• Авторизация


Царское Село/12/Екатерининский парк/Термы Камерона/Холодная баня с Агатовыми комнатами 11-12-2024 13:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Царское Село/12/Екатерининский парк/Термы Камерона/Холодная баня с Агатовыми комнатами


undefined

65973827

Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».
scale_1200 (8)
 
Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
5348024567389622_096
Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.
1678718273_happyhouse-guru-p-kholodnie-bani-yekaterininskii-dvorets-ban-28
f0e7a8ee8034bbe94af11e689cd07d9c (1)
photo_401-410793
 
Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.
photo_234-240575
 
photo_401-410796
photo_234-240574
photo_234-240572
 
От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.
 
Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, использовал планировку центральной части терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио, которые он воспроизвел с комментариями в своем трактате «Термы римлян». Согласно Камерону, в число помещений римских терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодной бане были устроены Купальный зал с оловянным бассейном в центре, «теплая» и «жаркая» бани, «отдыхательная комната». Все помещения нижнего этажа имеют каменные своды и освещены высоко расположенными полукруглыми – «термальными» - окнами. В них повсюду простые дубовые наборные паркеты  и выкрашенные в белый цвет одностворные филенчатые двери.
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Разрез по центральной оси павильона Холодных бань и Висячего сада в Царском Селе
В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.
L_WOA_IMAGE_1 (2)
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Главный зал Агатового павильона в Царском Селе. Разрез, вариант
L_WOA_IMAGE_1 (7) (1)
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Главный зал Агатового павильона в Царском Селе. Разрез, осуществленный вариант
L_WOA_IMAGE_1 (3) (1)
Камерон, Чарльз (1730-1811)
Холодные бани в Царском Селе. Вестибюль Агатового павильона Продольный разрез
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Агатовый павильон в Царском Селе. Яшмовый кабинет. Предварительный вариант
L_WOA_IMAGE_1 (6) (1)
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Яшмовый кабинет Агатовых комнат в Царском Селе. Предварительный вариант Б
L_WOA_IMAGE_1 (5) (1)
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Проект стены Яшмового кабинета Агатового павильона в Царском Селе
WOA_IMAGE_1 (1)
Камерон, Чарльз (1730-1811)
Яшмовый кабинет Агатового павильона в Царском селе
Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).
Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.
null
Камерон, Чарльз. 1730-1811
Лестница в павильоне Холодные бани в Царском Селе. Проект. Разрез
 
РУССКАЯ БАНЯ
От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.
Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России  парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.
photo_236-242351
1 этаж. Парная баня Фото-С.Васильев, 01.05.16
Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.
Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.
 
УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)
Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе,  работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.
photo_236-242344
1 этаж Отдыхательная комната
photo_236-242347
1 этаж Отдыхательная комната
Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.
photo_236-242340
1 этаж Массажная комната
Портрет архитектора Чарлза Камерона. Ф.А. Аминов (копия портрета 1809 г).
photo_236-242350
1 этаж Массажная комната
 
ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)
Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.
photo_236-242349
1 этаж. Ванная комната ("Теплая баня")
photo_236-242341
1 этаж. Ванная комната ("Теплая баня")
photo_236-242342
 
КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.
Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.
 
photo_201-205967
Купальный зал. Фото 1911 г. 
Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.
photo_236-242348
1 этаж Купальный зал
Сразу под сводами расположены большие полукруглые  панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.
IMG_8156
IMG_8153
IMG_8154
IMG_8150
IMG_8149
IMG_8147
IMG_8148
 
Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.
photo_236-242343
1 этаж Купальный зал
В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах  прошли реставрационные работы.
1c3ab7e607d44b8b85004a16af0f71e6
1 этаж Купальный зал
ЛЕСТНИЦА
Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.
photo_236-242352
Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.
photo_236-242353
Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери,  выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.
photo_236-242354
Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.
photo_236-242369

Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.

photo_236-242355

Агатовые комнаты

Вход в Агатовые комнаты из Висячего сада

Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой — это первый пример такого архитектурного решения в России. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из тёмной бронзы.

agateroomsfllorplan

План Агатовых комнат

Три дубовых двери вводят в помещение Агатовых комнат. Дверь налево — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо — в Библиотеку и на лестницу на первый этаж. Основной объём павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам.
 
Большой зал
photo_236-242391
2 этаж Большой зал
-комнаты_2
2 этаж Большой зал
photo_236-242374
2 этаж Большой зал
photo_236-242372
2 этаж Большой зал
photo_236-242392
2 этаж Большой зал
2 этаж Большой зал
2 этаж Большой зал
2 этаж Большой зал
photo_414-424511
Большой зал. Ваза.
photo_414-424512
Большой зал. Каминное украшение Фото - Анчар
Большой зал
На отделке парадных помещений был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат отделаны мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства. Камерон получил указание Екатерины II подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань весной 1783 года, после чего сделал новые эскизы для двух кабинетов.
 
photo_201-206123
"Агатовый" кабинет. 
1672826260_pro-dachnikov-com-p-agatovaya-komnata-v-yekaterininskom-dvorts-5
2 этаж Агатовый кабинет
-комнаты_1
2 этаж Агатовый кабинет
photo_236-242359
2 этаж Агатовый кабинет
photo_236-242365
2 этаж Агатовый кабинет
photo_236-242362
2 этаж Агатовый кабинет
photo_236-242360
2 этаж Агатовый кабинет
photo_236-242363
2 этаж Агатовый кабинет
photo_414-424507
Агатовый кабинет. Потолок. "Жертвоприношение Амуру"
В соответствии с его замыслом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа проводилась русскими мастерами вручную. Стены двух помещений второго этажа были облицованы пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом», в связи с чем интерьеры получили название Агатовых комнат.
photo_201-205978
Яшмовый кабинет.
photo_201-206122
Яшмовый кабинет.
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242380
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242375
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242376
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242381
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242382
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242379
2 этаж Яшмовый кабинет
photo_236-242377
2 этаж Яшмовый кабинет
Наборный паркет, выполненный по эскизам Фельтена мастером X. Мейером, был привезён из недостроенного дворца Александра Ланского. Меньший по площади, он был дополнен паркетом по эскизам Камерона.
Большой зал.Пол
photo_236-242364
Агатовый кабинет. Пол. 
photo_236-242383
Яшмовый кабинет.Пол
photo_236-242358
Библиотека.Пол
photo_236-242388
Овальный кабинет .Пол
В интерьерах второго этажа применяли цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, и другие мастера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.
photo_236-242357
 Библиотека
photo_236-242356
 Библиотека
photo_414-424502
Библиотека
photo_236-242366
Кабинетец 
408
Кабинетец 
Кабинетец 
photo_236-242370
Кабинетец 
photo_236-242367
Кабинетец 
Овальный кабинет 
photo_236-242389
 Овальный кабинет
photo_236-242384
Овальный кабинет 
Овальный кабинет 
photo_236-242386
Овальный кабинет 
Овальный кабинет 
Агатовые комнаты Кресло-каталка Екатерины II
 
https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/cameron/agathrooms

https://www.citywalls.ru/house25720.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Холодная_баня_с_Агатовыми_комнатами

 

****************


 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга 2":
Часть 1 - Один из лучших пейзажных парков мира.История Дворцового парка в Гатчине.
Часть 2 - Гатчина - Версаль Павла I/1
...
Часть 17 - Царское Село-музей-заповедник/10/Екатерининский регулярный парк/Скульптура.
Часть 18 - Царское Село/11/Екатерининский парк/Камеронова галерея/Висячий сад/Пандус/Фрейлинский садик*
Часть 19 - Царское Село/12/Екатерининский парк/Термы Камерона/Холодная баня с Агатовыми комнатами
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Царское Село/12/Екатерининский парк/Термы Камерона/Холодная баня с Агатовыми комнатами | Lizeeetta - В дымке времен | Лента друзей Lizeeetta / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»