Древние легенды,окутывающие этот старинный замок задают все больше вопросов,на которые так никто уже и не ответит...Стоял ли уже этот замок, или по крайней мере дом-крепость на развилке лесных дорог, на высоком холме, возвышающемся над всей Нормандией времен Меровингов, когда господствовали кровожадные Клотэры? Или же это всего лишь легенда, рожденная в стародавние времена?
[показать]Что ж, вернемся в это время, когда хозяином Карружа (так на местном наречии называется распутье) был граф Ральф, супруг одной очень благородной и очаровательной женщины с поистине сказочным именем: Эвелина дю Шан де ля Пьер. Эта пара была бы совсем счастлива, если бы только у них был ребенок, но, несмотря на то, что их брак длился вот уже семь лет, колыбелька по-прежнему оставалась пустой.
Но вот однажды графиня сообщает, что небеса снизошли к ее просьбам и мольбам, и что у нее есть надежда подарить графу дитя.
[показать]Такие события всегда отмечаются. Супруги так и поступают. Они устраивают пир для всего окружения, друзей и вассалов, а также для всех, кто только желает прийти, а таких немало. И вот во время этого празднования, включающего, как это и положено в лесных краях, охоту, граф Ральф исчезает. Проходят часы, а его все нет, наступает ночь, и он все не возвращается.
[показать]
На самом деле с ним не произошло ничего страшного. Преследуя дичь, он так увлекается погоней, что попросту теряется в лесу, где его и настигает ночь. Пробродив несколько часов, он выходит на маленькую полянку. Взошла луна, и свет ее озарил воду в озере, возле которого стояла девушка, одетая во все белое; такой красавицы Ральф никогда раньше не видел.
![]()
Это была фея юности и красоты, к ногам которой граф бросил свое сердце и свои желания, тотчас же позабыв о своей жене и будущем ребенке. Улыбнувшись, фея закружила его в безумном танце возле озера, где они, наконец, упали оба — уже для иных забав.
Поутру граф вернулся домой, где уже все сбились с ног. Он объяснил, и это было почти правдой, что заблудился, и ему посчастливилось набрести на хижину дровосека. Это происшествие все позабыли, но, лишь настал вечер — под предлогом того, что его жена должна находиться теперь в полном покое — он оставил ее спать одну, а сам выскользнул в ночь.
Так будет продолжаться несколько месяцев, до тех пор, пока графиня Эвелина не обнаружит, что ее супруг вместо того, чтобы отправиться спать, пожелав ей спокойной ночи, пришпоривает своего коня и уносится в лес.
Однажды вечером она проследила за ним и поняла свое несчастье: при лунном свете ее Ральф танцевал с прекрасным созданием, после чего погружался с ней в искрящуюся воду.

На следующий день она пришла на свидание раньше его. Фея сидела у озера и расчесывала свои длинные белокурые волосы. Тогда Эвелина достала золотой кинжал из-за пояса и нанесла удар. С ужасным криком ее соперница исчезла в озере, вода которого окрасилась кровью. А убийца тем временем спешила в свой замок.
Наутро возле замка был найден труп графа. Тот же клинок, убивший фею, перерезал его горло. Конечно, сразу же побежали сообщить эту ужасную новость графине, которая еще спала.
Но когда дневной свет озарил ее лицо, все с ужасом заметили большое кровавое пятно, красующееся на ее лбу. Это пятно, наподобие того, которое запятнало леди Макбет, никогда не сотрется. Более того: когда появится на свет ее долгожданный ребенок, его маленький лобик будет помечен таким же кровавым пятном. Его будут звать Карлом. Для всех он останется Карлом Красным.
Если отойти от легенды и вернуться к Истории, можно найти самого первого сеньора де Карружа еще в 1150 году. Его звали Роже и это он впервые провозгласил серебряные геральдические лилии. В дальнейшем замок и поместье принадлежат герцогам Нормандским, и точно неизвестно, от кого они его унаследовали.
\![]()
Замок Карруж – один из самых старых в Нормандии. Он существовал как укрепленная цитадель уже в V веке. Только к XVI столетию он получил современный вид и статус замка.
Во время Столетней войны Роберт Карруж переходит на сторону англичан, меняет свои убеждения, что стоит ему недешево: английский король Генрих VI конфискует его земли.
Впрочем, кончились времена Жанны д'Арк и Нормандия ненадолго перейдет к Британии. Как бы там ни было, наш Карруж участвует в защите Мон-Сен-Мишеля и погибает в сражении при Верней.
![]()
После него поместье попадает в женские руки, затем переходит к роду де Блоссе, и наконец к Филиппу Ле Венору, сеньору де Тильеру. Род Ле Веноров будет владеть Карружем до 1936 года.

Posthumes Porträt des Kardinals Jean Le Veneur
Надо признаться, это удивительная семья. Несмотря на то, что они были выходцами из Бретани, они были переименованы в Монморанси Нормандских. Их фамилия передавалась им по наследству вместе с обязанностью королевских ловчих.
![]()
Огромные нормандские леса служили им выборными землями. А они собирались подняться очень высоко.
«Карруж распускается во всей своей красе и поднимается из своих высушенных рвов, окружающих баллюстрады. Огромный и разнообразный дом, в который внесли свой вклад все века (начиная с XIII столетия), заложив в него по кирпичу и камню. Место великолепно и сурово. Оно, должно быть, было совсем другим в те времена, когда к югу простирался обширный пруд».
Шато де Карруж был возведен из необычного красного кирпича, который меняет свой цвет на рассвете и закате, превращая замок в сказочный дворец, увенчанный симпатичными башенками. Его неприступные стены со всех сторон окружены наливным рвом, поэтому создается впечатление, будто замок плывет по маленькому пруду.
В XV веке один из членов семьи де Сен-Пьер - Жан Блоссе - решает превратить скромную каменную обитель в полноценное поместье. Именно тогда замок принимает тот вид, в котором его можно наблюдать сегодня. Оценить красоты Карружа однажды, в 1473 году, удосужился даже Людовик XI, чьим доверенным лицом был в то время Жан Блоссе.
Вместе с замком разрастается и род, и здесь можно вести счет знаменитым союзам, великим именам, которые в течение многих лет сливаются в дом Ле Венор.В 1570 году Таннеги I Ле Венер принимал в этих стенах Екатерину Медичи и ее многочисленную свиту. Кто знает, свидетелем каких интриг довелось стать этим каменным стенам? :)Здесь можно встретить такие имена, как Руан-Шабл, Бассомпьер (ее звали Екатериной, и она была сестрой знаменитого маршала, компаньона Генриха IV), д'Арукр, дю Гие, де Банель, Лувуа, д'Эспарбес де Люссан и еще много других.
Никогда Ле Веноры не вступали в неравные браки, и, переступая через года, остановимся на, быть может, самом любопытном персонаже этой семьи: Алексисе-Поле, жизнь которого, с 1746 по 1833 год, займет почти целый век.Начав свою военную карьеру совсем юным, он удостаивается Гибралтарского трона, а затем имеет честь быть представленным в Генеральные штаты. Но, подобно многим молодым офицерам, Алексис поворачивается лицом к либеральным идеям, рожденным войной за независимость в Америке.
Он даже предлагает отказаться от привилегий, начиная с 20 марта 1789 года, а в Карруже, в качестве примера, оплачивает обучение самых уважаемых подданных и прощает всем долги. Он также назначает пансион Марии-Франсуазе Купиль в парижском монастыре.
Эта Мария-Франсуаза выйдет позже замуж за Эбера, ужасного Папашу Дюшена, и окончит свое существование, как и он, на эшафоте.Но даже после смерти короля Ле Венор останется преданным Республике.
Фильм Мария-Антуанетта снимался в замке.Софи Кополла
В своих угодьях в Тильере он имеет, в качестве адъютанта, сына одного из своих ловчих: Лазаря Оша. И именно этот Ош в 1793 году поможет спастись Ле Венору, когда тот, подобно Кустину и Богарнэ, будет арестован.При Империи он — депутат, и Наполеон дарует ему титул виконта Ле Венора. Его имя выгравировано под сводом Триумфальной арки в Париже. Однако умирает он в Карруже, 26 мая 1833 года.
Он был женат на Шарлотте-Генриетте де Вердлен, которая во время Террора проявила себя самой преданной и любящей супругой, которая только может быть. Она осмелилась предстать перед судом Конвента и не спасовала перед унизительными визитами к Робеспьеру.
После себя они оставили много детей, которые позаботились о Карруже, их потомки заботились о нем вплоть до второй половины XX столетия. Но у замка было слишком много запросов. И все окончилось тем, что его продали государству.

Одна из выставок современной скульптуры выставлена во дворе
В 1927 году замок получил статус исторического памятника, а в 1936 году государство выкупило его у владельцев вместе с частью мебельной обстановки. Сейчас одно крыло замка скрыто под строительными лесами - здесь ведутся плановые реставрационные работы.Кирпич был использован для строения замка не случайно: с XIV века в окрестностях было найдено множество глины, из которой вручную изготавливались кирпичики для строительства и отделки. К примеру, в Карруже для оживления фасадов строители чередовали розовые и черные кирпичи.
![]()
Вокруг этого великолепия разбит чудесный французский сад.
Но, конечно, самое интересное все равно поджидает посетителей Карружа внутри. Чтобы пройтись по некогда жилой части дома Блоссе де Сен-Пьер, достаточно попасть на начало экскурсии, которые проводятся здесь каждый час. Гид рассказывает все по-французски, но в магазинчике сувениров, где, собственно, и продаются билеты на экскурсию, можно попросить мини-путеводитель с более или менее подробным описанием каждого помещения. Отрадно, что русскоязычная версия также присутствует - это ярко-желтый бумажный буклет (буклеты на других языках - другого цвета).
В кухне и по сей день находится огромный камин, который, собственно, и служил верой и правдой удовлетворению всех гастрономических потребностей высокородных господ. Несмотря на внушительные размеры замка, под кухоньку выделено довольно небольшое помещение.
Начнется знакомство с внутренними покоями замка с кухни, которая использовалась по назначению с конца XVIII века и по 1936 год.В кухне и по сей день находится огромный камин, который, собственно, и служил верой и правдой удовлетворению всех гастрономических потребностей высокородных господ. Несмотря на внушительные размеры замка, под кухоньку выделено довольно небольшое помещение.
Далее вас проведут по башенной лестнице к покоям на втором этаже, первоначально располагавшимся анфиладой.
В XIX веке, благодаря установке перегородки со стороны двора, было изменено оригинальное сообщение между помещениями. Сейчас салон северной части замка является искусственно отделенным.
Прогуливаясь по залам замка, стоит обратить особое внимание на огромный камин, украшенный сценами охоты, гранитные коринфские колонны в столовой, мебель времен Людовика XIV, а также на портреты в галерее, изображающие представителей аристократического семейства Карруж, проживавших в замке на протяжении нескольких столетий
Но война-войной, а кушать все-таки хотелось, поэтому в нижней жилой части крепости и по сей день можно наблюдать удивительный измерительный прибор из гранита, призванный осуществлять контроль за потреблением съестных припасов.
"После сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать..." :) Наверное, именно поэтому вторая комната, которую демонстрируют посетителям после посещения замковой кухни, является спальней. Вроде бы не слишком примечательное убранство компенсируется вполне знаменательным фактом: именно здесь в 1473 году изволил почивать король Людовик XI. После этого спальня так и стала называться - "комнатой Людовика XI".
Королевский взор должен был всюду видеть только красивые и изящные вещи. Так что без дизайнерского внимания не остался даже деревянный потолок спальни.
Из спальни коридор ведет в Северный салон. Кстати, даже коридор в Карруже примечателен тем, что в нем можно увидеть остатки расписного потолка XVII века и две весьма интересные картины мастеров того времени.
В Северном салоне любили собираться за светской беседой знатные дамы. Вся комната выдержана (как бы сейчас сказали) в гламурных розовых тонах, а изящество обстановки только подчеркивает утонченный вкус хозяек Салона.
Когда-то декоративная арка в углу комнаты вела в замковую часовню. Как уже говорилось выше, она была разрушена хозяином замка в годы революции. Сравнительно небольшая жертва, учитывая, что сам замок и его обстановка в итоге остались целы.
Рядом с замурованной ныне аркой находится величественный камин - достаточно большой, чтобы обогреть все собравшееся в Северном салоне изысканное общество.
За Северным салоном располагается Парадная прихожая. Здесь можно увидеть камин XV века, украшенный сценами соколиной охоты XVI века и великолепный старинный гобелен.От своего величественного декора XVII века руки Мориса Габриэля, зал сохранил украшения балочных перекладин на потолке.
Если театр начинается с вешалки, то столовая замка Карруж - с люстры. Сложно обойти вниманием столь изысканное и оригинальное творение, без которого обстановка явно была бы неполной.
Столовая была оборудована в конце XVIII века. Пока экскурсанты восхищенно ахали по поводу уникального фарфора и изящного столового набора из тонкого хрусталя, наш гид обратил внимание присутствующих на гораздо более ценные (с исторической точки зрения) вещи, к примеру, на монументальный камин конца XVI века, примечательный тем, что в нем сочетаются полированный гранит, известняк и мрамор провинции Мэн.
[показать]
Одно из огромных "окон" столовой оказалось на самом деле застекленной дверью. За ней находится небольшой мостик, по которому можно спуститься из столовой прямо в парк.
Следующая комната представляет собой летнюю гостиную. Скорее всего, такое название она получила по той причине, что в ней отсутствует привычный для замковых помещений камин. Однако камин в следующей комнате, сообщающейся с Летней гостиной небольшой аркой, настолько мощный, что его вполне хватает на обогрев сразу двух помещений.
[показать]
Пожалуй, Летнюю гостиную можно считать самой "новой" комнатой замка, поскольку она была отреставрирована совсем недавно - в 1993 году. Особая гордость реставраторов - обои с узором домино, состоящие из бумаги и ткани, рисунок на которых напечатан вручную. Особенность "домино" состоит в том, что обои выпускаются не в виде привычных нам рулонов, а в листах прямоугольной формы, наклеенных на натянутую ткань.
В процессе наклеивания они плотно подгоняются друг к другу, чтобы образовывался единый мотив. Честно говоря, как раз-таки эти обои мне совсем не понравились.
[показать]
Через застекленные квадратики огромного окна во всем своем великолепии предстал замковый парк. К сожалению, нам не удалось его посетить, но цифра в десять гектаров не могла не впечатлить. Парк огорожен со всех сторон, а его пространство разделено на парковые и фруктовые сады, рощицы, террасы и лужайки.
Если вам не удастся собрать в одной комнате всю семью, то можно ограничиться украшением этой самой комнаты их портретами. Именно так когда-то поступили владельцы Карружа, выделив это помещение под Портретный зал.
[показать]
В этой, своего рода, мини-галерее собраны портреты всех чередовавшихся владельцев замка. Камин украшен оригинальным расписным декором. И, портретом, разумеется.
Парадная гостиная была создана в XIX веке путем сноса перегородки между двумя расположенными рядом комнатами. Об этом до сих пор можно судить по паркету и обшивке стен, сохранивших следы былого разделения.
В итоге получилось просторное помещение, действительно парадное и какое-то праздничное - во многом, благодаря расположенным с обеих сторон окнам, через которые солнце щедро заливает все пространство комнаты.
[показать]
Увы, некоторые предметы интерьера удалось сохранить только в виде деревянного остова. Хотя в ближайших планах - их реставрация.
[показать]
По бокам комнаты располагаются довольно неприметные дверки, ведущие в рабочие кабинеты.
В Карруже всё реально и по-настоящему! К примеру, можно выдвинуть ящичек антикварного бюро и обнаружить там запас свечей :)
Покидая Большую гостиную, мы попали на площадку Парадной лестницы. Первоначально она была покрыта штукатуркой, а под ней - расписана под имитацию рисунка кирпичной кладки. Такое искусство называется стереотомией. Но в 60-х годах XX века во время реставрационных работ штукатурка была счищена. В итоге заново наносить штукатурку не стали, посчитав, что стереотомия выглядит намного интереснее. Трудно с этим не согласиться. Кто бы догадался, что это не реальный кирпич? :)По Парадной лестнице можно попасть на другой этаж замка. Увы, туда не водят экскурсантов, поэтому описать, что там находится, не смогу. Зато с другой стороны площадки есть вход в следующий зал...
[показать]
Конечно, это Парадный зал, где когда-то давались балы! Он был создан в конце XVIII века для театральных, музыкальных и танцевальных представлений. Его объемность была достигнута за счет сноса части пространства второго этажа. Но даже при этом зал нельзя назвать особенно большим. В глубине располагается площадка для музыкантов. Кстати, и по сей день любой желающий может снять этот зал для проведения свадьбы или любого другого праздника. Правда, вот только вопрос о стоимости его аренды мы задать забыли :)
Далее к крепости в XV веке было пристроено крыло, получившее название "Крыло Блоссе" по имени владельца Карружа на тот период. К настоящему моменту отлично сохранились три основных первоначальных элемента крыла: башня-лестница, сводчатая дверь и фундамент готического камина.
![]()
Во время строительства новых крыльев замка фасад этой части тоже постоянно переделывался, пока не принял нынешний свой облик. Другие крылья были построены в конце XVI века Франсуа Габриелем, архитектором семьи Габриэль, родом из близлежащего Argentan (кстати, потомки этого славного семейства прославились позже в Версале). За сдержанность и ритмичное чередование декоративных элементов эти крылья получили название "классически
У въезда в поместье можно увидеть небольшой "замок в замке", который считается первым образцом архитектуры эпохи Возрождения в Нормандии. На его правой башне расположено изображение митры и двух стилизованных жезлов - знак религиозной принадлежности его владельца, Жана Ле Венера, который был епископом до 1533 года. А решетчатая ограда замка является плодом работы кузниц Карружа: в середине XVII века были выкованы парадные и южные ворота
Остается добавить, что замок открыт для посетителей:
• с 1 апреля до 15 июня и с 1 по 30 сентября - с 10-00 до 18-00 (с 12 до 14 - перерыв)
• с 16 июня до 31 августа - с 9-30 до 18-30 (с 12 до 14 - перерыв)
• с 1 октября до 31 марта - с 10-00 до 17-00 (с 12 до 14 - перерыв)
Последняя возможность захода - за 45 минут до закрытия (это время экскурсии по замку, исключая парк). Если есть желание посетить парк, то стоит приехать на утреннюю экскурсию, которая длится полтора часа (осенью парк закрывают для посетителей в 14-00).
Выходные дни: 1 января, 1 мая, 1 и 11 ноября, 25 декабря.
Стоимость билета - порядка 7 евро за одного взрослого. Впрочем, если наберется экскурсионная группа минимум в 20 человек, можно присоединиться к ней - тогда это обойдется всего в 5,50 евро. Билеты продаются во внутреннем дворике замка, в магазине сувениров.
Офсайт замка,портреты-Викимедия http://russian-france.ru.
aphorisme-billevesees.blogspot.ru
Серия сообщений "Интерьеры":