• Авторизация


Российский дворянский род Гозадиновых 05-12-2021 11:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


16 февраля 2011, 22:05

http://www.greeks.in.ua/news/103.html


27 февраля (16 по старому стилю) исполняется 225 лет со дня ухода из жизни последнего митрополита Каффайской и Готфейской епархии митрополита Игнатия Гозадинова. Мы, как исследователи родословия мариупольских греков, не могли обойти стороной родословную человека, сыгравшего ключевую роль при выходе наших предков из Крыма в 1778 году. Через 220 лет за свой труд по спасению христианской паствы он был причислен к лику святых. Надеемся, что упоминаемые в статье архивные документы, наши выводы и предположения, помогут дальнейшим исследованиям как биографии самого митрополита, так и всего рода Гозадиновых. Авторы выражают признательность и благодарность российскому генеалогу Шумкову А.А. (г. С-Петербург), директору Запорожского областного архива Тадееву А.С. и сотрудникам Мариупольского краеведческого музея за предоставленные документы, использованные для исследования и написания данной статьи.

Н.И.Макмак
М.Д.Пирго
И.Н.Тасиц
Ю.П.Чубарь

Итальянский феодальный род Газадини

Игнатий Гозадино был последним митрополитом Готфейско-Каффайской епархии Крыма. С его благословения и при его непосредственном участии в конце XVIII века было осуществлено переселение православного населения Крымского ханства в Россию, на северные берега Азовского моря. За это деяние он впоследствии был причислен к лику святых, как спаситель крымских христиан от мусульманского гнета. Очень мало известно об истории рода последнего митрополита. В воспоминаниях Игнатия Ивановича Гозадинова, отец которого, Иван Антонович Гозадинов, был племянником митрополита и его помощником при переселении, можно прочесть следующее[1]:

"... На одном из островов Архипелага, небольшом острове Фермия (от слова Термия – теплота, название, данное ему от имеющихся там теплых источников), в роще, а может быть в лесу, существовала во время жительства там моего отца, – а может и теперь существует, - церковь святого Саввы, построенная в древние времена. Над входной дверью этой церкви на мраморной плите, между различными эмблемами, находится следующее начертание: "Hasadino", не переводимое на русский язык, так как иностранные фамилии множественного числа не могут иметь. Очень может быть, что эта фамилия происходит от какого-нибудь слова, имеющего значение на одном из европейских наречий, но мне такое слово неизвестно.

На этот остров в глубокой древности переселились наши предки из Европы, как говаривал мой отец. Конечно, он очень хорошо знал, что и Архипелаг, и Крым находятся в Европе; тем не менее, если он хотел сказать что-нибудь о Венеции, Флоренции или ином каком итальянском городе, то всегда говорил: "Когда я был в Европе ..." или "Я видел в Европе ..." и т. д. На этом-то острове родились как дед мой – митрополит Игнатий Гозадино, так и племянник его – мой отец – Иван Антонович Гозадинов. Приращение "в" было сделано в патенте отца на первый чин поручика, по переселению его в Россию и по поступлению на русскую службу.

В бумагах моих сохраняется родословная нашей семьи: она начинается очень издалека, но я для краткости начну с деда моего деда. Он назывался также Игнатием; у него был сын Константин, а у этого три сына: Антон, Иаков (впоследствии митрополит Игнатий) и другой Антон. Старший Антон имел двух сыновей: Ивана – моего отца и Александра, у которого был сын, названный так же, как и я, Игнатием, в память деда-святителя. Так как и у меня, и у моего двоюродного брата – Игнатия Александровича нет сыновей, то нами кончается наш древний род”. Запомним эту последнюю фразу, чтобы впоследствии к ней вернуться и понять, что все воспоминания субъективны, так как пишутся на определенный момент времени, определенным лицом, обладающим определенной информацией. Об этом постоянно надо помнить при генеалогических исследованиях и не забывать, что все воспоминания, как правило, отражают личное отношение к описываемым событиям. После этого отступления вернемся к воспоминаниям Ивана Антоновича.

“Иаков в детстве был отвезен на Афонскую гору и оставлен там у одного дальнего родственника – инока, для воспитания. Там, проникшись святостью христианской религии, он поступил в молодых еще летах в монашество, под именем Игнатия. Там же он прошел все степени духовной иерархии до епископского сана. Потом он был вызван в Константинополь в члены вселенского патриаршего синклита и удостоен сана архиепископа; когда же открылась в Крыму вакансия, был назначен на нее епархиальным митрополитом в 1771 году. Крымская епархия, составившаяся из нескольких первоначальных епископий (Фулльской, Сагдайской и других), носила тогда наименование Готфейской (т. е. Готской) и Кефальской, и кафедра ее была сперва в Кафе (нынешней Феодосии), а потом в Бахчисарае".

Было бы очень интересно ознакомиться с родословной, упомянутой Игнатием Ивановичем, но, к сожалению, нам неизвестно, сохранился ли его личный архив, и если да, то где он хранится.Поэтому было решено взять за основу эти воспоминания и попробовать восстановить родословную митрополита Игнатия - последнего митрополита Готфейско-Кефайской епархии.

Начали с установления места расположения острова, на котором родился митрополит. Долго исследовали карту Эгейского моря, но не нашли никакого острова Термо, и даже ничего похожего, позволяющего предположить его местонахождение. Тогда были выписаны все острова, на которых находятся известные с древности горячие источники. Таких островов оказалось чуть меньше дюжины. Проверяя, есть ли совместные упоминания названий островов с фамилией Гозадино (Gozzadino), вдруг обнаружили следующую запись, связанную с островом Кифнос (Κύθνος)[2]: “Франки прибыли "на остров" (прим. автора) при Марке Сануди (Marco Sanudi) и венецианское владычество продолжалось до 1617 года, когда турки свергли Анджело Газадино (Angelo Gazadino), последнего феодального правителя, и передали остров Османской империи”. В описании греческих островов в разделе, посвященном острову Кифнос[3], можно прочитать: "История источников Термия (Thermia) начинается с Нила Доксипатриса в 1142, наименовавшего остров Кифнос (Kythnos) Термия, продолжается во времена Византии, короля Асона и достигает современных дней, когда они ("источники", прим. автора) все еще продолжают работать". Теперь сомнения полностью рассеялись. Остров Кифнос и есть остров Фермия, упоминаемый в воспоминаниях Игнатия Ивановича Гозадинова, звук "th" в русской транскрипции произносится то как "т", то как "ф".

Кифос был важным торговым форпостом для римлян вплоть до времен раннего христианства. В византийский период правления, остров был включен в терму Эгейского моря. Термы это большие военные и административные единицы Византийской империи управляемые стратегами.

Продолжая изучения истории острова, находим, что остров Кифнос входил в морское герцогство Архипелага, который также упоминается в воспоминаниях Игнатия Ивановича. Герцогство было создано венецианцами в архипелаге Кикладов в Эгейском море, в результате четвертого Крестового похода. Итальянские города-государства Генуя и Венеция постоянно интересовались островами Эгейского моря как местами для создания своих торговых колоний. Для этого они использовали все свое политическое и финансовое влияние в борьбе с Византийской империей, контролировавшей Эгейское море.

Прикрываясь идей отвоевывания Иерусалима у «неверных», влиятельные феодальные рода западной Европы организовали четвертый Крестовый поход, результатом которого стало разграбление Константинополя и раздел Византийской Империи в 1204 году. Именно в это время венецианским феодалом Марком Сануди и было образовано морское герцогство Архипелага. В 1337 году к управлению островом приходит феодальный род Gozzadini из Болоньи. На исторической карте Европы 1500 года остров Кифнос обозначен как соверен (независимое государство) - Gozzadini Lordship in Kythnos and Kea (Gozzadini) [4].

В 1537 известный средиземноморский корсар, Hayreddin Barbarossa, захватил Кифос, и заставил Gozzadini платить дань Оттоманскому султану до 1566, пока администрация острова не была передана еврейскому дипломату и администратору Джозефу Нази. После смерти Нази, Кифос был включен в состав Османской империи. Во время русско-турецкой войны (1768-1774), русские войска захватили остров, однако по Кучук-Кайнаджарскому мирному договору 1774 года, остров был возвращен Оттоманской империи.

Род Гозадини был весьма известным родом в феодальной Италии. Достаточно упомянуть, что Биатриса Гозадини (Bettisia Gozzadini 1209-1261) читала лекции по праву в университете Болоньи. По общему мнению, она получила свое образование замаскировашись под мужчину и преподавала из-за экрана так, чтобы не отвлекать студентов. Она, вероятно, была первой женщиной, которая занимала преподавательский пост в университете [5]. Известены также римские католические кардиналы: Маркантонио Гозадини (Marcantonio Gozzadini, 1574 – 1623) приходившийся кузеном римскому Папе Григорию XV, и Юлиюс Джузеппе Гозадини (Ulisse Giuseppe Gozzadini, 1650 – 1728). Оба они были представителями аристократической семьи из Болоньи. В этом городе с 1621 года по 1653 архиепископом был Анджелио Газадини (Angelo Gozzadini).

Наиболее известным представителем фамилии на острове Кифнос является Анджелио II Газадини (Angelo II Gozzadini, ? - 1464) - правитель островов Сифнос (Sifnos) и Кифнос. Он женился в 1429 на Катерине Криспо (Caterina Crispo, 1415 - ?), сестре Франческо II, шестнадцатого герцога Архипелага. Ее родителями были Николас Криспо (Nicholas Crispo), правитель острова Сифнос, и Евдокия Валенсия Комнин (Evdokia Valenza Comnenus)[6]. Таким образом, по материнской линии Катерина, возможно, принадлежала к константинопольскому царскому роду Комнинов.

Пока установить не удалось, является ли дед митрополита, Игнатий Газадини, упоминаемый в воспоминаниях Игнатия Ивановича, прямым потомком Анджелио II Газадини, но то, что последний митрополит Готфейско-Кефайской епархии Крыма принадлежал к известному феодальному роду из северной Италии, сомнений не вызывает.

--------------------------

* Оригинальная запись [2]: The "Francs" arrived in 1207, under Marco Sanudi and Venetian power was to last until 1617, when the Turks drove out Angelo Gazadino, last feudal overload and brought the island into the Ottoman Empire.

**Оригинальная запись [3]: The springs of Thermia bear a history that starts with Nile Doxapartis in 1142, naming the island of Kythnos Thermia, continues throughout the Byzantine years and the days of king Othon and reaches today, when they're still operating.

Племянники митрополита Игнатия.

В организации переселения православных жителей Крыма в Россию митрополиту Готфейскому и Кефайскому Игнатию Гозадинову активно помогал один из его племянников, Иван Антонович Гозадинов, который, как и сам митрополит, родился на острове Кифнос около 1754 года. Молодым юношей он приехал к своему дяде в Крым и уже в 24-летнем возрасте выполнял самые ответственные поручения митрополита Игнатия. За эту службу митрополит исхлопотал для него офицерский чин (восьмого июня 1779 года он был произведен в поручики), а позже и дворянский титул. Определением Екатеринославского Дворянского Депутатского Собрания от 10 ноября1791 года Иван Антонович Гозадинов вместе с семейством внесен в 4-ю часть Дворянской Родовой Книги Екатеринославской губернии [7]. Согласно книге Я.П. Новицкого «История г.Александровска» [8], Иван Антонович Гозадинов к этому времени уже владел двумя деревнями с крепостными крестьянами – Гозадиновка и Яковлевка.

Дворянские роды в Российской империи учитывались отдельно от купцов, мещан, цеховых и поселян – категорий, по которым велся учет греческих переселенцев в ревизских сказках. Поэтому в ревизской сказке по Мариуполю за 1795 год[9], запись о семье Ивана Антоновича Гозадинова отсутствует, возможно,уйдя от общественной жизни, он жил в Гозадиновке. Однако в этой сказке нам встретилась запись о другом племяннике митрополита [10] - купце Александре Антонове Гозадинове, который переселился с женой и годовалым сыном Игнатием из Анапы чуть раньше переписи 1795 года, и с 1 января 1795 года ему была назначена десятилетняя льгота по налогообложению в соответствии с Указом Екатерины.

В начале XIX века, судя по воспоминаниям сына Ивана Антоновича Гозадинова, отношения Ивана Антоновича с мариупольцами испортились. Спор шел о митрополитских землях близ Мариуполя, которые Иван Антонович считал принадлежащими ему по наследству. Однако греческий суд посчитал, что земли, пожалованные Игнатию, принадлежат греческому обществу, и обязал Ивана Антоновича их вернуть. В запорожском архиве есть документ, из которого можно сделать вывод, что эти земли были возвращены: «Записаны в приход присланные при сообщении из Мариупольского греческого суда от 15 дек прошлого 1806 года взысканные оным судом за 1806 г. с мариуп. греческого общ-ваза ус(туп)ленную им капитаном Гозадиновым 1440 дес. (36-12 ½)и подпорутчиком Хаджиновым 3000 дес. землю (75 руб.)»[11]

Оскорбленный Иван Антонович «бросил все и уехал в Крым»[1]. Однако, известен следующий документ [12] в котором указано, что Иван Антонов сын Гозадинов «24 февраля 1806 года продал родному брату Александру за 6 тыс. руб. асс. 2000 дес. земли в Александровском уезде Екатеринославской губернии с 26 м.п. и 27 ж.п. душами малороссиян на 5-ю ревизию 1795, доставшиеся ему от коллежского асессора Николая Спартина по купчей крепости, утвержденной в Екатеринославской палате гражданского суда 17 мая 1802 года (купчая эта была заверена 18 сентября 1819 года)». Кроме этого, в ревизской сказке по деревне Гозадиновка за 1811 год [ 13 ] читаем –«Ревизская сказка 1811 года декабря 14 дня Екатеринославской губернии Алексадровского уезда помещика дворянина Александра Антонова сына Гозадинова о состоящих мужеска пола крестьянах в деревне Гозадиновке», в конце сказки – подписи: «Помещик дворянин Александр Гозадинов подписался, Игнат Александров сын Гозадинов руку приложил». Таким образом, получается, что Иван Антонов свои деревни не бросил, а продал брату с некоторыми «изъятиями». Так семеро крепостных крестьян - Сидор Марков Литвиненко, Аврам Хомин Хоменко, Архип и Захар Никифоровы Сукурец, Устин Денисов Карапетенко с малолетним сыном Иваном, Артем Михайлов Зимценко были «переведены первым владельцем Таврической губернии в Симферопольский уезд 1806 года”[13] . Эта запись свидетельствует о том, что Иван Антонов Гозадинов в 1806 году уехал из Мариуполя и забрал этих крепостных с собой в Крым. Крым к тому времени уже был в составе Российской империи, следовательно, за Иваном Антоновичем сохранялись все привилегии, оговоренные для него дядей, в том числе и дворянство.

Выше уже было отмечено, что дворянство было пожаловано капитану Ивану Антонову Гозадинову за заслуги в деле переселения христиан из Крыма в Мариупольский уезд. Появившийся в Мариуполе в начале девяностых годов 18 века его брат Александр определением Екатеринославского Дворянского Депутатского собрания на основании представленных о дворянстве предков его документов вместе с женой внесен в 4-ю часть Дворянской Родовой Книги Екатеринославской губернии [14]. Таким образом на момент переписи в 1811 года Александр Гозадинов уже имел дворянский титул. Причина, по которой он учитывается среди купцов в ревизской сказке 1811 года и среди мещан в ревизской сказке 1816 года, нам неизвестна. Возможно, потому, что в свое имение он только наведывался, а жил в городе, и занимался торговлей. В ревизской сказке по Мариуполю в 1811 году [15] Александр Гозадинов 54 лет записан купцом второй гильдии с объявленным капиталом в 20000 рублей, а его сын Игнатий «состоит на службе статской губернским регистратором», т.е. в последующих сказках учитываться уже не будет, находясь на государственной службе. В ревизской сказке Мариуполя 1816 года [16] находим, что Александр Антонов Гозадинов «в 1813 году причислен из купцов в мещане», а «в 1814 году умер». В документах [7 ] есть точная дата смерти - «умер в Мариуполе в ночь с 23 на 24 мая 1814».

Обобщая, резюмируем: оба племянника митрополита Игнатия имели дворянский титул и при возвращении в Крым Иван Антонович не «бросил все», а продал деревни своему брату, который, при наличии дворянского титула и крепостных деревень, по каким-то причинам числится в купцах, а затем в мещанах. Дальнейшую родословную фамилии последнего митрополита Готфейской и Кефайской епархии Игнатия Гозадинова, можно проследить по детям двух его племянников.

Игнатий Иванович Гозадинов и его дочери.

Иван Антонович Гозадинов со своей семьей вернулся в в Крым в 1806 году. Свои деревни в Приазовье он продал родному брату, забрав с собою только семерых крепостных крестьян, мужчин. Скорее всего, он забрал их с семьями, так как для прислуги нужны были и женщины, но в ревизских сказках 1811 года женщины не учитывались. Женат Иван Антонович был на дочери поручика Спиридона Аллеева, Деспине [7], с которой у него было пятеро детей, два сына и три дочери. Умер Иван Антонович в 1819 году. О судьбе его дочерей нам ничего не известно, младший сын Антон Иванович умер ребенком. О его сыне Игнатии в архивах нашлись некоторые документы, позволяющие проследить, чем занимался Игнатий Иванович в Крыму.

1812–1814 - канцелярист Крымской соляной экспедиции.
1816–1819 - в Таврической следственной комиссии.
1821–1823 - заседатель в Симферопольском нижнем суде.
1823–1832 – надзиратель Бахчисарайского приходского училища.
1831 – коллежский секретарь. Владелец родового хутора с 5 душами мужского пола крестьян при Бахчисарае (по-видимому, кто-то из тех самых крестьян, которые были переведены его отцом из Гозадиновки в 1806 году) и благоприобретенного в Симферопольском уезде на реке Каче фруктового сада.

Игнатий Иванович Гозадинов определением Таврического Депутатского Дворянского Собрания от 5 февраля 1841 года вместе с дочерьми внесен во 2-ю часть (по заслугам отца) Дворянской Родовой Книги Таврической губернии. Временное Присутствие Герольдии потребовало дополнить дело документами и 13 июня 1845 года состоялось дополнительное определение Таврического Депутатского Дворянского Собрания.16 декабря 1846 года в Симферополе вместе со своим семейством он был приведен в вечное подданство России.[7]

К этому времени у него уже было три дочери - София (1828), Мария (1831) и Елена (1837), личности неординарные и высокоодаренные, которые во время экзаменов в педагогическом совете Симферопольской гимназии поразили экзаменаторов глубиной своих познаний в области литературы и иностранных языков [17].

С началом Крымской войны дворянская семья Гозадиновых переселилась в Херсон. Из статьи [18]: "В сентябре 1854 года в элитном районе Херсона на углу Ришельевской и Богородицкой в добротном доме поселилось семейство бывшего бахчисарайского судьи Игнатия Гозадинова. Событие для Херсона довольно ординарное, если бы не три его дочери: Мария, Елена и Софья. Слухи об их образованности, знании нескольких иностранных языков, изысканности манер, начитанности быстро облетели весь город. Дошли они и до ушей директора херсонских училищ барона Эльснера. На одном из балов, даваемых губернатором, он лично от себя, а чуть позже официально обратился к сестрам Гозадиновым с предложением основать в Херсоне частный женский пансион. На то время в городе, кроме приватного еврейского училища, не было ни единого учебного заведения для девушек. К тому же чиновник был осведомлен о неплохом материальном достатке семьи Гозадиновых: перед отъездом в Херсон они продали в Крыму виноградники. Идеей «сеять вечное» сестры загорелись единодушно. Вскоре они купили небольшой домик по Ришельевской, в котором 21 мая 1855 года с разрешения министра народного образования был открыт Херсонский женский пансион. Преподавали в нем учителя 1-й мужской гимназии и сами сестры Гозадиновы. Со временем пансион стал настолько популярным, что в 1864 году обрел статус частной гимназии Гозадиновых, учениц которой уже экзаменовали по гимназической программе. Херсонская городская управа стала выделять 1000 рублей для тридцати лучших гимназисток в виде стипендий”.

Игнатий Иванович Гозадинов умер в 1865 году, а следующий 1866 год стал для его дочерей, сестер Гозадиновых, звездным. Херсонский губернатор Павел Клушин предложил им преобразовать частную гимназию в государственную. Сестры приняли это с восторгом: теперь они могли полностью сосредоточиться на учебном процессе. Все материальные заботы о содержании гимназии легли на попечительский совет, а денежные средства выделяли городская, уездная и губернская земские управы. Под гимназию арендовали дом Бухтеевой по Богородицкой. В 1868 году на частные пожертвования горожан на этой же улице, на месте бывших казарм жандармского дивизиона, было построено здание гимназии.

Директором гимназии и учителем русской литературы была Мария Игнатьевна, Софья Игнатьевна читала гимназисткам историю, а Елена Игнатьевна – географию и французский язык. С преподавателями других дисциплин проблем не было. На конкурсной основе директор отдавала предпочтение выпускницам Бестужевских курсов, что тогда приравнивалось к высшему образованию. Несмотря на появившиеся в Херсоне и другие женские учебные заведения, получить образование в гимназии Гозадиновых стало престижным. Если в 1869 году здесь обучались 130 девушек, то в 1897 году – 473, а в 1900 году – более 600. Естественно, что стены старой гимназии уже не могли вместить всех желающих попасть в нее. Известность престижного заведения докатилась до столицы империи. В 1885 году она стала именоваться как 1-я Мариинско-Александровская женская гимназия в честь супруги императора России. Подобное решение министерства народного просвещения подстегнуло Херсонское губернское правление к строительству нового здания гимназии, соответствующее имени императрицы. По проекту гражданского инженера Казимира Квинта на Почтовой улице за неделю до начала учебного года, 25 августа 1902 года, было закончено строительство комплекса гимназии.

На учительские кафедры в новом здании основанной ими гимназии взошли только Елена и Софья Гозадиновы. Мария Игнатьевна умерла в 1898 году, когда здание только закладывали. Да и сами сестры были уже в преклонном возрасте. В своих воспоминаниях, опубликованных в газете «Югъ» (1905 год), Софья Игнатьевна писала: «В 1901 году я и сестра, (имеется в виду Елена Игнатьевна, прим. авт.), утомленные многолетним трудом, с сожалением покинули гимназию, не дождавшись 50-летия основанного нами учебного заведения».

В 1906 году умирает Софья Игнатьевна. В живых осталась младшая из трех сестер – Елена. К ней перешло все наследство сестер, поскольку ни одна из них так и не вышла замуж, посвятив себя становлению в Херсоне народного образования. Не имея прямых наследников, Елена Игнатьевна в 1912–1913 годы на собственные средства строит школу вблизи Соляного спуска и вскоре передает её в ведение городской управы. Жители Кузней учебное заведение называли «школа Гозадиновой». Здание её сохранилось поныне и находится на территории морского колледжа рыбной промышленности.

Фамильная ветвь дерева Игнатия Ивановича Гозадинова закончилась в холодном и голодном 1920 году со смертью на 83 году жизни его последней дочери Елены Игнатьевны. К большому сожалению, местонахождение её могилы неизвестно. Могилы ее старших сестер находятся на Херсонском Мемориальном кладбище.

Коллежский асессор Игнатий Александрович Гозадинов.

Фамильную ветвь второго внучатого племянника митрополита – Игнатия Александровича Гозадинова, ставшего в 1815 году хозяином Гозадиновки/Суженой, проследить оказалось сложнее. Хотя архивных документов о деятельности Игнатия Александровича нашлось много, проследить его ветвь представляется довольно сложным, так как в них практически нет информации о его семье и детях. Прежде чем приступить к обзору этих документов необходимо дать объяснение о исчезновении деревни Гозадиновки.

Деревня Гозадиновка в 1806 году была куплена отцом Игнатия Александровича у своего брата, когда тот покинул Мариупольский уезд после решения суда о возврате митрополитских земель близ Мариуполя, которые он считал принадлежали ему по наследству. В 1811 отец Игнатия Александровича подает в Казенную палату данные о крепостных крестьянах деревни Гозадиновка, т.е составляет ревизскую сказку. (по существовавшему в то время положению, помещики сами подавали данные о своих деревнях). Вместе с ним под ревизской сказкой подписался и его сын, Игнат Александрович Гозадинов. Среди ревизских сказок Мариупольского уезда за 1816 год была обнаружена сказка деревни Суженой, принадлежащая Игнатию Александровичу Гозадинову и доставшаяся ему в 1815 году в наследство от отца его, Александра Антонова Гозадинова [19]. Данная сказка была составлена и подписана лично Игнатием Александровичем. Это вызвало некоторое недоумение, вроде деревни с таким названием за Гозадиновами не числилось. Сравнивая мужской состав Гозадиновки-1811 и Суженой-1816, было установлено, что списки крестьян из обоих деревень совпадают между собой. Таким образом было установлено, что деревня Гозадиновка в период 1812-1815 годов была переименована в Суженую. По всем последующим ревизиям деревня Суженая постоянно числится за Игнатием Александровичем Гозадиновым.

Итак краткое хронологическое изложении моментов жизни Игнатия Александровича Гозадинова, составленное на основе обнаруженных архивных документов [7]::

16.12.1807 – 16.06.1808 - состоял в службе в Мариупольском греческом суде.
10.08.1808 - был принят в Контору опекунства подканцеляристом.
9.12.1808 - губернский регистратор.
31.12.1812 - коллежский регистратор.
11.12.1813- уволен из Конторы опекунства.

Это все находит подтверждение в Ревизской сказке 1811 года по Мариуполю, где сказано, что Игнатий Александрович с 1808 года находится в государственной службе губернским регистратором, а в Ревизской сказке 1816 года по деревне Суженой указано, что он – коллежский регистратор - ”Ревизская сказка 1816 года июля дня Екатеринославской губернии Александровского уезда деревни Суженой помещика коллежского регистратора Игната Александрова сына Гозадинова о состоящих крестьянах”[19]

02.01.1814 – 08.05.1816- экспедитор в Таганрогском коммерческом суде.
09.06.1816 - переведен в Контору опекунства иностранных поселенцев.
31.12.1816 - губернский секретарь.
31.12.1819 - коллежский секретарь.
31.12.1822 - титулярный советник.
04.02.1826 - уволен из Конторы опекунства иностранных поселенцев.
10.11.1833 - для занятий причислен к Департаменту исполнительной Полиции. Постоянно бывал командирован в разные города Империи.
16.08.1834 - советник Екатеринославской палаты уголовного суда.
24.12.1844 - коллежский асессор.
25.04.1842 - награжден орденом Св. Станислава 3 степени.
1845 - уволен по прошению.

Все это время Игнатий Александрович остается помещиком, хозяином д.Суженой, которую наследовал после смерти отца, о чем он собственноручно пишет в ревизской сказке деревни Суженой-1816 о каждом из крестьян:“достался в наследство в 1815 году от умершего отца моего дворянина Александра Гозадинова”[20].

В 1840 дело о его праве на дворянство было представлено на утверждение в Герольдию, которая нашла, что не все в делопроизводстве было соблюдено по закону. В первую очередь Герольдия признала недостаточными доказательства иностранного дворянства, и только 25 июня 1849 года в Екатеринославском губернском правлении Игнатий Александрович был приведен к присяге на вечное подданство России.

Окончательное признание и утверждение рода Гозадиновых затянулось из-за неразрешенного законодательно права магометанских и греческих родов на права российского дворянства. Особенно это было обременено тем, что греки в большинстве своем формально не приносили присяги на подданство. В противном случае их признание в дворянстве по заслугам военным и гражданским было бы делом простой формальности. Представить требованные Герольдией «дипломы или публичные свидетельства, доказывающие, что и за границей отец их был дворянин», Гозадиновы не могли.

Только после принятия присяги всеми Гозадиновыми (Игнатий Иванович в 1846 году, Игнатий Александрович в 1849 году), последовало определение Екатеринославского Депутатского Дворянского Собрания от 31.8.1849 по прошению коллежского асессора и кавалера Игнатия Александровича Гозадинова. Последующим определением Правительствующего Сената от 31октября 1850 года весь род был признан в российском дворянстве [21]

Однако коллежский асессор и кавалер Игнатий Александрович Гозадинов уже в июле 1851 года просил «о пересмотре вновь дела о правах его на родовое греческое дворянство и о признании его в этом дворянстве» [22]Сенат слушал дело по этому прошению 30 октября 1851 года [23], и найдя доказательства Гозадинова не достаточными – отказал в удовлетворении в начале января 1852 года. [24]

В итоге Гозадиновы стали российскими дворянами по заслугам капитана Ивана Антоновича (во 2-ю часть) и его племянника Игнатия Александровича (в 3-ю часть) Дворянской Родовой Книги.

Родословные исследования ветви Игнатия Александровича продолжаются, уже найден ряд документов, которые, возможно, позволят проследить род Гозадиновых до наших дней. Однако для более определенных выводов требуются дополнительные архивные исследования и детальный сравнительный анализ уже имеющихся документов.

Литература:

1. По поводу одной старой рукописи. Воспоминания Игнатия Иванова Гозадинова. http://www.azovgreeks.com/portal/tabid/61/language/ru-RU/Default.aspx?articleId=76

2. Almiyachts. Kythnos' history. http://www.almiyachts.com/greek_islands/cyclades/kythnos/kythnos.html

3. Greek Islands Guide. http://www.greek-islands.us/greece-hot-springs/kythnos/

4. Euratlas. History and Geography of Europe. http://www.euratlas.net/history/europe/1500/entity_7659.html

5. A Celebration of Women Writers "Italy." by Eva Marriotti (or Mariotti). From Elliott, Maud Howe, ed. (1854-1948) Art and Handicraft in the Woman's Building of the World's Columbian Exposition, Chicago, 1893. Chicago and New York: Rand, McNally & Company, 1894. pp. 264-270.

6. Wikipedia http://en.wikipedia.org/wiki/Angelo_II_Gozzadini,_Lord_of_Sifnos_and_Kythnos

7. РГИА, ф. 1343, оп. 19, д. 247: О дворянстве Газадинова, 1851 г. Таврическая губерния.

8. Новицкий Я.П. История города Александровска в связи с историей возникновения крепостей Днепровской линии 1770 – 1806 г. – Екатеринослав, 1905, с.287.

9.Фонды Мариупольского краеведческого музея, д.3476, д.3469 (Ревизская сказка Мариуполя 1795г.).

10.Там же, л.16.

11. ГАЗО, ф.12,оп.2, д. 10.

12. РГИА, ф. 1343, оп. 19, д. 247: О дворянстве Газадинова, 1851 г. Таврическая губерния. Купчая крепость, утвержденная в Екатеринославской палате гражд. суда 17.5.1802.

13. ГАЗО, ф.12, оп.2, д.27, л.70.

14. РГИА, ф. 1343, оп. 19, д. 247: О дворянстве Газадинова, 1851 г. Таврическая губерния. Свидетельство ДДС от 22 февраля 1796 г.

15. Фонды Мариупольского краеведческого музея , д.3470, ф.1(Ревизские сказки Мариуполя 1811 г.).

16. ГАДО, ф.131,оп.1,д.72, л.71, з.16.

17. А.Захаров, «Город и образование», "Гривна-СВ".-№ 36.- 01.09.2006 http://www.artkavun.kherson.ua/gorod_i_obrazovanie.htm

18. А.Скороход, «Уроки сестер Гозадиновых», по материалам газеты "Гривна", 28.04.05 . http://www.xepcoh.info/news/view/10725

19. ГАЗО, ф.12, оп. 2, д.68, л.63.

20. Там же, л.64об-69.

21. РГИА, Указ Правительствующего Сената по департаменту Герольдии от 31 января 1851 года за № 548, л. 214–232 об., с изложением основных документов, и л. 236-236 об. с Указом.

22.РГИА, ф. 1343, оп. 19, д. 247: О дворянстве Газадинова, 1851 г.,Таврическая губерния, л. 234–235 об.

23. РГИА, ф. 1343, оп. 19, д. 247: О дворянстве Газадинова, 1851 г. Таврическая губерния, л. 237–259 об.

24. РГИА, Указ от 8 января 1852 года за № 144 (л. 260–260 об.).

azovgreeks.com

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Российский дворянский род Гозадиновых | XRONOS_Vic - Дневник XRONOS_Vic | Лента друзей XRONOS_Vic / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»