А какими другими можно было ещё летать в советское время? Других авиакомпаний не было. Так что хочешь - не хочешь, иди в местное агентство Аэрофлота покупать билет. А их там никогда нет. Самолёты летают полупустыми, а билетов в кассах никогда нет. И отношение к пассажирам чисто советское - хуже, чем к скотине. Для работников пассажирской службы Аэтофлота пассажиры - это какая-то неприятная серая масса, вечно чем-то недовольная и очень мешающая жить.
Я писал недавно об администраторах советских гостиниц, для них тоже люди существуют вовсе не как совокупность индивидуумов каждый со своим лицом и своим характером. Пока ты стоишь по эту сторону стойки, женщина с той стороны тебя не воспринимает как представителя гомо сапиенс. Ты для неё что-то вроде неразличимой, несущественной особи большой и неприятно пахнущей грибковой колонии. Особи шевелящейся и издающей какие-то звуки, в которые не обязательно вслушиваться. Ты суёшь в окошечко паспорт с вложенными в него деньгами или командировочным удостоверением, в ответ "Билетов нет!" или "Мест нет!" Причём это независимо от наличия билетов или мест. Просто такой безусловный рефлекс. При этом дама тебя не видит и то, что ты ей говоришь - не воспринимает. Такая у неё психология.
Как-то раз я летел из Сухуми в командировку в Москву. Занял очередь к одному из окошечек кассы Аэрофлота за солидным мужиком, который показался мне знакомым. Пригляделся - да это же знаменитый писатель К.М.Симонов! В том, что он летит в Москву из Сухуми, ничего удивительного нет. В Москве он живёт, а в Сухуми (точнее, около Сухуми, рядом с нашим институтским посёлком) у него дача. Удивительно другое - зачем он встал в очередь как простой советский человек? Очередь движется быстро. Не потому что кассирша быстро работает, а потому что всем даёт отлуп: "Билетов нет!" Подошла очередь Симонова. Думаю, может быть взглянет на него, узнбет и скажет: "Дорогой Константин Михайлович, как я счастлива Вас видеть. Спасибо, что подошли именно ко мне. Вы знаете, свободных билетов на Москву уже нет, но я сейчас спрошу администратора агентства, можно ли использовать бронь для VIP?" И звонит по телефону, и волнуется, и радостно говорит: "Есть для Вас билет, Константин Михайлович, уже выписываю. Как я рада была Вас видеть и разговаривать с Вами! Здоровья Вам!"
Стоп, это я размечтался! А как было на самом деле? "Билетов в Москву нет!" - и не глядя паспорт обратно в окошко. Симонов ей ещё о чём-то говорит, а она не поднимая головы тянет руку за следующим паспортом - моим. Симонов отошёл, и смотрю - направился прямо к двери администратора. Правильно, незачем было воображать, что мы где-нибудь во Франции или хотя бы в Анголе. Тем временем кассирша мне: "Билетов в Москву нет!" Я ей говорю: "Ну что же вы Симонову-то отказали, знаменитому писателю?" Она не слушает меня: "Билетов в Москву нет!" Я ей: "Должна быть институтская бронь, я из Синопа" (так называют место, где расположена административная часть нашего института). Посмотрела: "Да, была на сегодня бронь, её уже выбрали". И тянет руку за следующим паспортом. Ну хорошо, значит завтра мне нужно подойти к открытию агентства.
А что Симонов? Смотрю, он зашёл к администратору, и тот буквально через минуту выскочил с симоновским паспортом к руке, наклонился с ним к ближайшей кассирше, что-то ей сказал, и сразу обратно. Та кассирша встала, и: "Ой, девочки, Константин Симонов!" И все кассирши повскакивали с мест: "Где он, где он?!!" Я говорю "своей": "Так ведь он только что стоял здесь, вы ему отказали!" Нет, не воспринимает! Не оборачиваясь: "Билетов в Москву нет!"
Если президенту Путину удастся восстановить Советский Союз, пусть он не делает "Аэрофлот" государственной компанией. И гостиницы пусть будут частными. Скажите ему об этом.