Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеЦарское Село/22/Александровский дворец/3/Интерьеры


Спальня (опочивальня) в Александровском дворце
Спальня (Опочивальня) Александровского дворца в Пушкине находилась на месте комнаты, которая использовалась для этой же цели во время приезда во дворец гостей. В 1873 году здесь останавливалась мать Александры Фёдоровны, принцесса Алиса, приезжавшая на свадьбу своего брата, герцога Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны.
Спальня была устроена в этом помещении без существенных переделок. Стены и перегородку архитектор затянул выбранным Александрой Фёдоровной английским чинцем (Charles Hindley) — набивной лощеной хлопчатобумажной тканью с рисунком, поверхность которой будто натерта воском. Материал, считавшийся очень гигиеничным - устойчив к загрязнению и не смачивается водой, поэтому считался идеальным для оформления стен.
Отсюда вещи практически не сохранились. В спальне представлены только аналоги предметов.
На половине Александры Федоровны в отделке стен преобладают ткани. Сохранившиеся в эвакуации альбомы с фрагментами тканей оказали существенную помощь в восстановлении тканевой обивки комнат императрицы. По сохранившемуся куску чинца восстановили тканевую обивку стен спальни, а также воссоздали альков и портьеры.
В комнате специалисты также полностью воссоздали ковер, всю мебель, кроме кровати конца XIX века (она не из Александровского дворца).
Стены спальни были сплошь завешаны иконами – подарки родственников, а также подношения общин, войсковых частей и отдельных лиц.
Общее их число достигало 700. По старинным фотографиям подобраны иконы, схожие с утраченными оригиналами по сюжету и размеру.
Николай II и Александра Федоровна спали в одной комнате. Длина кровати немного больше 2 метров.
Попасть сюда из личного коридора дворца можно было, пройдя через Палисандровую гостиную и Сиреневый кабинет.
Утром, чтобы разбудить императора и императрицу, один из лакеев трижды стучал в дверь Сиреневого кабинета серебряным молоточком. Николай II к этому времени обычно уже бодрствовал на своей половине, а Александра Федоровна часто вставала поздно, и, если плохо себя чувствовала, не покидала личных комнат.
3 ноября 1895 года в этой комнате родилась первая дочь Николая II и Александры Федоровны — Ольга.
В одной из стен императорской Опочивальни был устроен домашний сейф.
Он был настолько замаскирован, что простоял не обнаруженным с 1 августа 1917 года. Об этом сейфе стало известно только в 1944 г., когда город Пушкин освободили советские войска и вернувшиеся хранители обнаружили открытую дверцу сейфа, вмурованного в одну из стен Опочивальни. Можно предположить, что кто-то был прекрасно осведомлен, как и где надо было искать спрятанный сейф.
**********
Свитская в Александровском дворце
Личная половина Александры Федоровны заканчивается Свитской – от слово Царская свита.
В 1895 году в результате реконструкции одна большая комната была поделена на несколько небольших: гардеробную, туалетную, ванную и камер-юнгферскую (свитскую), которая предназначалась для дежурных дам). К Свитской примыкала лестница, ведущая на детскую половину второго этажа.
При императрице эта комната выглядела иначе. Свитская была оформлена скромно, в оформлении интерьера преобладали белый и голубой цвета.
Более точных сведений об устройстве и отделке этих комнат нет.
Негласное правило реставратора гласит: «Сомневаешься — не делай». Поэтому планировку этих небольших помещений восстанавливать не стали. А в Свитской оформили некую отсылку к детской половине дворца.
На ковре расставлены старинные игрушки. Все они исторические, т.е. времен царствования Николая II: немецкие фарфоровые куклы, плюшевые медведи барабан и лошадка.
А вот перчаточные игрушки и театральная ширма (ярмарочный гиньоль) – это игрушки детей царской семьи
В послевоенные годы, когда демонтировали приватные комнаты хозяйки дворца, при расчистке потолка был обнаружен плафон 1809 года – года царствования Александра I.
Это единственный на сегодняшний день плафон во дворце, относящийся к годам его царствования. Раньше были видны только его детали. Сейчас он расчищен и обновлен.
Расписывал плафон знаменитый французский декоратор Джованни Батиста Скотти.
Потолочные росписи и полы – самые сложные элементы при восстановлении утраченного убранства, потолки попадают на фотографии и автохромы редко, а полы чаще всего закрыты коврами.
Сейчас эту комнату также используют как демонстрационный зал.
На стене в полумраке демонстрируется документальная хроника, рассказывающая о жизни императорской семьи в Александровском дворце.
*************
Приёмная Николая II в Александровском дворце
Первоначально это помещение создавалось архитектором Мельцером как Столовая.
Приёмная удобно располагалась перед Рабочим кабинетом императора.
С 1905 года Александровский дворец стал главной императорской резиденцией, а значит и центром государственной жизни страны. Планировка рабочих помещений строго следовала придворному церемониалу. Прибывшие на аудиенцию к царю чиновники, министры, сановники и иностранные послы сначала попадали в Приёмную
Здесь постоянно дежурили флигель-адъютанты.
Комната оформлена фирмой братьев Мельцеров в 1899 году. Стены опоясаны высокими массивными дубовыми панелями с полками; дубовый кессонированный потолок. Уют и своеобразие придает большой камин темно-зеленого итальянского мрамора в дубовом корпусе с пирамидальным завершением в углу интерьера дополняет его отделку.
Каким-то чудом отделка Приёмной не пострадала после немецкой оккупации 1941-1944 годов. В послевоенное время интерьер этого помещения, как и Парадный кабинет императора, решили сохранить. Сохранились дубовые панели на стенах и на потолке, камин из зеленого мрамора и даже люстра с плафонами, украшенными бахромой из желтого бисера. Люстра была вывезена в эвакуацию в годы войны и в 1949 году и после реставрации вернулась на свое первоначальное место.
Отреставрирована тканевая отделка стен
Был восстановлен встроенный диван зелёной кожи, отреставрированы паркет и камин.
До настоящего времени в Приёмной уцелела яшмовая пепельница, составленная их трех винтовок. Она была изготовлена на Тульском оружейном заводе.
Полки и стол украшают предметы из художественного стекла, фарфора, серебряной и бронзовой пластики.
*********
Рабочий кабинет Николая II в Александровском дворце
Из Приемной посетители попадали в Рабочий кабинет Николая II, который был оформлен в 1896-1897 годах. Иногда этот кабинет называют Старым — в противовес Новому Парадному кабинету, который появился на личной половине императора после перестройки Концертного зала.
Здесь император ежедневно принимал министров, заслушивал доклады, работал с бумагами.
Здесь же находилась личная библиотека Николая II.
Она насчитывала около тысячи книг из разных областей знания: военной, исторической литературы, книг по государственным вопросам, беллетристики и периодики - журналы, альбомы, рукописи.
Интерьер Рабочего кабинета Николая II составляли стол, стулья, шкафы орехового дерева. Пол был покрыт персидским ковром.
С потолка спускалась люстра кованой бронзы.
В Рабочем кабинете Николая II стояла большая оттоманка, обитая персидским ковром. На ней Николай II отдыхал, когда работа затягивалась до ночи или когда он возвращался в Царское Село из Петербурга поздно и предпочитал не тревожить близких.
Сейчас место рабочего стола занимают стойки с парадными мундирами детей Николая Александровича.
При появлении на свет они сразу причислялись к какому-либо из полков и были их шефами. Цесаревич Алексей часто появлялся в полках и наблюдал за военными учениями.
Слева направо мундиры Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея.
Отделка Рабочего кабинета Николая II уничтожена в годы фашистской оккупации, поэтому специалисты воссоздали шкафы, деревянные панели из орехового дерева, мебель из ореха и угловой камин с зелеными изразцами и порталом из ореха. Новые портьеры были изготовлены по образцам, сохранившимся в фондах.
Планируется воссоздание письменного рабочего стола г-образной формы с конторкой, который у императора был заставлен семейными фотографиями и всевозможными безделушками, в том числе аксессуарами заядлого курильщика. В семье Николая II курили все, кроме цесаревича Алексея и оттоманки, обитой персидским ковром.
Сейчас реставраторы восстанавливают лампу и кресла.
*******************
Мавританская уборная (Бассейная) Николая II в Александровском дворце
Когда в мае 1896 года Николай II и Александра Федоровна отправились на коронационные торжества в Москву, в Александровском дворце началась грандиозная стройка — в Уборной императора возводили огромный бассейн, похожий на тот, который имелся у Александра III в Беловежском дворце. Николай II хотел, чтобы в Александровском дворце у него тоже был личный бассейн, как у отца.
Для устройства бассейна и переоформления интерьера Уборной пригласили автора Беловежского дворца, архитектора графа Николая Ивановича де Рошефора, который создал сложнейшую систему подачи воды из цокольного этажа в эту комнату, душ шарко и всё оформление ванной.
Ванная комната императора, с бассейном для плавания вместимостью 7000 ведер воды, была оформлена в мавританском стиле. Бассейн за несколько минут наполнялся водой нужной температуры. Подогретая вода подавалась из цокольного этажа, где размещались три бака и водогрейный котел.
От коридора бассейн отделяла ажурная перегородка из клёна, которая напоминает восточные дворцы. Также из клёна был выполнен плафон.
На площадке перед бассейном находился камин.
Камин и стены вокруг бассейна украсили изразцами с орнаментом в восточном стиле, пол выложили метлахской плиткой.
При Николае II в этой комнате находился турник для гимнастических упражнений, здесь же хранилась ценная коллекция портсигаров, которую собирал император.
Мавританская уборная была единственной комнатой для отдыха Николая II.
По стилю оформления Уборную стали называть Мавританской, а иногда просто — Бассейной.
"С великим удовольствием купаюсь, полощусь и плаваю в своей новой громадной ванне", — записал император в своем дневнике 21 октября 1896 года.
Бассейн пришелся по вкусу не только императору, но и его детям.
Детей допускали купаться в бассейне только с личного разрешения Николая II. 7 марта 1915 года великая княжна Анастасия писала отцу: "Большое спасибо за то, что ты позволил нам пользоваться твоим бассейном. Мы вчера купались в нем. Это было великолепно!".
Интерьер Мавританской уборной был утрачен в годы Великой Отечественной войны. Бассейн в туалетной комнате считался утраченным.
Воссоздавать интерьер Уборной пришлось с нуля. До начала реставрации она представляла собой помещение с окрашенными стенами и белым потолком, бассейн скрывался под полом.
Специалистам удалось воссоздать плитку благодаря тому, что, когда вскрыли пол, под ним обнаружили чашу бассейна с сохранившимися облицовочными плитками (первый ряд плитки – подлинный, он имеет более желтоватый оттенок). В чаше также нашли огромное количество кусочков оригинальных изразцов, фрагментов плитки, что позволило с точностью восстановить не только облицовку стен Мавританской уборной, но и отделку в других интерьерах дворца.
До нашего времени сохранились три ароматницы, привезенные цесаревичем еще в 1891 году из Японии.
В ходе нынешней реставрации воссозданы: камин, бассейн, перегородка, ткани, ковер, занавески, турник, плафон, и живописный фриз.
Под потолком были обнаружены небольшие фрагменты фриза, по которым его воссоздали полностью.
Подлинную плитку фрагментарно сохранили в бассейне, на стенах, на ступенях, ведущих в бассейн и в самой чаше. При желании потертые и пожелтевшие участки можно найти.
***************
Гардеробная и Камердинерская Николая II в Александровском дворце
При Николае II в этом помещении находилось две служебных комнаты — Гардеробная и Камердинерская.
В первой, в шкафах из ясеня, хранилась одежда императора.
Вот второй, отделенной перегородкой — дежурил личный слуга.
Сохранился ясеневый шкаф, в котором сейчас находятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту.
Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка). Император на венчании был одет именно в этот мундир.
Гардероб Николая II насчитывал несколько сотен единиц военной формы и гражданской одежды. Принимая иностранных послов, Николай II надевал мундир государства, которое представлял посланник. Иногда за день ему приходилось переодеваться по 6 раз.
На полу Камердинерской постелен подлинный ковер из Александровского дворца. Этот ковер сохранился до наших дней, так как его использовали в качестве упаковочного материала во время эвакуации.
На ковре дорожные сундуки работы чемоданного мастера Вильгельма Деринга, принадлежавшие матери Николая II — Марии Федоровне. Они были выкуплены музеем-заповедником "Царское Село" у владельца частной коллекции.
Достаточных сведений о том, как выглядели эти комнаты, не сохранилось, поэтому было принято решение оставить этот интерьер в нынешнем объёме; стены отштукатурили и покрасили, сохранили историческую лепку. Их оставили в объединенном виде.
На стенах Гардеробной и Камердинерской Николая II в Александровском дворце находятся две картины.
Одна из которых кисти Рудольфа Пенса.
На стене в Гардеробной можно увидеть телефон. Такие аппараты были во всех помещениях дворца.
**************
Парадный кабинет Николая II в Александровском дворце
Парадный кабинет Николая II, как и Кленовая гостиная Александры Федоровны, были построены в начале XX века на месте Концертного зала.
Он предназначался для заседаний Совета министров и всевозможных комиссий, проведения официальных встреч.
Николай пожелал, чтобы кабинет был выполнен в морской стилистике и походил на капитанскую каюту.
Предполагается, что архитектурное убранство в стиле модерн воспроизводит интерьер салона его любимой яхты «Штандарт». Везде использовано полированное красное дерево. Темная цветовая гамма подчеркивает строгость и деловой характер интерьера.
Лестница красного дерева ведет на антресоль, которая соединялась переходом над коридором с антресолью Кленовой гостиной императрицы. Александра Федоровна, могла тайно присутствовать при совещаниях императора.
Ограждение антресоли оформлено укороченными колоннами полированного мрамора с бронзовыми окончаниями и накладками в средней части.
В кабинете была встроенная мебель:
- книжные шкафы
- угловой диван
- многочисленные фарфоровые изделия, миниатюры, барельефы
- картины, фотографии, представлявшие практически всю историю последнего царствования дополняют оформление.
Среди них выделялся большой портрет Александра III кисти художника В.А. Серова.
На полке углового дивана в Парадном кабинете Николая II — миниатюрный макет памятника кораблю "Стерегущему".
Николай II был восхищен подвигом наших русских моряков и распорядился установить модель памятника у себя в парадном кабинете.
Парадный кабинет Николая II был хорошо освещен.
Небольшие статуэтки слева и справа от дивана тоже светильники, изготовленные во Франции.
В центре, под лампой с зеленым абажуром, стоял бильярдный стол.
Во время Первой мировой войны в Парадном кабинете Николая II часто проводили совещания, во время которых на бильярдном столе раскладывали карты боевых действий и принимались судьбоносные решения.
На втором этаже располагались угловые диваны и библиотека. Туда поднимались только члены императорской семьи.
В Парадном кабинете Николая II много образов Наполеона из разных материалов
в том числе сохранившаяся оригинальная интерьерная скульптура с изображением Наполеона.
Наполеон, как великий полководец вдохновлял Николая Александровича.
Первое заседание в Парадном (Новом) кабинете было упомянуто Николаем II в личном дневнике 3 мая 1903 года.
Николай II тщательно готовился к приему докладчика. Все бумаги и предметы на рабочем столе содержались в строгом порядке.
Для безопасности в Парадном кабинете Николая II всегда были занавешены окна.
При этом, доступ в рабочий кабинет императора был запрещен даже членам семьи. Особенно ужесточилось это правило в годы Первой мировой войны, когда на рабочем столе императора лежали военные карты.
Существующая ныне отделка с обшивкой стен и потолка панелями красного дерева, декорированными латунными накладками, в годы Великой Отечественной войны была повреждена незначительно и впоследствии реставрирована.
До реставрации стены были выкрашены в зеленый цвет, но после изучения исторических источников мастера вернули комнате изначальный глубокий синий цвет.
Специалистам удалось восстановить плитку по сохранившимся частям, лестницу, находившуюся в почти разрушенном состоянии, паркет, мебель.
Отреставрированный камин с синими рельефными изразцами. Стены расписаны трафаретным орнаментом вокруг кафельной облицовки камина и арки в стене.
В Парадном кабинете Николая II демонстрируются оригинальные предметы датского и русского фарфора.
Фотоаппарат в Парадном кабинете Николая II. Все члены царской семьи увлекались фотографией и имели свои фотоаппараты, каждый вел фотохронику, которая донесла до нас мгновения повседневной жизни.
Портрет Алексея был найден во время строительных работ в одном из зданий в городе Пушкин.
************
Парадная анфилада

Царское Село, Александровский дворец. Анфилада в 1917 году. Автохромные фотографии Андрея Андреевича Зеста сделаны в июне-августе 1917 года.


Мраморная гостиная в Александровском дворце

Царское Село, Александровский дворец. Мраморная гостиная в 1917 году. Автохромные фотографии Андрея Андреевича Зеста сделаны в июне-августе 1917 года.
Мраморная гостиная была устроена на месте Четвертого Парадного зала. В 1832 г. по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики», после чего она получила название Бильярдной. Зал был украшен зеркалами и золочеными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками. По проекту архитектора В. П .Стасова в гостиной была установлена зеркальная дверь.







*************
Полукруглый зал в Александровском дворце

Название зала в самом центре Парадной анфилады продиктовано его планировкой: одна из стен имеет полуциркульное очертание. Два прохода, выделенные колоннами и пилястрами, соединяют Полукруглый зал с Портретным и Бильярдным Парадными залами.
Золоченая мебель, мраморные камины, зеркала, составлявшие убранство зала, были подобранны Кваренги с большим вкусом.
В центре зала стоит Ваза-канделябр, находившаяся в Александровском дворце с 1843 года, была изготовлена по проекту придворного архитектора К.-Ф. Шинкеля. Позднее в Петербурге был изготовлен букет из бронзовых цветов, в чашечки которых вставлялись свечи.
*************
Портретный зал в Александровском дворце

Царское Село, Александровский дворец. Портретный зал в 1917 году. Автохромные фотографии Андрея Андреевича Зеста сделаны в июне-августе 1917 года.
Портретный зал был оборудован на месте Второго Парадного зала, симметричного Четвертому Парадному залу (Бильярдному залу или Мраморной гостиной). Интерьер выполнен в классическом стиле: стены облицованы искусственным мрамором, сводчатые потолки оживляла декоративная роспись. В углах зала находились печи, выполненные по рисунку Д.Кваренги, между ними висели зеркала в белых деревянных рамах с позолотой.
В портретном зале находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора Николая I немецким художником Ф. Крюгером.

***********
https://tzar.ru/objects/alexandrovsky
https://www.citywalls.ru/house24120.html
https://spb-parki.ru/palace/alexander-palace/
https://sinekvan.livejournal.com/385905.html
******************
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.
Часть 2 - Гатчина - Версаль Павла I/1
...
Часть 28 - Царское Село/21/Александровский дворец/1/
Часть 29 - Царское Село/21/Александровский дворец/2/Интерьер
Часть 30 - Царское Село/22/Александровский дворец/3/Интерьеры