Старинное слово „ведьма” произошло от слова „ведать”, то есть знать. Поэтому в наше время достаточно логично называть ведьмами умных женщин. Особенно, если те имеют ученые степени. Вспомните, как в студенческие годы называли женщину-доктора физико-математических (филологических или любых других наук), которая поставила на экзамене трояк? Конечно, были разные прозвища, даже ласкательные, но то, что это ведьма - мало кто возражал...
По поводу внешности ведьм существовали разные представления. На севере России считалось, например, что ведьма – это старая некрасивая женщина, которая при желании может превратиться в юную красавицу. А юге России считалось, что ведьма пребывает в облике юной красавицы – девицы или молодой женщины, но внутренняя её сущность – вредная жуткая старуха, в которую она превращалась, когда уже успевала заманить в свои сети душу мужчины. Именно так описывается самая очаровательная ведьма в русской классической литературе – гоголевская Панночка из повести «Вий». Однако, необходимо отметить, что не смотря на различие в последовательности перевоплощений отмечается вневозрастной статус ведьмы.
Наша история не знает массовых и кровавых преследований и казней ведьм, как это было в Западной и Центральной Европе. Более того: славяне не обвиняли своих ведьм в связях с дьяволом, а наказывали только за тот конкретный материальный вред, который был нанесен людям - кражу молока, наваждение, порчу и т.п. При этом не имело значения, каким способом нанесен ущерб - магическим или нет.
Поэтому наша ведьма очень отличается от ведьм в европейской традиции.
[600x324]
Публичные казни случались только во время великого бедствия. Притом сжигали и мужчин, и женщин (говорили, что они - упыри). Но подобные случаи были очень редкими.
Уместно будет упомянуть роман „Мастер и Маргарита”, в котором, несомненно, использованы народные представления на эту тему.
На метлу бы…
и в небо…
взлететь озорной Маргаритой…
ласковым ветром
взъерошить и кудри…
и душу…
ах, мой Мастер…
ну что ты так смотришь сердито…
да… люблю…
как умею…
как дышу…
и так, как мне нужно…
Особенность наших ведьм в том, что это не обязательно старые, уродливые и одинокие бабки. Как правило, это крестьянки детородного возраста. Об этом свидетельствуют, в частности, рассказы о похоти ведьм и характере их шабашей. Образ ведьмы очень эротизирован. Преимущественно это привлекательные женщины, которые особыми чарами вызывают сильное половое влечение у представителей противоположного пола. Мужчины сходят по ним с ума.
[600x811]
Наши ведьмы не отличаются от других женщин в деревне. Они не являются вне общины, то есть не изгнаны, а могут посещать церковь, ходить в гости, свободно передвигаться по селу и осуществлять хозяйственную деятельность. Хотя односельчане, которые подозревали женщину в сверхъестественных способностях, всячески сторонились ее. После смерти ее хоронили как обычного человека. Иногда только добавляли к погребальному ритуалу отдельные магические действия: сыпали в могилу мак, забивали кол. Интересно и то, что лицо ведьмы менее демонизировано, чем утопленник, самоубийца или некрещеный ребенок, которых не отпевали в церквях и хоронили только за границей кладбища.
[600x576]
Ведьма ведет двойную жизнь, потому что ей присущи как бесчеловечные, так и человеческие качества. Днем она обычная женщина, а ночью - ведьма.
[600x655]
Из-за двойной природы ее естества и отношение к ней двойственное. Характер отношений ведьмы с другими людьми можно охарактеризовать как „вооруженный нейтралитет”. Он может превратиться в открытую вражду или иметь характер тайного соглашения в зависимости от обстоятельств.
[600x770]
[600x861]
Так, когда речь идет о засухе в селе, эпидемии, голоде - именно ее могут обвинить в этом первой. И вместе с тем к ней тайком обращаются за помощью, советом, чарами. Ведь для той, которая ведает, подвластно многое, даже приворот на расстоянии. Обладая специфическими знаниями, ведьмы зачастую выступали более в роли знахарок и психологов, а остальное уже дорисовывало человеческое воображение. Впрочем, ее социальные функции ограничены - ведьму вряд ли пригласят быть кумой или свахой.
[600x799]
В народных рассказах о ведьмах есть немало примет, по которым можно узнать последнюю. Специалисты же утверждают, что на самом деле узнать ее очень сложно.
[600x598]
Считалось, что это можно сделать во время богослужений по определенным признакам поведения женщины. Во время великих засух и эпидемий применяли способ выявления ведьм путем испытания водой. Сохранились описания таких „процедур”: к реке тащили или всех, или отдельных женщин села и со связанными руками бросали в воду. Считалось, что та, которая тонула - обычная женщина, а не тонула - и есть ведьма.
[600x413]
Ведьма - не всегда зло?
Современные исследователи-этнографы не вкладывают в это слово сугубо негативное значение. По одной из версий, ведьмами называли женщин, которые были способны в тот или иной способ влиять на события, лечить, предсказывать будущее. В конце концов, разграничить, где знахарка, где ясновидящая, а где ведьма - почти невозможно. Правда, в народе четко разграничивали ведьму врожденную и ведьму обученную. Считали, что первая (человек со сверхъестественными способностями) является не такой зловещей и негодной. Она не причиняет людям вред, а наоборот - помогает. И когда речь идет о обученной ведьме, то отношение к ней меняется, поскольку считается, что сознательно став на этот путь, она стремилась получить сверхъестественные знания и выгоду от них.
[600x886]
[600x9]
Пост иллюстрирован работами Katarina Sokolova
Родилась в городе Киев, Украина. Начиная с шестнадцалетнего возраста ходила на классы батика и графики отделения Искусства союза художников в Украине. В 2002 году закончила отделение графики. Улекается компьютерной графикой, графикой, фотографией, фотоманипуляциями и фотомонтажом.Некоторые из работ находятся в частных художественных собраний в Швейцарии, Австралии, Канады и Соединенных Штатов.
[600x9]
|
|
|
|