[600x594]
Поговорим о русском женском головном уборе - кокошнике. В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
[600x450]
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя.
[600x450]
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.
[600x600]
Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику. Он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. он бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси - и в боярской среде.
[445x600]
В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), кокошник был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках.
[475x600]
портрет купчихи
[475x600]
Портрет императрицы Александры Фёдоровны
[475x600]
портрет Марии Яковлевны Строгановой
[475x600]
портрет крестьянки
[475x600]
[475x700]
К концу XIX – началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами.
[402x600]
кокшник - златоглав
[402x600]
[402x600]
Название"кокошник" происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу. Характерной чертой этого головного убора является гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».
[600x700]
архангельская губерния
[600x650]
псковская губерния
[600x700]
псковская губерния
[600x530]
олонецкая губерния
[600x559]
олонецкая губерния
[600x450]
курская область
[600x450]
[600x450]
вологодская область
[600x450]
владимирская область
Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка.
[453x600]
[453x600]
[453x600]
[453x600]
Ткань для кокошника вышивали золотом, серебром и жемчугом, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
[463x600]
[463x600]
[463x600]
[463x600]
[463x600]
[463x600]
[463x600]
[463x600]
[463x600]
Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Он имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, по этому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.Кокошники считались большой семейной ценностью.
[400x600]
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности.
[400x600]
Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды.
[530x600]
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладку ягодку и аленький цветочек".
[501x600]
[501x600]
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды. В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой.
[500x700]
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
[242x600]
Последний бал Российской Империи 1903
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Сегодня очевидно, что пиком «высочайшего» признания этой «русской моды» явился костюмированный бал в Зимнем дворце в 1903 году, все именитые участники которого были в роскошных боярских костюмах по мотивам кремлевских одежд XVII века.
[367x700]
[367x600]
Часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники, в которых блистали аристократки на этом балу, впоследствии послужили образцами для копирования в кустарных работах русской эмиграции, поскольку многие участники этого события стали беженцами. Стоит ли теперь удивляться, что, отправляясь в вынужденное изгнание, часть аристократии захватила с собой именно предметы псевдорусской моды - придворные платья и кокошники, что рассеяны теперь по музеям мира.
[424x600]
[424x600]
В современной культуре кокошник является атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.
[600x448]
Один из костюмов принцессы Амидалы («Звёздные войны.) - золотой дорожный костюм - основан на русском народном костюме с кокошником.
[600x460]
Кащей Бессмертный
[600x350]
'Василиса Прекрасная
[600x439]
морозко
[600x450]
садко
[600x465]
Иван Васильевич меняет профессию
А прекраснейшие кокошники на актрисах в советских сказках. Это и Царевна-лебедь, и Снежная королева, и Царевна Несмеянна,Хозяйка медной горы.Такие изумительные костюмы могли придумать только мастера-костюмеры ,основываясь на истории кокошника, имея перед глазами самые изящные образцы этого головного убора.
[477x600]
[477x600]
[477x600]
Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников. Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник.
[372x500]
[377x500]
В коллекции Paris-Moscou Карл Лагерфельд самое пристальное внимание уделил позабытой было форме кокошника. В результате вышли то ли головные уборы, то ли золоченые рамы, обрамляющие славянские лица то ли моделей, то ли царевен.
[600x402]
[600x361]
[600x453]
[600x402]
Кокошник оставался элементом и русского сценического костюма. Он был неким символом старой России на протяжении всех долгих лет. Кокошники можно увидеть и в кабаре, и на концертных представлениях. Особую роль играл Государственный хореографический ансамбль танца "Берёзка", сценические костюмы которого воплотили в себя все безумные идеи предшествующих веков - от Екатерины, до советских костюмеров-сказочников. Одинаково-стройные девушки в блескучих сарафанах и высоких "кокошниках", возвышавшихся над приклееными белокурыми косами, водили хороводы - как правило, на экспорт.
[390x590]
блог Сударушки
|
|