• Авторизация


Царское Село/24/Александровский парк/5/Крестовый мост/Малые Китайские мосты/Китайская деревня/Большой каприз, Малый каприз/ 25-12-2024 11:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Царское Село/24/Александровский парк/5/Крестовый мост/Малые Китайские мосты/Китайская деревня/Большой каприз, Малый каприз/


photo_200-205637

Крестовый мост

26 мая 1776 года В. И. Неелов получил распоряжение императрицы «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода», облицованную малиновым, желтым и голубым глазурованным кирпичом.
vo4aypre9swhehljoe
 
Проект моста зодчий заимствовал из популярного в это время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» («Сельская архитектура в китайском вкусе»). Хотя замысел не был оригинальным, его детальная разработка и осуществление потребовали от исполнителей большого мастерства. В. И. Неелов, начавший постройку, и его сын И. В. Неелов, закончивший ее в 1779 году, блестяще справились со сложной задачей.
undefined
 
Крестовый мост расположен на углу Крестового канала слева от входа в парк. Несмотря на небольшие размеры, мост кажется монументальным благодаря хорошо найденным пропорциям. Мощные, сильно изогнутые полуарки смыкаются и образуют площадку. На ней построен восьмиугольный павильон, облицованный цветными глазурованными кирпичами, некогда изготовленными фабрикантом А. Конради. Стены павильона прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша была расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. К павильону ведут широкие гранитные лестницы из двадцати трех ступеней каждая. Круглые площадки у основания лестничных маршей выложены двухцветными мраморными плитами. Под верхней площадкой над водой, свисает «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это оригинальное украшение.
 
 
photo_200-205627

*****************


Малые Китайские мосты

Малые Китайские мосты расположены на Крестовом канале на двух поперечных аллеях, идущих от Александровского дворца к Большому капризу. Первоначально здесь были деревянные мосты, построенные по проекту Ч. Камерона в 1781 году: портики на колоннах, поддерживали изогнутые кровли, расписанные «наподобие рыбьей чешуи».
5i51m65urlxcxxp6np
На них было установлено двенадцать жестяных позолоченных флюгеров. Стволы колонн украшала роспись в виде цветочных гирлянд, а потолок, торцы кровель и перила были декорированы «на китайский вкус». В 1786 году старые мосты заменили металлическими, но по образцу прежде бывших деревянных камероновских. Работами по их изготовлению на Сестрорецких оружейных заводах руководил архитектор К. Шпекле.
photo_401-410912
photo_200-205615
photo_200-205625
 
Эти два моста близки по композиции, но отличаются деталями. Их береговые устои облицованы гранитом, фигурные железные перила упираются в литые чугунные тумбы, над которыми возвышаются декоративные вазы. Китайский характер мостам придают портики из парных колонн с фигурными кровлями из листового железа.
photo_396-405890
photo_200-205616
photo_200-205624
photo_396-405872
photo_396-405873
photo_396-405885
photo_396-405886
Колонны одного моста украшает рельефная «плетенка», стволы колонн другого покрыты узорными листьями. Кровли над портиками были увенчаны букетами и китайскими зонтиками. Большую роль в оформлении мостов играла полихромная роспись, изображавшая китайцев и драконов. Мосты восстановлены в 2011 г.

photo_396-405882photo_200-205613

photo_396-405875

photo_401-410910

photo_396-405869

photo_396-405877

photo_396-405870

photo_396-405871

photo_396-405884

*********************


Китайская деревня

1_87

За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).
aleksandrovskiy_park_9
Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах.
photo_396-406007
photo_200-205511
Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями.
photo_401-410904
photo_396-405840
photo_200-205498
photo_200-205500
photo_200-205497
 
На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.
photo_396-405821
photo_396-405823
photo_396-405824
photo_396-405825
photo_396-405822
 
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.
photo_396-405861
photo_396-405826
photo_396-405854
photo_396-405857
photo_396-405858
photo_396-405852
photo_396-405853
photo_396-405832
photo_396-405841
 
Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х  годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.
 
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить.
 
В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века  архитектор И. Монигетти.
 
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.
photo_200-205502
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.
 
***************

 Большой каприз, Малый каприз

Екатерининский и Александровский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая  получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам.
Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».
 
Существует, впрочем, и другая версия. У Большого каприза помещалась в XVIII веке гауптвахта со шлагбаумом; здесь находился въезд в резиденцию, к Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в летней резиденции. Утверждали, будто бы, проезжая гауптвахту, императрица имела обыкновение приказывать кучеру, в каком направлении ехать, и потому сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Известно, что Екатерина II (как и Елизавета Петровна) никогда не объявляла заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.
 
Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770–1774 годах.
Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю.
Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, так как раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, за которым открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден
 
Малый каприз. Этот непривычный мир «капризов», во всем отличающийся от черт обыденной жизни, служил своего рода подготовкой к восприятию Большого Царскосельского дворца и окружающих его садов.
XNXz1
Малый каприз
photo_396-405915
Малый каприз
photo_401-410903
photo_396-405919

https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark

https://www.citywalls.ru/search-street2088.html

https://spb-parki.ru/parks/aleksandrovskiy-park-tsarskoe-selo/

**************


 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.
Часть 2 - Гатчина - Версаль Павла I/1
...
Часть 30 - Царское Село/22/Александровский дворец/3/Интерьеры
Часть 31 - Царское Село/23/Александровский парк/4/Куртина «Грибок»//Гора «Парнас»/Драконов мост/Китайский театр/Большой Китайский мост/
Часть 32 - Царское Село/24/Александровский парк/5/Крестовый мост/Малые Китайские мосты/Китайская деревня/Большой каприз, Малый каприз/
Часть 33 - Царское Село/25/Александровский парк/6/Арсенал/Белая башня/Детский домик/Комплекс фермы
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Царское Село/24/Александровский парк/5/Крестовый мост/Малые Китайские мосты/Китайская деревня/Большой каприз, Малый каприз/ | Lizeeetta - В дымке времен | Лента друзей Lizeeetta / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»