СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ
В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ
ДНИ РОЖДЕНИЙ И ПАМЯТИ
Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы -
Праздники сегодня, праздники завтра...
04 мая 2018 года) Источник ![]()
|
|
|
Сегодня 4 мая 2018
Пятница
|
В Лунном календаре: 19 - й день лунного цикла
|
|
|
|
Славянские празднования
/artsgtu.ru/prazdnik1.php" target="_blank">https://artsgtu.ru/prazdnik1.php © Русичи - Славяне - Язычество" target="_blank">Красная Горка
22 апреля - 10 мая празднуется Красная Горка — это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми! В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками. По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.
4 мая Русалий день - В нави души узнают о Весне. Начинают свои игрища русалки, оживают реки. Люди обливают друг друга ключевой водой изображая соединение Неба и Землей посредством дождя Русалий день – праздник воды и огня. Две дуальные в человеческом понимании стихии становятся одной благодатной силой. В этот день уже открывается период купанья в водоемах и реках. Этот день обозначен в общеизвестной примете «купаться начинают после третьего грома». То есть огонь небесный наделяет воду особой силой, единится с ней, от чего она до летнего Перунова дня делается «открытой». Но помимо Перунова огня, что самое главное, насыщается вода к этому периоду силой Ярилы. И тем самым пробуждается в полной мере в Яви сила Даждьбога – сила огня Солнца и воды, в частности воды небесной – дождя. Символы, обозначающие силу Даждьбога, отображают Солнце и воду, дождь и Солнце. Потому как Он управитель небесных стихий – лад Ярого мужского и женского водного. Дожди и росы, наполненные Солнцем, делаются теплыми, благодатными. Вода всегда вторит Яриле. Открывает свою силу периодами подчиненными нашей звезде. Пробуждение воды происходит в январе на зимний водокрес, который христиане попытались заморочить датой крещения Руси. Далее идет планомерное, поочередное пробуждение всех стихий: огня на громницы, земли на Красногор и воздуха на стрибожье. Все эти дни и периоды отмечены в народных поверьях особыми приметами, касающимися той или иной стихии Прослеживая различные обряды славянских народов в этот день можно выделить особые моменты, которые, по-моему, отображают целостную картину священнодейства. Начинается обряд у воды, когда происходит славление, затем происходит взаимное обливание водой и купание. Человек входит в единый стан с состоянием воды, принимает ее силу, которая в активном своем состоянии заполняет «энергетические бреши» в поле человека и исцеляет его. Суть – слиться с силой воды, стать одним целым, где воля Даждьбожья и человечья едины. Далее происходит встреча русалок, для которых отворены с этим днем врата в мир людей. Обычно это действо происходит в виде обрядовой игры с участием ряженых. Русалок зовут, например, в село, а вечером каждая хозяйка старается пригласить их к себе в дом, ведь они приносят с собой урожай, благодатные дожди, здоровье и достаток После встречи русалок приходит время настраивания доброй для людей погоды, на хороший, богатый урожай. Этот процесс может иметь вид своеобразной игры. На земле рисуется круг, в круге чертится крест – это символ дождя. В круг становятся девушки-русалки и под музыку и песни танцуют, пока не вытопчут полностью символ. После устраивается праздничный пир и требы. Требы в этот день справляются по воде. Вода это великая стихия. Она омывает все миры и обладает вещей силой. Она отражает в себе знания Прави, Нави и Яви. И тем славится между людьми видящими, которые прозревают в ней события иномирья и в образах тех читают прошлое и будущее. Есть свое время когда вода вбирает в себя знание и время когда она его отдает. День – царство Ярилы. Светлоликий Боже испускает лучи, свою силу, свои знания и пока светит Ярило вода внемлет ему, слушает его и людей, все что творится в дневном мире. Но вот ночью… Ночью же вода дает. В это время люди, слышащие да видящие ясно, общаются с водой, вызнавая у нее ответы на свои вопросы. Ночью проявляется ее вещая сила. Люди с не проявленными еще способностями к виденью все одно гадают по воде, но уже используя косвенные приметы, заговоры, да различные предметы. Так праздник из дневного шумного и веселого переходит в сакральное, тихое, не громче шепота, ночное действо.
TamBy .info Православный календарь
![]() ![]() |
|
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3. День постный. |
Разрешается рыба.
|
Сщмч. Ианнуария![]()
еп. и с ним мчч. Прокула
, Соссия
и Фавста
диаконов, Дисидерия
чтеца, Евтихия
и Акутиона
(ок. 305).
Мч. Феодора![]()
, иже в Пергии, матери его Филиппии![]()
, Диоскора
, Сократа![]()
и Дионисия![]()
(ок. 138-161). Обретение мощей прп. Феодора
Санаксарского (1999). Прав. Алексия
Бортсурманского (1848). Mчч. Исакия
, Аполлоса
и Кодрата
(303). Свт Максимиана![]()
, патриарха Константинопольского (434).Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Св. Николая исп., пресвитера (1933). Сщмч. Алексия пресвитера (1938).
Деян., 27 зач., X, 44 - XI, 10. Ин., 30 зач., VIII, 21-30.
(Дея. 10, 44-11, 10; Ин. 8, 21-30). Спрашивали Господа: "Кто же Ты?" Он ответил: "от начала Сущий". Он впереди, за Ним св. апостолы, за апостолами пастыри и учители и вся Церковь Христова. Судите теперь, кто настоящие передовые. Оттого что за ними так долго и так много идут и еще будут идти, они не перестают быть передовыми, ибо все же они впереди, а все другие идут вслед за ними. И так у нас христиан уже есть передовые; и если кто покушается выставлять новых передовых, - явно, что их надо разуметь передовыми в противоположном направлении, то есть на пути, который ведет во дно адово. Нечего прибавлять к этому: поостерегитесь - ибо кто себе враг? Только постарайтесь уразуметь это настоящим образом и крепко держитесь познанной истины Христовой, а те пусть твердят свое.
Службы

Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян (ок. 305).
Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284-305).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.
Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Соссий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион.
На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города († 305).
Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь своего ходатая пред Богом. Жители Неаполя взяли себе тело священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая. От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением священномученика к умершему сыну, и он воскрес.
Дата по старому стилю: 21 апреля В этот день отмечается память священномученика Януария (Ианнуария) и с ним мучеников Прокла (Прокула), Соссия, Фавста и других. Согласно преданию, Януарий еще в юном возрасте стал христианином, а вскоре был рукоположен в сан епископа. Во время гонений императора Диоклетиана на христиан молодой священнослужитель регулярно посещал диаконов Соссия и Прокла, томящихся в темнице, и совместно с ними совершал литургию. Во время одного из таких богослужений Януария арестовали, а после вместе с Созием и Проклом бросили в печь — но христиане остались невредимы. Затем их отдали на съедение зверям — но хищники не тронули их. В конце концов Януария и его товарищей обезглавили. Среди всех святых, почитаемых в этот день, русский народ выбрал для названия праздника имя Прокла — во-первых, как наиболее распространенное в крестьянской среде, а во-вторых, как созвучное слову «проклятие». Дело в том, что в этот день было принято проклинать нечистую силу. Старики выходили за околицу, вставали лицом на запад (эта сторона света считалась символом тьмы) и произносили заговоры. Злые силы отступали. Наступало ляльное время — так называли период игр и танцев. Девицы в Проклов день водили хороводы вокруг яблони и распевали песни. По другому дереву, черемухе, судили о погоде. Чем раньше она зацветала — тем более жаркого лета ждали.Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6553/© Calend.ru
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ МЕСЯЦА
1 – Козьма. Первые грозы, кукует кукушка, зеленеет берёза. Сей морковь и свёклу на Козьму.
2 - Иван Ветхопещерник. В этот день крестьянки выходили с обетным холстом в поле, раскла¬нивались на все стороны и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, ма¬тушка-весна, новая новинка!» После чего расстилали холст на лугу, клали на него пирог и уходили домой с надеждой, что Матушка-Весна оденется в новину и за принесенные хлеб-соль уродит в изобилии лен и коноплю. В этот день говорили «Надо одеть весну в новину», «На майском солнышке холсты отбелить — весну ими одарить!»
3 - Федора. В этот день покойники тоскуют по земле и желают повидаться с родными. Причитание, окликание родителей на погосте.
4 - День Прокла. День Прокла - проклятие нечистой силы. После окликания родителей (3 мая) было заведено проклинать нечистую силу. Проклятия выкликали старики, стоя лицом к западу. Этим деревенский люд ограждал себя от злой нечисти на всю весну.
Покрывается цветками обыкновенная, лиловая сирень. Раннее цветение черемухи (среднее 9 мая, позднее 16 мая). Значит, будет похолодание. В садах зацветают нарциссы. Посадка чеснока для летнего использования.
5 - День Луки. Лука - от семи недугов. В народе имя апостола Луки связано с растением - лук. Говорят: «Лук - от семи недуг». «Кто ест лук, избавлен будет от всяких мук». «Лук да баня - все правят». «Лук - добро и в бою и во щах». В этот день принято высаживать на грядки лук-севок.
В этот день наблюдают за погодой. Если утро ясное - можно сеять, утро туманное - нужно с севом повременить. Прояснится в полдень - сев средний, к вечеру - сев поздний. Сев должен быть ранним, если луна в этот день молодая, т.к. ожидаются ранние осенние морозы; а если луна на ущербе, с севом можно не спешить - осень простоит теплая.
6 - Георгий (Егорий) - храбрый, вешний. На Егория мороз - будет просо и овёс, гречи хороши. На Егория запахивают пашню. На Егория берёзовый лист в полушку, а к Успенью (Ильину дню) клади хлеб в кадушку. Ясное небо на Егория - ранний сев, ясный вечер - поздний сев. Сей рассаду на Егория, будет капусты доволе. На Егорья прилёт ласточкам.
7 - Савва Стратилат. Евсей. Овсей. По этому дню в народе говорят: «Пришел Евсей - овсы отсей», «Сей овес в грязь и будешь князь». Кончается хлеб, начинается голодный май. «Ну, хлеб-то давно весь вышел, поди возьми у Савки в лавке».
8 - Марк. Прилёт певчих стаями. Выходят ловить чижей.
9 – День Победы.
10 – Семён-ранопашец.
11 - Максим. Тёплый ветер на Максима приносит здоровье. На Максима больных отпаивают берёзовым соком.
12 - считался днем лечения. Над больным читали специальный заговор, в котором соединились языческие верования и христианский церковный канон.
13 - Яков. На Якова тёплый ветер и звёздная ночь - к урожаю.
14 - Еремей. На Еремея по ранней росе иди на посев. На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа. На Еремея непогода - всю зиму промаешься. Третья и последняя встреча пролетья, весны.
15 - Борис и Глеб. Соловьиный день.Борис и Глеб сеют хлеб. Борис-день, соловьиный день: начинают петь соловьи.
16 - Марфа - зелёные щи. Цветёт черёмуха - холод приносит.
17 - В этот день рубили дерево на выделку ложек. Зеленеет дуб. Зацветают вишни, яблони, груши, ранние сорта калины, шиповника.
18 - Ирина-рассадница. Рассаживают рассаду. На Ирину худая трава из поля вон (выжигают покосы, луга).
19 - Иов-горошник, россеник. Иов росы распустил. Сеют горох: приходи работать. На Иова большая роса и ясный день - к урожаю огурцов.
20 – Иван Бражник. Поздний срок цветения вяза.
21 - Иван Богослов. Иван Пшеничник. «На Ивана Богослова паши пашню, сей пшеницу». День с дождями – гриб пойдет полками. В этот день пекли пироги для угощения странников и нищих.
Лопаются почки у лесного шиповника. Начинают цвести ранние ирисы.
22 - Никола. С Николы вешнего сажай картофель. Велика милость божья, коли в Николин день дождик польёт. До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи не тужи.
23 - Симон Зилот. Девичий праздник, посвященный Перуну. В этот день ходят по лесам и полянам, собирая разные травы, которым и приписывают особенную целебную силу, т.е. это сбор лекарственных трав. На апостола Симона Зилота ищут клады в уверенности, что он помогает кладоискателям.
24 - Мокий. На Мокия мокро, туман - лето мокрое и наоборот.
25 - День Епифана. Если на Епифана утро в красном кафтане, то и лето будет сухое, пожарное.
26 - Лукерья-комарница. Появляются комары.
27 - Сидор. На Сидора холодно - всё лето холодное. Прилёт стрижей и касаток: они приносят тепло.
28 - Пахом. Пришёл Пахом - запахло теплом.
29 – Федор Житник. День памяти угодника Федора служит самым крайним сроком для яровых посевов. «На Федора непременно надо сеять жито». За это Федора и зовут в народе Житником. Зацветает рябина, значит, наступает тепло. Цветет сирень обыкновенная.
30 - День апостола Андроника и святой Иунии, его помощницы. Вылет последних комаров-кусак. Средние сроки зацветения сливы. Окучивают ранний картофель, если не сделали раньше.
31 - Федот. Коли на св.Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овёс кадушкой. Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
Месяц май - это начало тёплого времени, нашего праздника жизни.
Будем радоваться зелени и тёплым ветрам, - мы их так ждали!
Сегодня 4 мая (21 апреля по старому стилю) День Прокла. В этот день проклинали нечистую силу. Проклятия выкликали старики за околицей, стоя лицом к западу. Запад в русской православной и народной традиции был символом тьмы. Вход в храм всегда делается с запада, потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока. Злая нечисть отступала, а люди были защищены о нее на целый год. Девицы в этот день хороводы водили, около яблони запевали. Лелеяли — лялили — погожее времечко. Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится. Пшеница хорошо родится, если весной муравей сытый и чистый. Рано зацвела черемуха - будет теплое лето. Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето. Приметы 4 мая Звезды сильно мерцали ночью, а утром появились тучи — к грозе в полдень. Волосы на голове отсырели, стали мягче — к дождю. Много щавеля — к теплой и снежной зиме. Соловей запел в голом лесу — к неурожаю плодов. Зацветают ольха и береза — появляются сморчки и строчки.
Источник: http://calendareveryday.ru/?id=narodn/5/4 © calendareveryday.ru
Народная традиция: День Прокла. День Прокла — проклятие нечистой силы. После окликания родителей (3 мая) было заведено проклинать нечистую силу.
Народные приметы на 4 мая: 1. Среди всех святых, почитаемых в этот день, русский народ выбрал для названия праздника имя Прокла — во-первых, как наиболее распространенное в крестьянской среде, а во-вторых, как созвучное слову «проклятие». 2. В этот день было принято проклинать нечистую силу. Старики выходили за околицу, вставали лицом на запад (эта сторона света считалась символом тьмы) и произносили заговоры. Злые силы отступали. Этим деревенский люд ограждал себя от злой нечисти на всю весну. 3. Наступало ляльное время — так называли период игр и танцев. Девицы в Проклов день водили хороводы вокруг яблони и распевали песни. 4. По другому дереву, черемухе, судили о погоде. Чем раньше она зацветала — тем более жаркого лета ждали. 5. Цвету на черемухе много — лето будет влажным. 6. Если береза опушается раньше — лето сухое будет, если клен – то влажное. 7. Дождь из высоких туч льет — земля влагой пропитается глубоко. 8. Если мелкий дождик идет медленно — быть затяжному ненастью. 9. Первый гром гулкий и сильный — к богатому урожаю хлеба. 10. Весной муравей чистый и сытый — к богатому урожаю пшеницы. Стрекоза и Муравей — басня Крылова
Народный календарь: Покрывается цветками обыкновенная, лиловая сирень. Раннее цветение черемухи (среднее 9 мая, позднее 16 мая). Значит, будет похолодание. В садах зацветают нарциссы. Посадка чеснока для летнего использования.