Храм Фудзисан Хонгу Сэнгэн Тайся, в его владении находится часть Фудзиямы. Фото: Flickr
Гора Фудзияма — священное место, где переплетаются разные религии и верования.
Древние японцы верили, что души умерших поднимались на гору и становились божествами, защищающими семьи. С развитием буддизма гора стала символом пути к просветлению, а её вершина — местом, где достигают состояния Будды.
В Средние века на вершине был построен буддийский храм, а саму гору считали местом, где находилась Чистая земля Будды Амиды. Сейчас главной богиней считается синтоистская богиня Конохана-но-сакуя-химэ.
На Фудзи установлены синтоистские ворота — тории — и расположены многочисленные святилища, которые подчёркивают её сакральный статус. Тории служат границей между миром людей и миром божеств.
Путешественники часто привязывают к воротам колокольчики, что добавляет месту магическую атмосферу. Если закрыть глаза и прислушаться к звуку колокольчиков на ветру, кажется, что чувствуешь присутствие духов и божеств на священной горе.

Тории на десятой станции обозначают вход на вершину Фудзиямы. Фото: Flickr
В народных верованиях японцев гора Фудзи — символ благополучия, и многие компании в Японии используют её название с надеждой на процветание бизнеса.
До сих пор существует обычай гадать на будущее по первому сну в новом году. Увидеть во сне Фудзи — лучшее предзнаменование. А ещё многие японцы мечтают хотя бы раз в жизни подняться на вершину и встретить на Фудзи рассвет, который считают священным.
Значение для японской культуры и истории
Гора Фудзияма настолько важна для японской культуры, что её изображение можно встретить почти повсюду: от традиционных гравюр до современных аниме и манги. Она отражает духовные ценности японцев. И её образ стал неотъемлемой частью японского искусства, литературы и фольклора.
Фудзияма упоминается в древнейшей японской повести «Такэтори моногатари» как «Гора Бессмертия». Её образ вдохновлял воинов: силуэт Фудзиямы украшал доспехи, мечи и знамёна.
В 17 веке гора стала центральным элементом искусства укиё-э (цветные гравюры на дереве), а позже её начали изображать на гербах городов и префектур.

Даже канализационные люки в некоторых городах Японии украшены изображениями Фудзи. Фото: Flickr
В японских банях традиционно размещают картины с видами Фудзи, чтобы посетители могли насладиться её красотой и почувствовать умиротворение, даже находясь далеко от горы.
Уникальный силуэт Фудзи используется в дизайне множества повседневных вещей: от вееров и обложек для паспортов до салфеток и дорожных конусов. Гора Фудзи — не просто природный символ Японии, а часть её культурного кода.
Фудзияма — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
С 2013 года гора Фудзияма и прилегающая территория национального парка Фудзи-Хаконе-Идзу находятся под охраной ЮНЕСКО.
Интересно, что гору включили в список Всемирного наследия не как природный, а как культурный объект. Для японцев Фудзияма — не просто вулкан, а священное место и источник вдохновения художников и поэтов на протяжении веков.
Сейчас на Фудзи действуют строгие правила: ежедневно на восхождение допускают не больше 4 тысяч человек. Это связано с переполненностью маршрутов и необходимостью сохранить хрупкую экосистему.
Губернатор префектуры Яманаси Котаро Нагасаки подчёркивает, что такие меры помогут сохранить гору для будущих поколений. Кроме того, он напоминает, что для многих японцев восхождение на Фудзи — это не просто туризм, а духовное паломничество.
Легенды и мифы, связанные с Фудзиямой
Гора Фудзияма всегда была больше чем просто вулкан: её окружает множество легенд, которые уходят корнями в древние верования японцев.
Одна из самых старых историй гласит, что гора выросла за одну ночь в 285 году н. э. Другая легенда связана с богом Миоя-гами-но микото, который попросил у духа Фудзи переночевать, но получил отказ. В отместку он покрыл вершину вечными снегами и сделал её труднодоступной для людей.
Гора Фудзи часто ассоциируется с бессмертием. По одной из легенд, китайский император прибыл сюда в поисках эликсира вечной жизни, но умер у подножия. Однако японцы верили, что таким образом он достиг истинного бессмертия.
В другой истории богиня Конохана-но-сакуя-химэ, покровительница Фудзи, доказала свою чистоту, выйдя невредимой из горящей комнаты храма Фудзи Сэнгэн. Каждый год 26–27 августа в честь неё проходит фестиваль огня «Йошида».
В первый вечер город озаряют факелы, а на следующий день люди носят по улицам и бросают на землю омикоси (переносное синтоистское святилище, напоминающее миниатюрный храм) в форме Фудзи — местные жители верят, что так они могут предотвратить извержение вулкана.

Самая известная легенда связана с принцессой Кагуя, которую нашёл старик в светящемся стебле бамбука. Кагуя была послана с Луны, но позже должна была вернуться домой. Император, влюбившийся в неё, написал письмо и приказал сжечь его на вершине Фудзи, чтобы дым от него достиг Кагуи. Считается, что дым этого костра до сих пор окутывает гору.

Во время фестиваля огня «Йошида» по всему городу Фудзи-Йошида зажигают 70 факелов высотой три метра. Фото: Flickr
Фудзияма в искусстве: от гравюр до современного искусства
Гора Фудзи веками вдохновляла художников и писателей. Впервые её изобразили в средневековых свитках, позже — в работах мастеров школы японской живописи Римпа.
Часто вулкан изображают на гравюрах укиё-э. Самые знаменитые гравюры принадлежат Кацусике Хокусаю, который создал цикл «36 видов Фудзи».
После Парижской выставки 1867 года горой заинтересовались европейские художники. Ван Гог копировал японские гравюры, а Клод Дебюсси вдохновлялся гравюрами Хокусая, когда создавал симфонию «Море».
Во время фестиваля огня «Йошида» по всему городу Фудзи-Йошида зажигают 70 факелов высотой три метра. Фото: Flickr
Фудзияма в искусстве: от гравюр до современного искусства
Гора Фудзи веками вдохновляла художников и писателей. Впервые её изобразили в средневековых свитках, позже — в работах мастеров школы японской живописи Римпа.
Часто вулкан изображают на гравюрах укиё-э. Самые знаменитые гравюры принадлежат Кацусике Хокусаю, который создал цикл «36 видов Фудзи».
После Парижской выставки 1867 года горой заинтересовались европейские художники. Ван Гог копировал японские гравюры, а Клод Дебюсси вдохновлялся гравюрами Хокусая, когда создавал симфонию «Море».

«Район Ходогая, тракт Токайдо» — одна из гравюр Кацусике Хокусаю из цикла «36 видов Фудзи». Фото: wikipedia.org

«Водяная мельница в Ондене» — ещё одна гравюра Кацусике Хокусаю из цикла «36 видов Фудзи». Фото: wikipedia.org
Фудзи часто изображали на доспехах, шлемах и мечах. Один из самых известных полководцев и государственных деятелей в истории Японии Тоётоми Хидэёси носил плащ с силуэтом горы и «божественным огнём».
Несмотря на частые извержения, японцы старались не рисовать вулкан в гневе, так как считали, что это может разбудить его.

Сегодня гора Фудзияма всё так же популярна в искусстве. Современные художники используют в том числе и традиционные японские техники: укиё-э, литографии, меццо-тинты и редкую технику каппазури.
-
С помощью литографии изображение наносят на каменную или металлическую поверхность, а затем переносят на бумагу.
-
Техника меццо-тинта предполагает глубокую печать, которая создаёт изображения с плавными градиентами и богатой светотенью.
-
Каппазури — древняя японская техника трафаретной печати, при которой краску наносят через вырезанный шаблон, в итоге получаются яркие и контрастные изображения.

«Победный ветер. Ясный день», или «Красная Фудзи», — ещё одна гравюра Кацусике Хокусаю из цикла «36 видов Фудзи». Фото: wikipedia.org
Гору можно увидеть в аниме, кино и литературе, нередко её упоминают как символ. Например, в книге «Как сдвинуть гору Фудзи» её используют как метафору преодоления сложностей. В фильме «Мемуары гейши» (2005 г.) заснеженная вершина служит фоном для главных сцен, передавая атмосферу традиционной Японии.
аниме «Твоё имя» (2016 г.) гора мелькает в пейзажах и символизирует связь между прошлым и настоящим. В манге и аниме «Клинок, рассекающий демонов» персонажи тренируются в её окрестностях.
В литературе гора Фудзи фигурирует в романе Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» как мистический образ границы между реальностью и воображением.
Пять озёр Фудзиямы
Застывшая лава после последней активной фазы вулкана образовала знаменитые Пять озёр — Фудзи-гоко. Это живописные водоёмы у северного подножия вулкана: Кавагути, Яманака, Сай, Сёдзи и Мотосу. Они появились из-за того, что лавовые потоки перегородили русла рек и создали естественные водохранилища.
Сейчас эти озёра популярны среди туристов: здесь можно насладиться захватывающим видом на Фудзи, покататься на лодке, порыбачить.
Яманака — самое большое озеро, популярное среди любителей водных видов спорта. Здесь можно покататься на лодке, виндсёрфе или водных лыжах. На берегу есть кемпинг с теннисным кортом.

Кавагути, или Кавагучико, — самое туристическое озеро. Здесь можно арендовать велосипед и исследовать территорию вокруг. Также проводят экскурсии на лодках, а в безветренные дни можно увидеть знаменитое отражение Фудзи в воде.
В начале ноября северный берег озера превращается в аллею багряных клёнов.
Сезон момидзи, или время покраснения кленовых листьев, — это одно из самых запоминающихся времен года в Японии. С приходом осени природа преображается, создавая уникальные пейзажи, напоминающие живописные картины. Этот сезон особенно популярен среди путешественников, так как позволяет увидеть страну с новой стороны — яркой, контрастной, полной гармонии и красоты. В японской культуре момидзи символизирует скоротечность жизни, напоминая о том, как важно наслаждаться каждым моментом. Для туристов это не просто возможность полюбоваться осенними пейзажами, но и погрузиться в культурные традиции страны, почувствовать её ритм и философию.
К началу зимы листья опадают, а жизнь вокруг замирает — многие кафе и прокаты перестают работать.
Японцам, как и жителям многих азиатских стран, важно находиться в гармонии с природой и наслаждаться ее красотой. Цветение сакуры – это праздник в Японии, имеющий более чем 1000-летнюю традицию. Полюбоваться цветущими деревьями приезжают тысячи туристов из разных стран мира.

Озеро Сай — рай для рыбаков. Там водится дикая форель, а рядом можно исследовать ледяные пещеры Нарусава и пещеру с летучими мышами.
Сёдзи — самое маленькое и дикое озеро. Нетронутая природа и панорамная площадка Эбоси-дакэ делают его идеальным местом для уединённого отдыха. Здесь же можно увидеть эффект «перевёрнутой Фудзи» — чёткое отражение вулкана в воде.
Мотосу — самое глубокое и прозрачное. Вид на Фудзи именно с этого озёра изображён на купюре в 1000 ¥. Летом здесь популярны кемпинг и пешие прогулки, зимой — катание на коньках.

Такой вид на гору Фудзи открывается с озера Мотосу. Фото: wikimedia.org
Между озёрами Сёдзи и Сай раскинулся таинственный лес дзюкай, что переводится как «море деревьев». Компасы здесь теряют ориентацию из-за вулканических пород.
Южнее озера Мотосу находится
водопад Сираито — самый широкий в Японии. Это идеальное место для пикника.
Название Shiraito-no Taki переводится как «водопад белых нитей». Фото: Flickr
Пять озёр Фудзи играют важную роль в культуре и истории Японии. Их виды стали визитной карточкой страны, украшая не только фотографии, но и банкноты. Они упоминаются в древних легендах, считаются священными и вдохновляют художников и поэтов.
Кацусика Хокусай включил виды Фудзи, отражающейся в водах Кавагути и Мотосу, в свою серию гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи». А поэт Мацудзава Киёси в 20 веке посвятил озеру Сай хайку — стихотворение. Сейчас эти места часто появляются в японском кино и аниме.