Действие картины происходит в оккупированной Японии с конца августа 1945 по 1 января 1946 — в период между двумя решениями царственной особы: объявлением о капитуляции в войне и отречением от своего божественного статуса - потомка богини Солнца. Хирохито, конечно, мог покончить с собой, как это сделали после капитуляции более 500 японских офицеров, но император, приняв личное бесчестье, — избавляет от позора нацию. Так это выглядит на экране. Однако фильмы Сокурова не очень-то просты. В сравнении с плебеем фюрером из "Молоха" или с полуидиотическим разлагающимся заживо Лениным, японский император Хирохито - бодрый довольно исторический персонаж, вменяемый, к тому же истинный аристократ. Хитрый, изворотливый и... в каком-то смысле везучий.
Его ожидала та же участь, что и остальных военных преступников, ведь помимо военных действий этот японский демон власти инициировал бесчеловечные опыты над военнопленными в биологическом НИИ, и так далее - тираны они же все со своими жуткими заморочками. Но в этой щекотливой ситуации он поступил расчетливо и прагматично: принял предложение американцев сдаться ИМ, а не русским, а в свою очередь американцам, естественно, нужна была послушная марионетка в Японии после войны. Так что... император Сокурова и император Хирохито в реальной истории - немножко разные. Мудрость правителя у Сокурова - на деле была расчетливым цинизмом: император отказывается от своего статуса не просто так, а выполняя условия американцев.Вот как-то так...
А почему умный Сокуров игнорирует эти неудобные факты - другой вопрос. Сокуров исследует власть. И в этом смысле император Хирохито для него тоже - подопытный образец "демона власти". В общем, Сокуров говорит о других вещах, потому и подчеркивает внеисторичность своих исторических фильмов. И сто процентов - намеренно. У режиссеров такого уровня не бывает ничего случайного...