Пейзажная мастерская Архипа Куинджи
Газета «Мариупольское время» № 25 от 21.06.2012
Имя нашего земляка Архипа Ивановича Куинджи занимает особое место в истории русской культуры. Талантливый, ни на кого не похожий живописец, православный человек оставил заметный творческий след. Если о жизни Архипа Ивановича собрано много сведений, то о деятельности его пейзажной мастерской и об учениках информации мало. Директор городской исторической библиотеки им. М. Грушевского Наталия КОРАБЛЕВА исследует данный вопрос с конца 90-х годов.
После выхода книги мариупольского краеведа Льва Яруцкого «Куинджи», в которой был дан перечень учеников мастера, Наталия Владимировна поставила цель во что бы то ни стало узнать судьбу каждого из них. За эти годы ей удалось собрать множество документальных сведений, которые теперь хранятся в библиотеке и доступны для всех желающих.
«Из того перечня, который привел Лев Давидович, знакомы были только несколько фамилий – Багаевский, Рерих, Рылов.., – вспоминает Наталия Владимировна, – остальные имена ни о чем не говорили. Ради интереса стала искать, начала с библиотек города, продолжила в библиотеках Донецка, Краснодара, Киева, Симферополя...».
Таким образом, любительское увлечение приобрело форму исследования. Упорядочив имеющиеся факты, предоставленные краеведами, историками, она принялась по мере возможности самостоятельно изучать архивные материалы.
Заботливый учитель
В конце XIX столетия Куинджи возглавил пейзажную мастерскую в высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Три года его преподавательской деятельности составили целую эпоху в развитии русского пейзажа начала XX века.
«Из двух десятков учеников мастерской А.И. Куинджи теперь многие разбрелись по далеким углам: многих жизнь оторвала от товарищей, – спустя годы писал Николай Рерих, – но при всякой встрече в радостном возгласе чувствуется воспоминание о жизни в мастерской Архипа Ивановича... Куинджи сумел рассказать им всем о радости искусства...». По словам Наталии Владимировны, подобные высказывания можно встретить практически во всех воспоминаниях или заметках, оставленных учениками.
Приход Архипа Ивановича в Императорскую Академию художеств был связан с общей реформой этого учреждения и разработкой нового академического устава. С первых дней работы у него занимались: К.Ф. Богаевский, Я.И. Бровар, П.Н. Вагнер, Г.Ф. Воропонов, К.Х. Вроблевский, В.И. Зарубин, Г.О. Калмыков, А.И. Кандауров, Д.И. Каратанов, П.Ф. Краузе, А.Н. Курбатов, М.П. Латри, И.К. Маньковский, В.К. Пурвит, Н.К. Рерих, А.A. Рылов, Е.И. Столица, Г.Г. Тесснер, Н.М. Фокин, В.Н. Федорович, А.А. Чумаков, А.И. Штурман. Впоследствии, после ухода профессора И.И. Шишкина из Академии, бывшие его ученики – A.A. Борисов, Н.Е. Бубликов, Ф.Э. Рушиц В.А. Бондаренко и Н.П. Химона также перешли в мастерскую Куинджи. Интересен тот факт, что у великого мастера обучались еще и женщины – Татьяна Манасеина и Мария Педашенко-Третьякова. Как раз в это время, в конце XIX века, начиналась борьба за женское равноправие.
Мастерская размещалась в четырех комнатах первого этажа здания Академии художеств, на стенах висели работы признанных мастеров пера и кисти – Шишкина, Васильева, Клодта… С полудня и до самого позднего вечера Куинджи находился в академической мастерской, среди учеников, он постоянно наблюдал за их работой, рассуждая об искусстве. Одновременно он вспоминал свои молодые годы, делился впечатлениями о пережитом. «После обеда я приходил в мастерскую. Вся братия там сумерничала, – писал Аркадий Рылов. – Архип Иванович… лежал на кушетке, а ученики – кто где – на других кушетках и прямо на полу... Он с утра не уходил домой, часто оставался с учениками до поздней ночи…»
«В таких, казалось бы, незначительных мелочах, как ежедневная покупка для студентов свежих булочек и сосисок, чувствовалась искренняя, человечная забота Куинджи о своих студентах, – рассказывает Наталия КОРАБЛЕВА. – Знаменитому пейзажисту и самому в молодые годы довелось испытать нужду и голод, поэтому он заботился о своих учениках, подкармливал их и нередко помогал деньгами. Художник знал, что в его мастерской собрались выходцы из семей разного достатка и социального положения: сын состоятельного петербургского нотариуса Николай Рерих, внук прославленного мариниста И.К. Айвазовского Михаил Латри, дочь красноярского губернатора Мария Педашенко бок о бок работали с небогатыми провинциалами Дмитрием Каратановым, Александром Борисовым, Евгением Столицей и другими». Куинджи старался согреть своих учеников душевным теплом и зажечь их страстью к искусству. Молодежь ответила ему искренним восхищением и привязанностью, полюбив и родную мастерскую, и то общее дело, которое объединяло студентов и умудренного опытом учителя.
Не раз вспоминали бывшие академисты те слова Куинджи, в которых был выражен его главный творческий принцип. Он считал, что художник должен работать «от себя», передавая в пейзаже основную мысль, идею. «В картине должно быть «внутреннее», – любил говорить он, – то есть художественное содержание...».
Из его мастерской вышли одаренные живописцы, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью. «Нашим современникам более всего известны имена Н.К. Рериха, A.A. Рылова, A.A. Борисова, В.К. Пурвита и К.Ф. Богаевского, который посетил Мариуполь в 1935 г. и выполнил акварели «Мариупольский порт и завод», «Гавань Шмидта».
Надо заметить, что и другие «куинджисты» заслуживают внимания, особенно почти забытые К.Х. Вроблевский, М.П. Латри, В.И. Зарубин, Н.П. Химона и другие художники, чьи имена в последнее время стали возвращаться из небытия. По словам Наталии Владимировны, многие из студентов последовали примеру своего учителя и наряду с написанием картин, участием во всевозможных выставках занялись педагогической деятельностью. У его учеников было достаточное количество работ, которые разошлись по музеям Украины, стран СНГ и за рубежом. Индивидуальность, манера исполнения, присущие их картинам, и по сей день восхищает современников.
Автор статьи: Дарья ПАНОВА.