• Авторизация


"Русский друг" Бетховена 21-04-2016 21:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Barucaba Оригинальное сообщение

"Русский друг" Бетховена

Замечательная, на мой взгляд, публикация и очень хотелось бы, чтобы она была и у нас в сообществе. Её автор - Вадим Разумов, блог «ЛЕТОПИСЬ РУССКОЙ УСАДЬБЫ», член "Общества изучения русской усадьбы" , которое существует с 1920-х годов, активно участвует в проектах, связанных с восстановлением усадеб и памятников культуры, их популяризацией.

***

Знаменитый род Голицыных оставил огромный след в истории России и внес большой вклад в сокровищницу архитектурного наследия страны. Представителям рода Голицыных принадлежали такие большие усадебные комплексы, как Кузьминки, Сима, Дубровицы, Пехра-Яковлевское. Но мало кто знает, что еще одна жемчужина истории и архитектуры, связанная с родом Голицыных, находится в городе Мичуринск Тамбовской области.

Одноэтажный дом, возведенный в 1823 году в стиле русского классицизма, принадлежал двум гениям, отцу и сыну, чьи общественные, музыкальные и литературные достижения, навсегда остались в истории. Здесь жили Николай Борисович и его сын Юрий Николаевич Голицыны. Николай Борисович, музыкант, литературный критик, автор многих биографических очерков об Отечественной войне 1812 года, был другом и меценатом композитора Людвига Бетховена. Именем Голицына Бетховен назвал свои «голицынские квартеты». Кроме того, существует легенда, согласно которой Бетховен написал по заказу Голицына произведение «Освящение дома», приуроченное к окончанию строительства дома в Мичуринске. Сама переписка князя с великим композитором хранится здесь, в литературно-музыкальном музее города Мичуринска, созданного в 1995 году в доме Голицыных.

Сегодня в музее хранится более 7500 экспонатов, рассказывающих посетителям о хозяевах особняка, литературных и музыкальных традициях Мичуринска (бывшего Козлова), а также всей Тамбовской области. В экспозиции музея представлено очень много старинных музыкальных инструментов, в том числе редчайший экспонат – фортепиано «Вильгельм Бизе» 1771 (?) года, которое, по некоторым сведениям, сохранилось здесь от хозяев дома.

Я приглашаю вас совершить экскурсию по мичуринскому особняку Голицыных и сделать множество удивительных открытий об этом месте. Велика вероятность, что после прогулки по интерьерам особняка, ценители музыки и истории решат, что грядущие майские праздники следует провести именно здесь!

[показать]

Адрес усадьбы: г. Мичуринск, ул.Гагарина, д.4.

Дата фотографий: 2016 год, 5 марта.

По пути к усадьбе можно сначала заглянуть в Боголюбский собор, который находится на ул. Герасимова.
 

 

2. Собор Иконы Божией Матери Боголюбская в Боголюбском Козловском монастыре. Выстроен в 1848-1873 на средства купца Г. Воронова и других. Архитектор К.А. Тон .

До революции город Мичуринск носил совершенно другое название: он был известен как Козлов – один из самых крупных и прогрессивных городов огромной Тамбовской губернии.

[показать]

История Мичуринска (Козлова). Монастырская улица в Козлове. Начало XX века.


[показать]

3. Большой четырёхстолпный пятиглавый храм в русско-византийском стиле, сооружённый по образцу Введенского проекта лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге. 

Свернем на улицу Революционную, здесь сохранилось много дореволюционных особняков.

[показать]

4. Революционная улица.

Здесь проживали множество купеческих семей и мелкопоместных дворян, дома и шикарные особняки которых сохранились и дошли до наших дней. История города тесно связана с именами выдающихся музыкантов, агрономов, общественных и политических деятелей. Козлов был зажиточным городом. Местные меценаты не жалели денег на строительство храмов, общественных учреждений и школ.

[показать]

5. 


[показать]

 

 Всего три дома на ул. Революционной внесены в реестр памятников.


Сначала мне показалось, что вот она, усадьба Голицына, друга Людвига Бетховена!

[показать]

 

Но это оказался Аграрный коллеж, выстроенный на месте площади, находившейся напротив настоящего дома Голицыных.
 

Начало XX века. Базарная площадь.


И вот, в первой четверти XIX века на бывшей площади Базарной, начали возводить одноэтажный особняк, заказчиком которого был Николай Борисович Голицын. Дом был построен в 1823 году. Это красивое каменное здание, построенное в стиле русского классицизма, имело простой, но в то же время роскошный вид: монументальность ему придают портик с фронтоном, белоснежные колонны и неглубокий балкон.

[показать]

11. 


[показать]

1987 г. Перед реставрацией.



[показать]

12. Я постарался снять дом с той же машиной, что и на предыдущей фотографии 1987 года.


Однако, радость от строительства нового дома Николай Борисович не испытывал. Его судьба была крайне сложной. Будучи юношей, он хотел посвятить себя искусству и литературе, однако его мечтам суждено было реализоваться только в зрелые годы. Военная муштра никогда не привлекала его, однако с началом военной кампании Наполеона против России, он принял решение о возвращении в армию. Восемнадцатилетний юноша писал: «…каждый из нас желал только принести в жертву Родине свою жизнь и достояние»


[показать]

13. Здесь сейчас музей, в нем постоянно проводятся выставки.

В день моего приезда проходила выставка Ассоциации коллекционеров "Великая забытая война".


[показать]

14. Южный фасад.


[показать]

15. Первый зал с экспозицией "Музыкальные традиции Козлова-Мичуринска".


Он сражался храбро и самозабвенно, участвовал во многих крупных битвах и заграничной кампании русской армии. В 1814 году князь был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и именной шпагой с золотым эфесом с надписью: «За храбрость» за взятие Парижа. На тот момент Николаю Голицыну было всего 20 лет.


[показать]

16. Здесь выставлены не только подлинные документы, но и привезенные сюда предметы дворянского быта.


[показать]

17. На стендах - информация о взаимоотношениях двух поколений семьи Голицыных с великими музыкантами.


Оправившись от ужасов войны, Голицын приступает к активному изучению музыки и искусств, а также к написанию мемуаров об Отечественной войне 1812 года. Он издал книгу «Офицерские записки или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов», а также многочисленные очерки.

[показать]

18. Бывшая гостиная.


[показать]

Князь Николай Борисович Голицын (8 [19] ноября 1794 — 22 октября [3 ноября] 1866, Богородское Новооскольского уезда Курской губернии) 


Молодой, энергичный и бесконечно талантливый князь вызывает большой интерес в светских салонах двух столиц. Он знакомится с Жуковским, Пушкиным, Драгомыжским и другими культовыми фигурами в истории России.  Но внезапно в жизнь князя пришла черная полоса. В 1822 году умер его отец, в 1823 году – сын-первенец, а в 1824 году - мать. Внезапная кончина родителей стала причиной полного разорение князя. Блестящий вельможа вынужден был оставить жизнь в столицах и перебраться в провинциальные имения, ставшие ему пристанищем на долгие годы.

[показать]

19. Убранство гостиной было воссоздано.


Голицын ищет спасение в музыке. Он в совершенстве осваивает игру на виолончели и фортепиано, пишет собственные произведения, а также вступает в переписку с ведущими музыкантами того времени, в числе которых – Людвиг Бетховен. В 1822 году он отправил композитору письмо, в котором содержалась просьба написать для него небольшой квартет за назначенную сумму.

[показать]

20. Зал "История создания музыкальных инструментов".


[показать]

21. 


Бетховену не понравился тон Голицына. Он счел, что служителю Музы, возможно, и подобает писать произведения на заказ, однако ограничивать его в сроках – истинная дерзость. В такой напряженной обстановке состоялось их знакомство. Получив ответ, Голицын продолжает писать композитору и восхищаться его талантом. Бетховен понимает, что в лице Голицына он обретает не только преданного поклонника, но и человека, способного распространить в России его собственную славу.

 

22. Зеркала в гостиной.


[показать]

23. В гостиной висят портреты двух владельцев усадьбы - отца и сына Голицыных.


[показать]

24. J.Becker - основатель фортепианной мастерской (затем фабрики) в Санкт-Петербурге (1841). Фортепьяно ориентировочно середины XIX века.


Бетховен предлагает Голицыну подписку на партитуру «Торжественной мессы», плохо воспринятой публикой в Вене. Князь с радостью принимает предложение композитора. С аналогичными предложениями Бетховен обращался ко многим известным и просвещённым личностям Европы, вот только откликнулись на них единицы. В числе людей, решивших помочь Бетховену оказались Николай Голицын и император Александр I.

[показать]

25. 


[показать]

26. Рисунок с изображением дома Голицыных.

 


27. 


Голицын приступает к активной популяризации «мессы». Премьера «Торжественной мессы» состоялась 6 апреля 1824 года в Петербурге. Светская публика высоко оценила произведение Бетховена, его имя начало набирать стремительную популярность в России.

[показать]

28. Одним из сам старых музыкальных инструментов в коллекции музея является пианино Wilhelm Biese, 1771 года (так указано в путеводителе по музею). Но 1771 год стоит оспорить, так как фабрикант Вильгель Бизе родился в 1822 году и умер в 1902 году в Берлине.


[показать]

29. 


И вот, спустя два года после «дерзостного» предложения Голицына, Бетховен все же посвящает ему первый из обещанных квартетов, увертюру и опус 124. Николай Борисович в восторге благодарил композитора. А во всей Европе за Голицыным закрепилось имя «русский друг Бетховена».


[показать]

30. Скрипка, 1819 года.


[показать]

31. 

[показать]

32. 


По словам директора Литературно-музыкального музея Елены Поляковой, Николай Голицын часто исполнял произведения Бетховена, сидя на открытом балконе своего дома в Мичуринске. Раньше перед особняком находилась оживленная Базарная площадь. Концерты князя пользовались большой популярностью зрителей, до которых Голицын хотел донести всю красоту и очарование произведений Бетховена.

[показать]


33. Дом построен в 1823 году.


Как писала В.А. Кученкова в книге "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009), "городской дом Голицыных в Козлове построен в первой четверти XIX века в стиле русского классицизма. Одноэтажный каменный дом с полуподвальным этажом, портиком с фронтоном, колоннами и неглубоким балконом был необыкновенно элегантен".

[показать]

34. Экскурсионной группе рассказывают о генеалогическом древе Голицыных.


Долгие годы продолжалась переписка князя и Бетховена. В своем последнем письме к Николаю Борисовичу Бетховен писал: «…Аполлон и музы еще не отдадут меня костлявой…У меня такое чувство, что я написал всего лишь несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в ваших радениях и искусстве»». Вскоре Бетховен скончался.

[показать]


35. 

Исследователи творчества великого композитора единогласны в своем мнении: русский князь сыграл одну из главных ролей в жизни Бетховена.

[показать]

36. Комната с экспозицией "Литературные традиции Козлова-Мичуринска".


[показать]

37. В литературном-музыкальном музее представлено 7 500 экспонатов!!!


Именно эта удивительная, трогательная и совершенно потрясающая история и легла в идею основной концепции Литературно-музыкального музея, решение о создании которого было принято еще в «мятежном» 1991 году.


[показать]

38. 

Николай Борисович Голицын, помимо своей огромной любви к музыке, был прекрасным переводчиком и литературным критиком. Он переводил на французский язык произведения Пушкина. Поэт высоко оценил работу князя. В своем письме Голицыну Александр Сергеевич благодарил князя за прекрасный перевод, а также подчеркивал, что если бы перевод был сделан раньше, то он бы «послал его во Францию, чтобы щелкнуть по носу всех крикунов из Палаты депутатов».

[показать]

39. Рояль "Offenberg", Вена, 1845 г.

 

40. Часть мебели попала в музей из разоренных тамбовских усадеб.

Литературная деятельность Голицына также послужила основой для создания нового музея. Было принято решение объединить в стенах особняка как музыкальную, так и литературную составляющие.


[показать]

41. Писатели, которые прославили Козлов-Мичуринск.


У многочисленных идей Николая Голицына появилось множество последователей. Примечательно, что дело отца продолжил и сын Николая Голицына – Юрий Николаевич.  После своей женитьбы на Екатерине Николаевне Бахметьевой, Юрий Голицын поселился на Тамбовщине, в своем имении Салтыки.

[показать]

Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург — 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург).


[показать]

42. Второй выставочный зал, посвященный литературной тематике.


Он с раннего детства был увлечен музыкой. Сначала он видел пример своего отца, затем, уже во время учебы в Петербурге, имел возможность часто бывать на концертах.

[показать]

43. Над лестницей находится выставочное пространство, которое носит название "Портретная галерея" князей Голицыных.


Оказавшись вдали от столичной жизни, Юрий Голицын решил создать в своем имении свой хор. Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. В этом стремлении князю помогал его сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов – дед великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Хористы Рахманинова, по воспоминаниям современников, были настолько хорошо образованы, что могли импровизировать.

[показать]

44. Здесь мы можем увидеть портреты представителей нескольких ветвей рода Голицыных.


Однако, вскоре Юрию Николаевичу пришлось распустить хор из-за финансовых трудностей. НО хормейстерская деятельность князя продолжалась. В 1858 году князь едет за границу и дает там концерты. Параллельно князь общается с прогрессивно настроенной молодежью, разделяющей «вольнодумные» идеи. Он знакомится с «Колоколом», выпускаемым Герценом. Переписка с опальным общественным деятелем и либеральные идеи юного князя не остаются незамеченными – поступило решение выслать Голицына в Козлов, где он жил в доме своего отца под надзором полиции.

[показать]

45. Под сводчатыми потолками первого этажа находится касса музея.


В 1860 году Юрий Николаевич незаконно покидает место своего ареста и бежит за границу, где на протяжении нескольких лет выступает со своими оркестром и хором во многих европейских столицах. Имя Голицына становится невероятно популярным во всем Старом Свете.


[показать]

46. И гардеробная в бывшем винном погребе Голицыных.


Несмотря на успех, Юрия Николаевича тянуло на Родину. Император разрешил ему вернуться в Россию. Остаток жизни Юрий Николаевич провел в Ярославле и на гастролях с вновь созданным хором. Его концерты стали очень популярными и среди российской знати.


[показать]

47. Дом был признан памятником архитектуры по решению Облисполкома
№513 от 5.12.79 г.


Со смертью Юрия Николаевича закончились и самые яркие страницы в дореволюционной истории особняка в Козлове. В начале прошлого века грянула революция и здание ждала совершенно другая судьба. Здесь в хронологической последовательности размещались биржа труда, детский дом, детский сад. Постепенно дом начал приходить в аварийное состояние.


[показать]

48. 


Жители Мичуринска всегда трепетно относились к этому удивительному зданию и его богатой истории. В 1991 году началась реставрация Дома Голицыных, а в 1995 году в нем открылся Литературно-Музыкальный музей, который в прошлом году отметил свое двадцатилетие.

Сейчас здесь хранятся не только экспонаты, рассказывающие об истории литературной и музыкальной жизни города, но и проводится множество разнообразных культурных мероприятий. По словам администрации музея, ежегодно старинный особняк посещают около 11 тысяч туристов из России и других стран. Кроме того, музей посещают и потомки рода Голицыных.

[показать]

49. 


Для себя я с радостью отметил, что это удивительное место является оживленным даже в самый обычный день. В музее регулярно проводятся экскурсии, концерты, мастер-классы. Даже во время моего недолгого визита в этот особняк я увидел несколько групп туристов, приехавших сюда из других областей. Это значит только одно: культурно-просветительская деятельность великих хозяев дома живет здесь до сих пор.

Старые фотографии

1980-е гг.

   

1990-е гг.

 

1990-е гг.

В лицах    

Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург — 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург).

С фотографии С. Л. Левицкого рисовал О. Б. Май, гравировал Л. А. Серяков - Всемирная иллюстрация : журнал. — 1870. — Т. 4. — № 92. — С. 676.

  Ссылки

1. Литературно-Музыкальный музей г.Мичуринска. Путеводитель по музею. 2011 г.

2. Горяйнов Ю.С. Людвиг ван Бетховен и князь Николай Голицын. Белгород, 1993 год, 68с.

3. Алексеев М. П. Русские встречи и связи Бетховена. — В кн.: Русская книга о Бетховене. М., 1927, с. 92—110.

4. Штейнпресс Б. С. Хоровой дирижёр Ю. Н. Голицын // «Советская музыка». — 1949. — № 2.

5. В.А. Кученкова. "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009).

6. http://vtambove.ru/news/freetime/96773/

7. http://tambovodb.ru/oblast/data/mus_michlitmus.html

8. http://michurinsk.bezformata.ru/listnews/tambovskie-usadbi/8999688/

Источник: deadokey.livejournal.com

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Русский друг" Бетховена | танялев - Дневник танялев | Лента друзей танялев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»