм, правил и процедур ни один человек в стране не может выполнить. По той причине, что не может охватить эти документы своим вниманием. Это автоматически делает виновным в чём-либо практически каждого.
Кроме этого общего фона вины (высока вероятность, что и Вы, читатель, сегодня не выполнили какого-либо обязательного требования).
Есть ещё ситуативная вина, которая распределяется между участниками по принципу: кто-то прав, кто-то виноват. Ощущать себя правым, согласитесь, более комфортно, чем ощущать себя виноватым в чём-либо. Вина разрушает в человеке что-то очень важное и хрупкое. Можно было бы назвать это уверенностью, что Бог и другие высшие силы находятся «на твоей стороне».
Без этой уверенности человек лишается силы действовать, утрачивает намерение. Ведёт себя так, как будто бы он лишился поддержки высших сил. Поэтому крайне важно подарить людям ощущение их правоты. Излечить их от постоянно воспроизводящегося по разным поводам чувства вины.
Вернуть людям уверенность и достоинство.
4. Подозрение в нечестности — уверенность в честности
Нельзя сказать, что отношение к каждому гражданину государства как к потенциальному преступнику и патологически нечестному существу стало нормой жизни в России.
Но определённые шаги в этом направлении сделаны. Государство российское практически всех поставило в положение виноватых. А затем, на этом основании, начало подозревать каждого в нечестности.
Можно ли построить общественные отношения по линии «государство — человек» иначе? Да, разумеется, можно.
Для этого необходимо постоянно осуществлять проверку (своеобразный Due diligence) каждого человека. Выше, в разделе 2.2., нами описывался вариант криптоалгоритма. Который может осуществлять подобную проверку любого человека по разным основаниям.
[А не дорожка ли в цифровой концлагерь описывается далее?! Не будем также забывать, что благими намерениями, как у автора, дорога в ад вымощена. - Прим. ss69100.]
Не разглашая персональную информацию, но составляя обоснованное мнение по тому или иному поводу. С помощью такой проверки можно выяснить, насколько данный человек платёжеспособен, благонадёжен.
Насколько он способен отвечать за свои слова.
Какова его репутация в кругу людей, с которыми он общается.
Что может послужить основой для доверия и уверенности в честности человека.
В этом случае будет нерационально подозревать всех. Например, всех подвергать досмотрам в аэропортах, на вокзалах и в метро. Нужно будет особенно внимательно относиться только к той группе людей.
Которые отобраны криптоалгоритмами как «подозреваемые в нечестности». И опознаны умными камерами или биометрическими сканерами.
Однако, если человек, отнесённый к подозрительным лицам, безупречно прошёл множество проверок. Он автоматически исключается из перечня подозреваемых в нечестности.
Аналогично если человек, отнесённый к честным, хотя бы один раз проявил нечестность. Он на какой-то период времени исключается из перечня честных. Подобная идея реализуется во многих странах при составлении перечня компаний. Которые должны подвергнуться проверке проверяющими и контролирующими органами. В него попадают только те компании, в которых вероятность обнаружить нарушения выше.
Несмотря на простоту и очевидность этой идеи, она несёт в себе мощный потенциал преобразования общества. Поскольку среди тех персон, честность которых установлена криптоалгоритмами, возможны принципиально иные отношения.
И способы взаимодействий, существенно ускоряющие все социально-экономические и управленческие процессы. Не требующие прохождения долгих и сложных бюрократических процедур, сбора пакета документов и т.п.
Речь идёт о формировании социального слоя людей, в честности которых никто не сомневается. И которым можно доверять: персон вне подозрений.
Российское общество может отреагировать на эту инновацию весьма своеобразно. Могут появятся различные уровни честности и нечестности, которые станут своеобразными кастами.
Однако, если общий вектор упрощения всех процедур и открытия новых возможностей будет направлен к социальному слою максимально честных персон. Средние уровни честности скоро окажутся малонаселёнными.
5. Контроль каждого шага и действия — свобода выбора
Государство стремится контролировать и регламентировать каждый шаг гражданина, чем бы он ни занимался. Предоставляя гражданину всё меньше свободы и самостоятельности в действиях.
Контроль и регламентация часто превращаются в принуждение к абсурду. В настоятельную рекомендацию совершать лишённые смысла действия. Это один из самых эффективных способов унижения человека и уничтожения его достоинства.
Обесценивания его личного вклада в общее дело. Разрушения его рационального мышления.
Так называемая пандемия COVID-19 дала миру множество примеров абсурдных правил и ограничений для юридических и физических лиц. Никак не связанных с распространением или нераспространением болезни. Выполнять которые люди должны были под страхом штрафов и иных наказаний.
Противоположностью этому является спокойное и уверенное делегирование гражданам полной свободы выбора.
«граждане решают, носить ли им маски в общественных местах».
«граждане решают, ходить ли им в рестораны и бары после 22-00».
«граждане решают, стоит ли им вакцинироваться».
«руководители компаний решают, насколько угроза заражения COVID-19 серьёзна.
И принимают те меры безопасности, какие сочтут нужным.
Если это не связано с причинением физического или морально-нравственного вреда другим людям».
Но и кроме пандемии есть немало оснований для мелочного контроля физических и юридических лиц. Которые используются государством независимо от того, есть ли в этом хоть какой-то смысл.
Разумеется, тезис о передаче права решения гражданам может вызвать множество споров. Связанных с тем, что «наши люди не готовы к самостоятельности», «нам нужна отеческая рука государства, которая карает за нарушение порядка» и т.п.
Не стоит забывать, что речь идёт о новом образе жизни. Более привлекательном, чем те образы жизни, которые создаются существующими сегодня культурно-цивилизационными центрами.
Свобода и отсутствие мелочного контроля являются составляющими более привлекательного образа жизни. Ставки довольно высоки: увлекшись мелочным контролем и предъявлением абсурдных требований к гражданам. Можно через пару столетий оставить без населения собственную страну.
На самом деле, никакие риски не возрастают, если предоставить гражданам самостоятельно решать те задачи. Решение которых сегодня «по-отечески» контролирует государство.
Если кто-то из граждан употребит предоставленную ему свободу во зло, он понесёт ответственность за последствия и результаты. Это работает только так: свобода предполагает право принимать решения.
А право принимать решения — это реальная власть, которая неотделима от ответственности за последствия и результаты.
6. Игнорирование мнения человека — внимательное отношение к содержанию слов другого человека
Всем, кто читал Ч.Диккенса, Артура Конан Дойля или Джерома К. Джерома знакомы утверждения вроде этого.
«Если джентльмен утверждает нечто, он имеет для этого веские основания».
Эта фраза является выражением глубокого уважения к мнению высказавшего его человека.
Иными словами, оно равносильно следующему утверждению.
«Если этот человек говорит что-либо, то он не стал бы говорить об этом безо всякой причины. А значит, его слова стоит принять во внимание».
Принятие слов человека во внимание может иметь различную градацию.
Если человек действительно авторитетен и уважаем (например, это выдающийся учёный). Мы склонны будем не просто принять его слова во внимание, но поверить его выводам.
В некоторых ситуациях мы можем настолько уважать человека, что можем посчитать его записку с обещанием заплатить некую сумму денег равноценной обозначенной в ней сумме денег. И, если авторитет написавшего её человека достаточно велик, даже использовать эту записку как средство платежа.
Вспомним историю появления банковских чеков в Великобритании. Утверждают, что первый чек был подписан 16 февраля 1659 года в Лондоне на сумму 10 фунтов стерлингов.
Но, разумеется, первые аналоги чеков появились в истории намного раньше. Они использовались ещё в Державе Ахеменидов и в Древней Греции. Чек или вексель, выписанный от руки — это документ, который символизирует абсолютное уважение к словам человека, который его выписал.
Вдумайтесь: достаточно подписи человека на листе бумаги, чтобы этот листок бумаги приобрёл ценность и превратился в средство платежа.
Очевидно, настолько ценить слова, мнение и позицию другого человека можно только если этот человек действительно достоин этого. Когда речь заходит об уважении, само это слово уже подразумевает неравенство в уровне авторитета, в правах и возможностях.
Уважение — это слово из аристократической культуры управления, далёкой от идеалов всеобщего равенства. Мы считаем, что современная аристократия в России может формироваться из людей-творцов. Из управленцев-шаперонов и акторов-конструкторов.
Добавим к этому, что все эти люди должны обладать статусом «человек вне подозрений». Словам этих людей можно доверять, и их можно и нужно уважать.
Однако, аристократия в России третьего тысячелетия не должна превратиться в закрытую касту избранных. Это открытое общество: каждый аристократ может быть исключён из него за проступки и неэтичное поведение. И каждый, кто до сих пор не был аристократом, может им стать, если он проявил себя с лучшей стороны.
В начале новой коммуникации логично и правильно проявлять уважение ко всем её участникам. Ведь может оказаться, что человек, не имеющий ни связей, ни денег, ни образования. И сегодня не являющийся аристократом, на самом деле достоин уважения. Поскольку он изобрёл нечто очень интересное, важное и ценное, или обладает неким уникальным талантом.
Слово «уважение» может быть определено как отбор данного человека в число тех, с кем мы готовы взаимодействовать. И кому склонны доверять.
Можно сказать, что включение в коммуникацию с уважаемыми людьми является современной версией критерия принадлежности к аристократии.
Уважаемые люди — это аристократия 21 века. Которая не имеет отношения к аристократам по праву рождения. А является носителем и генератором базовых культурных, духовных, научных, технических и иных смыслов.
Такая аристократия может превратить Россию в центр новой культурно-цивилизационной общности. Основанной на этике вочеловечивания.
Критерием того, что Вас не уважают и не относят к представителям современной аристократии, являются фразы.
«Неважно, что Вы об этом думаете, Вы должны подчиняться правилам».
«Я понимаю Ваше возмущение, но мы ничего не можем сделать для Вас».
«Вы можете жаловаться и высказать своё мнение моему руководству, но я всего лишь исполнитель.
Если Вы не последуете процедуре, я ничем не смогу Вам помочь» и иные подобные.
Если эти фразы адресованы Вам, то Ваше мнение никого не интересует. И никто не собирается принимать Ваши слова во внимание.
Сегодня человек, относящийся к элите, слыша такие фразы в свой адрес, достаёт удостоверение или иной документ. Подтверждающий его принадлежность к уважаемым людям, и предъявляет его. Часто это приводит к тому, что его слова начинают иметь ценность для собеседника.
Получается, что в сегодняшнем российском обществе неважно, что Вы говорите. Каково содержание Вашего сообщение и какой смысл Вы пытаетесь донести. Важно кто Вы такой по формальным, должностным, статусным критериям.
В наших общих интересах построить общество и государство. В которых люди способны понимать смысл и содержание сказанного или сделанного любым человеком.
И относить или не относить его к числу заслуживающих уважения людей именно на основании того, что сказано или сделано. А не на основе удостоверения или иного документа, подтверждающего формальный статус. В этом и состоит главное различие двух этических полюсов.
В этике расчеловечивания если человек не подтвердил свой формальный статус, его слова будут игнорировать.
А в этике вочеловечивания важно, что человек говорит, как он говорит, как он принимает решения и действует.
В разных группах разные люди имеют различный уровень авторитета. Всегда существует хотя бы одна группа, в которой Ваше мнение будет уважаемым. Чем большее число людей уважают Ваше мнение, тем выше уровень Вашего авторитета и влияния.
Важно подчеркнуть, что в отношениях государства и человека любое сообщение, несущее важное содержание, должно рассматриваться и анализироваться. Разумеется, необходима система фильтрации мнений и обращений граждан. Которые не содержат ничего полезного и интересного. Со временем с этой фильтрацией начнёт справляться искусственный интеллект.
Когда отношения государства и человека построены на том, что государство устанавливает законы, порядки и процедуры. А человек должен им слепо подчиняться, и что он при этом думает — неважно. На этом фундаменте возникает общество неуважения к мнению человека. Игнорирования слов и мыслей другого.
В таком обществе становится невозможной коммуникация о смыслах. Любой вопрос, начинающийся со слов «Почему?», «Зачем?», «С какой целью?», «В чём смысл?» и им подобные отвергаются. Как неактуальные сейчас, как демагогические, как «уводящие в сторону».
«Не имеющие отношения к делу» и заканчивающиеся вопросами в стиле «Кто ты такой, чтобы говорить мне это?!». В таком обществе становится невозможной осмысленная критика. Она сразу же воспринимается как проявление враждебности. Как попытка обесценить другого человека и его идеи.
В итоге общество, в котором нет подлинного уважения к мнению другого человека. Оказывается обречённым на молчание о смыслах. И любому мыслящему человеку в таком обществе становится «не с кем говорить».
Внимательное и бережное отношение к мнению другого — это своеобразная доминанта аристократической культуры управления государством.
7. Прибыль, рейтинг, корысть и любовь
Что является главной движущей силой поступков человека?
Русские люди не очень понимают, когда человек рискует всем ради прибыли. Ради рейтинга или ради получения какой-то корыстной выгоды.
А вот если человек совершает смелые и рискованные поступки ради любви, это считается приемлемым и понятным. Даже если любящий совершит ошибку, она простится ему. Ведь действуя по любви, он оказывается как бы немного «не от мира сего», воспаряет над повседневностью.
Если в отношениях государства и человека движущей силой является прибыль, корысть, холодный расчёт. Такие отношения русскому человеку неблизки.
Если государство стремится обложить налогами любое движение денег, принадлежащих гражданам. Людям не очень понятно, зачем это делается. Неужели только ради денег? Неужели государству не хватает денег?
Если государство стремится ставить автоматизированные видеокамеры на дорогах и штрафовать за нарушение правил дорожного движения. В этом ещё можно усмотреть какой-то элемент любви и заботы о гражданах.
Однако, любому ясно, что видеокамеры сами по себе не предотвращают дорожно-транспортные происшествия. Реальная работа по предотвращению ДТП и случаев гибели людей состоит не в установке видеокамер. А в том, чтобы проектировать дороги с учётом возможных сценариев аварий. Чтобы на каждом участке дороги предвидеть возможные наезды на пешеходов, велосипедистов. В местах пересечения пешеходных и велосипедных дорожек с автодорогой. Лобовые столкновения, столкновения при поворотах.
И предотвращать все эти ситуации благодаря продуманному проекту дороги и установке соответствующего дорожного оснащения.
Тогда это была бы подлинная любовь. Если бы средства, полученные со штрафов, направлялись на эти мероприятия, это было бы более понятно.
Этика вочеловечивания состоит в том, что нельзя использовать других людей ради получения прибыли или корыстной выгоды. Ради количества подписчиков в инстаграм или рейтинга в «Форбс».
Идти нужно не через использование людей, а через любовь. Если ты искренне помогаешь людям, создаешь для них некие ценности, заботишься о них. Делаешь их жизнь более безопасной и комфортной. Такая работа оплатит себя сама. И будут и рейтинги, и контракты, и известность, и слава, и популярность.
Вроде бы эффект тот же самый, но путь к эффекту совершенно иной. И это тонкое этическое различие для русского человека очень важно.
8. Выбор по расчёту — выбор по совести
Выбор — это основа любой осмысленной активности человека.
Когда осуществляется выбор, человек даёт внутреннее согласие заплатить за него. И оплата происходит не с помощью денег.
Выбирая тот или иной вариант действий, ту или иную стратегию движения к своей цели. Человек отказывается от других вариантов. И от всех возможных выгод, которые он получил бы, если бы выбрал их.
Кроме того, он соглашается с тем, что потратит какое-то время своей жизни на то. Чтобы осуществлять деятельность, которую подразумевает сделанный им выбор.
Оплата выбора происходит через отказ от других вариантов жизни. И согласие тратить своё время на выбранный вариант. Это оплата в экзистенциальной валюте. Своеобразная инвестиция, которая может принести плоды, а может и нет.
Суть процесса выбора в том, что у человека никогда нет полной информации о последствиях. Осуществляя выбор, он может опираться на модели, прогнозы, оценки.
Но все эти рациональные конструкты — не более, чем игры ума. Реальность может в любой момент развернуться к человеку неожиданной стороной. Поэтому выбирать можно, основываясь не на рациональных оценках и расчётах, а на совести.
Совесть, так мыслил о ней В.А.Лефевр, — это своеобразный этический процессор. Работающий в нашем сознании почти автоматически. Человек всегда знает, что этически правильно (по совести), а что неправильно. Русскому человеку выбор по совести эмоционально и по ценностям ближе, чем выбор по расчёту.
Что такое выбор по совести в отношениях гражданина и государства? Можно показать это на примере конструирования налоговой системы таким образом, чтобы граждане понимали, что налоги — это не грабёж на большой дороге, которую устраивает «стационарный бандит» (так называют государство американские учёные Мартин Макгуайр и Мансур Олсон), а финансирование неких общественно значимых проектов через справедливое налогообложение, продуманное по законам совести. Как это может выглядеть?
В России немало сделано на пути к справедливому налогообложению, введена категория самозанятых, упрощенная система налогообложения (УСН) для малого и среднего бизнеса.
Однако, остались нюансы, которые выглядят как не соответствующие элементарным этическим критериям (то есть выглядящие как обман населения государством). Например, сотрудники бюджетных организаций платят налоги на зарплату, фактически, возвращая деньги в тот же самый бюджет, из которого они получают свои доходы.
Это выглядит как нелепая игра, в которой начисляется одна сумма, а фактически выплачивается другая. Налоги и отчисления на начисленную заработную плату составляют почти половину заработной платы (49,66%), это выглядит неразумно, особенно когда человек приходит со своими деньгами в магазин и видит в своём чеке, что в цене товаров находится 10% или 20% НДС.
То есть если бы человек получил заработную плату без налогов и покупал товары в магазине без налогов, он смог бы купить на свою заработную плату примерно на 65% больше товаров? Честно говоря, это не выглядит как налогообложение «по совести», это даже не очень похоже на здравый смысл.
Мы считаем, что эта тема должна обсуждаться широко, с привлечением экспертов всех уровней, — в результате должно быть найдено решение, которое позволит построить налоговую политику государства в соответствии с представлениями о совести, которые характерны для русского человека.
Второй пример — цены на квартиры в крупных городах России в сравнении с ценами индивидуальной застройки.
Любопытно, что покупка земли недалеко от границы города и строительство дома площадью 200 квадратных метров обойдутся человеку примерно в те же суммы, которую стоит квартира в многоэтажном доме площадью 40 квадратных метров на окраине города. Что здесь «не по совести»?
Вспомним, что многоэтажное строительство было придумано, чтобы за счёт эффекта масштаба на порядок сократить расходы на строительство одного квадратного метра полезной площади по сравнению с индивидуальным строительством.
Сейчас индивидуальное строительство заметно выгоднее массового. В городах России затраты на индивидуальное строительство (вместе со стоимостью земли) оказываются в 5-7 раз меньше в пересчёте на один квадратный метр, чем покупка недвижимости в многоэтажном доме. Люди видят это и понимают, что где-то кто-то работает не по совести, а ради собственной чисто материальной выгоды.
И хотя как бы в этом нет ничего плохого, но русские люди говорят друг другу: «Надо же и меру знать». А если человек «меру не знает», значит, не по совести живёт, и оправдания в стиле «так сложился рынок», «это баланс спроса и предложения» и прочие подобные всерьёз не принимаются.
Если люди чувствуют, что с ними поступают «не по совести», то они начинают с холодным безразличием относиться ко всему, что касается «общего дела», общество атомизируется, каждый стремится построить свою повседневность так, чтобы в его-то мире всё было правильно, а что там снаружи происходит — Бог им судья.
Атомизация общества приводит к невозможности «общего дела», а «общинность» — один из значимых компонентов этики вочеловечивания.
9. Гарантии — вера
Этика расчеловечивания предписывает при первой же возможности перекладывать риск и ответственность за неуспех или проигрыш на других игроков, заручиться гарантиями и страховками. Это выглядит рациональным и мудрым решением, тем более что существуют хорошо развитый бизнес, продающий страховки и гарантии.
Однако, есть вполне очевидные пределы перекладывания ответственности и снижения рисков, которые лишают человека мощнейшего внутреннего мотива, который Нассим Талеб называет «skin in game» (шкура на кону). Если личные риски слишком уменьшены, люди не заинтересованы в достижении целей и результатов лично, на уровне «шкурных интересов».
Если же один из игроков перекладывает все риски на остальных, то русские говорят, что «он чужими руками жар загребает».
В отношениях государства и граждан риски довольно часто перекладываются на плечи граждан. К примеру, рост курса иностранных валют запускает рост рублёвых цен на импортные и отечественные товары, и население платит больше, в то время как государство извлекает из этого выгоду.
Государственные органы контролируют бизнес и постоянно требуют соблюдения действующего законодательства, в то время как бизнес контролирует государство только опосредованно, не имея для этого каких-либо существенных полномочий: почти каждый контрольно-надзорный орган может своим решением остановить деятельность бизнеса, но ни один бизнесмен не может своим решением остановить деятельность контрольно-надзорного органа.
Государственные закупки являются классическим примером перекладывания рисков с плеч государственных органов, производящих закупку, на плечи исполнителей-бизнесменов. После победы в тендере нужно обеспечить гарантию от нарушений условий контракта — положить денежную сумму на депозит заказчика или оформить банковскую гарантию. При этом, как правило, исполнитель получает деньги на счёт после выполнения всех работ и оказания всех услуг по контракту.
Получается, что победивший в тендере бизнесмен должен положить депозит или оформить банковскую гарантию на некую (обычно весьма солидную сумму по сравнению со суммой контракта), затем выполнить всю работу за свой счёт и только после этого, если заказчик останется доволен и подпишет акт сдачи-приёмки работ/услуг, на счёт бизнесмена поступит сумма контракта. Асимметрия в распределение рисков не может не создавать государству негативный имидж, никак не связанный с благородством и смелостью.
Государство не ставит «шкуру на кон», стремясь достичь своих целей, а бизнес и граждане вынуждены рисковать, поскольку иначе они ничего не получат в этой игре.
Очевидно, что такое асимметричное распределение рисков не выглядит справедливым.
В то же время понятно, что проведение государственных закупок в такой логике исключает любую возможность инновационного развития, поскольку ни один бизнесмен не станет рисковать в отношениях с государством, внедряя инновации по ходу выполнения контракта, чего бы этот контракт ни касался. Можно сделать вывод о том, что, если риски распределяются асимметрично, внедрение инноваций крайне затруднено (или совершенно невозможно).
Рассмотрим противоположный этический полюс: вера.
Вера подразумевает совместные, общие попытки достичь желаемой цели (результата), когда каждый максимально использует свои способности и таланты и когда линии многих индивидуальных судеб суммируются в один вектор общего дела.
Великие проекты советского прошлого: ГОЭЛРО, космос, атом, освоение целины, строительство Байкало-Амурской Магистрали, освоение Крайнего Севера, — все они содержали в своей основе персональную ответственность государственных менеджеров и локальных управленцев, при этом риски распределялись между ними справедливо, «шкура в игре» была у каждого актора.
Реализация масштабных проектов и успешное внедрение инноваций возможны только при справедливом распределении рисков и при наличии веры в возможность достижения коллективного успеха...
Александр Шохов
Государство и гражданин: возможно ли взаимодействие на этических принципах? (Ч. 2/2)
Отношения государства с людьми могут быть построены на этических принципах, а не на подавлении, контроле и унижении своих граждан и неграждан.
Государство и гражданин 2.jpg
10. Прогноз — судьба
Прогнозирование событий и расчёт сценариев стали классическими мыслительными ходами для экономистов, социологов, политологов и управленцев. Прогнозирование — это использование рациональных предпосылок для очерчивания возможных сценариев будущих событий и процессов.
Поскольку современные управленцы претендуют на то, чтобы управлять сверхкомплексными системами, сетями, средами и структурами, прогнозирование, очевидно, не может хорошо работать.
( Свернуть )
В первую очередь это связано с тем, что факторы, влияющие на важные процессы и формирующие события, весьма многочисленны, и их значимость постоянно меняется, поэтому невозможно предсказать, какое сочетание факторов будет оказывать определяющее воздействие на развитие ситуации на следующем шаге.
Однако, если отказаться от прогнозирования как научного метода и обратиться к конструированию и формированию будущего, появляется шанс построить хорошую управленческую стратегию.
Доминирующий сегодня подход, основанный на прогнозировании, позволяет заглянуть в будущее лишь на пару десятков лет вперёд, поэтому разрабатываемые стратегии и программы развития редко ориентированы на более удалённые от нас периоды.
Конструирование и формирование будущего может реализовываться с включением более далёких временных перспектив, при использовании этих подходов важно смотреть вперёд на несколько столетий, чтобы понимать, какие задачи наиболее актуальны сегодня. Но есть важное ограничение — человек не всесилен. Как говорят русские, «человек предполагает, а Бог располагает».
Идя конструктивистским путём, человек как бы «ощупывает» реальность, ловит отклики: если какой-то вариант действий оказывается реализуемым, происходит движение в этом направлении, а на остальные направления перестают расходоваться силы, внимание, время и ресурсы.
Это подразумевает необходимость широкого использования экспериментов для поиска оптимального пути к желаемому будущему. То, в каком направлении реальность откликается, можно назвать судьбой (то есть проторенной дорогой в будущее, которая естественна для данного актора). Кто проторил, проложил эту дорогу в будущее? В русском языке есть превосходное слово «провидение».
У провидения есть план для каждого человека с учётом его личных качеств, способностей и талантов, этот план именуется предназначением. В этой мировоззренческой позиции уже намного меньше рационализма, здесь преобладает вера в неслучайность появления на свет каждого человека. С позиций рациональной науки это ничем не обоснованное убеждение. Но с позиций конструирования и формирования будущего, это необходимый элемент, дающий уверенность и энергию для действий.
Взглянем с этих позиций на принципы организации деятельности, связанной с решением каких-либо важных задач для государства и общества. Если правильно раскрыть и использовать таланты каждого человека, откроются такие пути в будущее, которые ранее были закрыты. А значит, судьбу каждого человека нужно бережно распознать, и раскрыть перед ним соответствующие возможности для её реализации.
Этот мировоззренческий акцент существенно отличается от мировоззрения, которое лежит в основе научного прогнозирования будущего. При прогнозировании роль отдельного человека нивелируется, поскольку акцент делается на работе обезличенных объективно действующих сил и статистических закономерностей, а при появлении в мировоззрении понятия «судьба» человек становится важнейшим элементом создания будущего.
Рассматривая с этих позиций отношения государства и человека, можно сказать, что когда государство начинает ценить способности и таланты конкретных людей становятся возможны масштабные проекты («большое общее дело»).
Эта деятельность заслуживает всех лучших побуждений и самореализации вовлечённых в них людей, а каждый человек начинает чувствовать себя не просто элементом в бездушной машине, а человеком-творцом, источником и актором-конструктором новой реальности.
11. Территория — земля русская
Когда речь идёт о территории, возникает представление о пространстве, в котором распределены некоторые природные ресурсы, и их следует осваивать в целях развития цивилизации.
Для русского человека земля, на которой он живёт — это не «территория», это «земля русская», и словосочетание это имеет ещё и сакральный, священный смысл. Земля русская — это источник духовной силы, на ней остаются следы праведников и могилы героев, это фундамент, на котором происходит жизнь, духовная почва, на которой воздвигаются храмы.
Земля русская полна истории, подвигов, подвижничества, духовного поиска. Само движение по земле (путешествие) даёт русскому человеку силу и формирует его духовно-нравственный облик, подсказывает ему выбор жизненного пути, приоткрывает ему его судьбу.
Такое отношение к земле предполагает принципиально иной уровень экологического мышления, чем тот, который сегодня преподносится с высоких трибун международных организаций. Российскому государству нужна собственная экологическая и климатическая повестка, которая будет этичнее и эффективнее тезисов о декарбонизации и водородной энергетике [10].
В отношениях государство — человек «земля русская» выступает как своеобразный этический императив: реализовываться может лишь то, что не вредит земле русской.
Сейчас этот этический императив в значительной мере сломлен.
К примеру, тот факт, что общая площадь мусорных полигонов и свалок в России превышает 4 млн. гектаров [23], глубоко оскорбителен для русского человека. Переработка мусора в энергию могла бы стать не просто одной из внедрённых технологий, а важным общим делом.
Русских людей серьёзно беспокоят огромные площади лесных пожаров. За июнь-август 2021 года в Сибири и на Дальнем Востоке выгорело более 17 млн. гектаров леса [24]. Тот факт, что для тушения лесных пожаров не используются давно разработанные и эффективные методы [25] может говорить об отсутствии по-настоящему бережного отношения к земле русской.
Государство и гражданин 1.png
Когда используется не понятие «территория», а понятие «земля русская», совершенно иначе строятся отношения человека и природы, возникает совершенно иное отношение к выбросам загрязняющих веществ в землю, реки, моря, — совершенно иначе воспринимается широко распространённый термин «благоустройство».
Каждый человек, который способен принести пользу земле русской, сохранить её и благоустроить, — это потенциальный участник большого общего дела.
Есть и священная (сакральная) часть постижения смысла «земли русской», оно тесно связано с понятием «пути». Многочисленные пешеходные и велосипедные маршруты по местам боевой славы, по монастырям и храмам, по национальным заповедникам могут сформировать у тех, кто движется по ним, совершенно особое состояние духа, иное отношение к Родине, к людям, к стране и государству российскому.
Многие истины, связанные с патриотизмом и любовью к Родине, постигаются не через чтение книг и слушание лекций, а только через непосредственное проживание, через движение по маршруту, который проложен по русской земле. Хочется верить, что пешеходно-велосипедный туризм по русской земле при соответствующей государственной поддержке станет одним из самых распространённых видов досуга в России.
12. Имидж — молва
Что такое имидж? Это конструкт, составленный профессиональными имиджмейкерами, то есть это как бы не сам человек, а его образ, который будет восприниматься окружающими, и параметры которого заранее просчитаны.
Русское слово «молва» несёт совершенно иной смысл. Молва — это не то, что говорят о человеке его имиджмейкеры, это то, что говорят о нём другие люди, что они думают о нём, о его жизни, его поступках и решениях, его словах и его сконструированном имидже.
Авторитет, который основан на молве, намного более прочен и глубок, чем авторитет, сформировавшийся благодаря имиджу, — потому что люди почти инстинктивно чувствуют ложь и отличают её от правды.
В построении отношений между государством и человеком на основе этики молва о конкретном человеке играет важнейшую роль, поскольку в обществе, основанном на этике вочеловечивания, именно молва определяет социальный статус человека, его влияние в обществе, его авторитет, его принадлежность к современной аристократии.
13. Одиночество — общинность
Атомизация общества, о которой пишут психологи и социологи в последние десятилетия, рост числа одиноких людей приводят к огромному количеству медицинских и социальных проблем. Общинность, вовлечение человека в сеть глубоких эмоциональных связей с другими людьми — здоровая альтернатива одиночеству.
Чтобы общинность стала постоянно расширяющимся трендом, необходимо изменить отношение к пожилым людям и старикам, среди которых одиночество наиболее распространено. Сегодняшнее общество не знает, чем занять пожилых и старых людей.
Да, им предлагают различные формы бесплатного обучения, они могут выполнять какую-то простую работу (например, быть консьержами), но, по большому счёту им нечем заняться, и они страдают от безделья, от того, что они стали никому не нужны, не востребованы, что у них нет возможности заняться осмысленной деятельностью, хотя у многих из них потребность в социальной реализации велика.
Эта проблема будет только нарастать, поскольку продолжительность жизни людей растёт, а значит, различного рода нарушения когнитивных способностей у пожилых и старых людей будут встречаться чаще, и чаще будет проявляться их «ненужность» обществу.
Есть исследования [26], которые позволяют сделать вывод о том, что увеличение количества социальных взаимодействий и интеллектуальной нагрузки замедляет или ослабляет симптомы болезни Альцгеймера.
На уровне государства можно было бы использовать некоторые интересные решения, которые уже применяются в мире, например объединение под одной крышей домов престарелых и детских приютов [27]. Это имеет множество плюсов, главный из которых — появление осмысленной деятельности у пожилых и старых людей.
Осмысленная деятельность и занятость лечат от старческих болезней, поскольку организм начинает функционировать лучше, когда в сознании формируется смысл деятельности и взращивается новая мотивация жить.
Университетам, техникумам, бизнес-школам и другим учебным заведениям предстоит открыть свои двери для обучения людей всех возрастов. Пожилые и старые люди должны получить особые льготы для создания предприятий, в которых будут работать их сверстники. Эти предприятия могут реализовывать культурные, образовательные, научные, спортивные, туристические и иные проекты.
Общинность, общее дело смогут поддержать людей на закате их жизни, дать им новые смыслы деятельности, наполнят их энтузиазмом и энергией, позволят приносить ощутимую пользу обществу и государству.
14. События — путь, подвижничество, подвиг, «борьба с супостатами»
Что составляет ткань человеческой жизни? Европейская, американская литература, кинематограф и социальные сети показывают нам, что жизнь человека состоит из событий, и эти события, в целом, очень похожи (родился — женился — родил детей — развёлся — умер), но по-разному проживаются каждым, что, собственно, и составляет содержание процесса жизни.
Иными словами, повседневные события — и есть жизнь.
Для русского человека столь тривиальное распоряжение временем своей жизни выглядит неразумно. Русскому человеку нужен Путь, предполагающий выход за пределы известного с целью самопознания, при движении по которому происходит постижение собственной судьбы.
Иногда этот Путь становится подвижничеством, — то есть человек отказывается от всего, что не связано с обнаруженным им личным предназначением. Иногда человек совершает подвиг, — поступок ради общего дела или общего блага, сопряжённый с высоким личным риском.
Иногда человек посвящает свою жизнь борьбе с супостатами, то есть с людьми, не понимающими правды и справедливости. При этом борьба с супостатами не имеет целью их уничтожение, скорее усмирение, успокоение, перевоспитание.
Когда жизнь русского человека начинает состоять из отдельных событий, русский человек начинает пить или иными способами бежит прочь от повседневности (рыбалка, охота, путешествия и пр.). Осмысленной жизнь русского человека становится только когда он идёт по Пути.
Это различие позволяет сформулировать важнейший аспект взаимодействия государства российского с гражданами: государство должно предоставлять возможность Пути, множество вариантов больших общих дел, масштабных проектов, — без них жизнь русского человека в значительной мере обессмысливается.
Собственно, русские люди готовы принимать государственную власть только при том условии, что государство создаёт многочисленные поводы гордиться Россией и её достижениями. Если поводов для гордости нет, такую власть русские люди могут терпеть, но служить ей искренне и преданно не станут, они будут использовать государство в своих интересах и приспосабливаться, поскольку другие варианты жизни невозможны.
15. Безразличие к способностям и талантам — возможности для раскрытия личного потенциала
В этике расчеловечивания безразлично, какими способностями и талантами обладает человек: он должен выполнять ту функцию, которую ему определили, выполнять её хорошо и, желательно, не претендовать на большее.
В этике вочеловечивания создать человеку возможности для раскрытия его личного потенциала, всех его способностей и талантов на общее благо, ради реализации большого общего дела, — это один из главных приоритетов общества и государства.
Сегодня в государстве российском преобладает отношение к талантливым людям в стиле «Молодец, мы тобой гордимся». Иногда победителям олимпиад или международных конкурсов вручаются почётные грамоты, выделяются премии.
Однако, целостной системы, которая бы улавливала таланты и находила им максимальное применение для раскрытия их способностей и для реализации больших проектов, в России нет. Возможно, главной причиной является отсутствие по-настоящему больших общих проектов.
Второй причиной является то, что талантливые и способные люди получают предложения о работе за границей, и переезжают туда, поскольку хотят лучшей жизни для себя и своих детей.
Совершенно очевидно, что в научно-культурно-экономическом контуре России талантливые люди сегодня имеют намного меньшие шансы на самореализацию, чем нужно для успешного развития страны.
Одна из самых болезненных тем — развитие науки и научных исследований в стране. Государственные менеджеры не могут сформулировать задачи учёным, владельцы производственных мощностей в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг предпочитают купить уже готовые технологии, оборудование и обучение (как правило, за границей), поскольку не уверены, что результаты отечественных НИР (НИОКР) будут более качественными и пригодными для внедрения.
В итоге исследовательские программы формулируют сами учёные. Они делают это, исходя из имеющегося научного оборудования (в России практически отсутствует практика укомплектования лабораторий под исследовательскую программу конкретного научного коллектива или ведущего учёного), а также с учётом требований администраторов от науки, которые сводятся к тому, чтобы не брать на себя слишком много, — ведь придётся отвечать за результаты.
Ясно, что смысл научных исследований при таком подходе полностью искажается или теряется, и внедрение результатов НИР (НИОКР), как и экономический эффект от их внедрения, составляют настолько малые величины, что о них стараются не говорить публично.
Собственно говоря, показателями эффективности научных исследований давно уже стало не их внедрение в практику, а количество публикаций в индексируемых журналах. Это тупик, из которого российскую науку предстоит вывести в ближайшие годы.
Во-первых, предстоит отказаться от оценки научных достижений по количеству публикаций в индексируемых журналах. Публикация не может быть целью НИР (НИОКР).
Целью естественнонаучных, инженерных, конструкторских НИР (НИОКР) является решение задачи или проблемы, которую до сих пор никому не удавалось решить (или не приходилось решать), проверка этого решения на практике, а затем внедрение в практическую деятельность, масштабирование до производственных мощностей и получение экономического эффекта.
Цель у гуманитарных исследований иная. В рамках гуманитарных дисциплин и на междисциплинарном уровне (в том числе в философии) возникают смыслы, которые во многом определяют культурные тренды и влияют на научное мышление в целом.
Распространение этих смыслов в обществе, их проникновение в литературу, театральное и киноискусство, в дискурс и мышление студентов и аспирантов, — так проявляется вклад гуманитарных мыслителей в общее дело.
Математические исследования, конечно же, играют совершенно особенную роль в интеллектуальной культуре. Их особенность состоит в том, что большинство серьёзных математических работ способны понять только немногие математики, специализирующиеся в данном направлении исследований.
Впрочем, математики сами способны разобраться в том, как оценивать достижения других математиков, поэтому, строго говоря, они не нуждаются в какой-либо посторонней оценке. Участие математиков в исследованиях, которые происходят в других дисциплинах, обогащает и расширяет возможности достижения важных научных результатов.
Поэтому математикам необходимо придать статус своеобразного клуба, представители которого могут существенно умножить практическую значимость любого направления исследований, чего бы оно ни касалось.
Во-вторых, предстоит соединить науку, производство и образование множеством активных связей, которые позволяют взаимно обогащать эти сферы человеческой деятельности: студенты и аспиранты должны активно участвовать в научных исследованиях, в рамках которых решаются актуальные задачи развития промышленности, сельского хозяйства, информационных технологий, биологии и медицины, а также рассматриваются общенаучные и философские проблемы.
Экономический эффект от внедрения научных разработок в реальные отрасли должен обеспечивать всем людям, вовлечённым в образовательную и научную деятельность, высокий уровень жизни. Для этого нужны большие проекты (большие общие дела).
16. Главные ценности в деятельности: деньги или самоощущение человека
Если главная ценность в деятельности — деньги, то многие «верхние» смыслы почти сразу же исчезают.
Есть старая притча о том, что два человека катят почти одинаковые большие камни на гору. И один всё время страдает и жалуется, а другой делает это с улыбкой, и глаза его блестят смыслом.
Когда первого человека спрашивают, что он делает, то он отвечает: «Я вынужден зарабатывать деньги, таская эти тяжёлые камни на гору, чтобы прокормить свою семью». А когда задают тот же вопрос другому, он отвечает: «Я строю храм вон там, на горе».
Конечно, деньги играют свою роль, но они не могут быть смыслом и ценностью.
Важнейшая ценность — это самоощущение человека, его гордость своими достижениями, его самоуважение и достоинство.
Задача государства, построенного по этическим принципам, — дать гражданам возможность самоощущать себя в качестве участников большого общего дела.
И этих общих дел должно быть столько, чтобы смыслов жизни хватило на всех.
Александр Шохов
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote