• Авторизация


14 ЯНВАРЯ (ПРОСИНЕЦ) 2018 СЛАВЯНСКИЕ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, СВЕТСКИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ 14-01-2018 08:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


CO.KZ WebGroup [показать]

СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ

В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ

ДНИ РОЖДЕНИЙ И ПАМЯТИ

Общество, не желающее учиться на примерах прошлого, обречено… Мы не должны забывать историю, мы не должны занижать ожиданий.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Гувер Джон Эдгар

 

Праздники сегодня, праздники завтра...

14 ЯНВАРЯ 2018 года)   Источник   

Сегодня 14 января 2018

Воскресенье
Убывающая луна
В Лунном календаре: до 06:23 26-й день лунного цикла, после – 27-й.

Вы живы! Значит у вас есть всё, чтобы быть счастливым!


Славянские празднования Ноне нету


TamBy .info Православный календарь

Старый стиль
1Январь
Святитель Василий Великий Обрезание Господне

[показать]
14Январьвоскресенье

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 8.
Поста нет.

Совершается служба великому праздникуОбрезание Господне

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).

Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).

Прмч. Иеремии (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919). Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним ИоаннаАлександраИоаннаАлександраВячеславаВасилия и Иакова пресвитеров (1938).

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. - Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8-12.Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.

Литургия св. Василия Великого.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

[показать]

 


 

 

 


Обрезание Господне -

Великий православный праздник

 

14 января (1 января по старому стилю)

 

Обрезание Господне
Обрезание Господне

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17, 10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31-33, Лк. 2,21).

По толкованию отцов ЦерквиГосподьТворец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установленияГосподь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили еретики (докеты). 

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11-12). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус(Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6; Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). 

Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминаю христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2. 11)


Обрезание Господне  Православные праздники
По прошествии восьми дней,
когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное
Ангелом
прежде зачатия Его во чреве.
Евангелие от Луки, 2:21
С 4 века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки — обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа. И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова — то есть 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени — Иисус (Спаситель) — совершили этот обряд. Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празднуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны. Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/170/© Calend.ru

День памяти святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики.   Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.   Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.   Вскоре (370) святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.   Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.  Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1675/© Calend.ru


В Народном календаре

Васильев день

Дата по старому стилю: 1 января Васильев день, который до календарной реформы совпадал с началом нового года, отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса. На Руси святой получил неблагозвучное прозвище — Василий Свинятник. Впрочем, под этим именем не подразумевалось ничего дурного. Дело в том, что в народе Василий считался покровителем свиней, а на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины — жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко». Говорили, что «Василий пополам Святки делит»: с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 — «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве. 
акже, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали — чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд — засевание зерен — должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева. Об урожае судили и по приметам. Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год. Ясное звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга — хороший сбор орехов. 
Источник: http://www.calend.ru/narodevent/6423/© Calend.ru

Сегодня 14 января (1 января по старому стилю) Васильев день. Свиной праздник. Василий Великий. Новый год. Зиме середка. Рождественские святки. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков. Если будет туман - к урожаю. На Васильев вечер день прибавляется на куриный шаг (на час). В этот вечер девушки гадают о замужестве. Выпекалось печенье в виде домашних животных. Снег в этот день - к хорошему урожаю. Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай орехов. Сильный мороз предвещал хороший урожай. На Василия Великого свиную голову на стол. Новый год первый час дня набирает. Коли первый день в году веселый, то и год будет таков. В этот день совершается варенье каши до рассвета. В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится. Если каша полезет из кастрюли - беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась - съедают ее дочиста, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет - выбрасывают вместе с горшком (желательно в прорубь, если таковая окажется поблизости). Празднование Васильева дня, имело много общих черт с празднованием Рождества и Крещения. На Васильев день дети, молодые парни и девушки ходили по домам, выпрашивая пироги со свининой, а также все остальное, чем угостят радушные хозяева. Хождение по домам создавало праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку после удачного похода. В ночь на Васильев день, ходили ряженые, колядовали, гадали. В домах устраивали ритуальные трапезы, на которые «приходили» умершие предки. Дети обходили дворы с пожеланиями богатства, исполняя обряд посевания изб. В этот день выполнялись и некоторые обрядовые действия, не характерные для других святочных празднеств. Наиболее ярким из них было обрядовое застолье, во время которого подавали зажаренного целиком поросенка (либо куски свинины), получившего название кесаретского (кесарийского), так как св. Василий в народе считался покровителем свиней. Перед иконами зажигали свечу и читали молитву св. Василию Кесарийскому. Затем начиналась семейная трапеза: хозяин дома “ломал кесаретского”, т. е. отделял себе голову поросенка, а остальным членам семьи давал по куску, разламывая мясо руками. После этого хозяин обращался к св. Василию с просьбой дать благополучие дому, хорошие урожаи, защиту и плодовитость домашней скотине. В некоторых местностях России кесаретский поросенок был предназначен для совместного застолья всей деревни. Каждый приходивший на трапезу должен был положить деньги, которые потом жертвовались церкви. Обычай подавать на стол поросенка в день св. Василия рассматривался также как своеобразное разрешение на использование в пищу мяса свиньи, считавшейся нечистым животным, в которое вселялись бесы. Крестьяне говорили: “Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-шетинку огонь подпалит, а Василий зимний освятит”. Народные традиции: На Васильев день совершались особые обряды, основные из них: варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам. Обряды на Васильев День. В разных областях обряды совершались по-разному. Обряды эти никуда не исчезли, сейчас частенько занимаются даже горожане. Обрезание Господне. Васильев день. Старый Новый год ... Святки - двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками ... Приметы 14 января Новый год. Васильев день. Василий Великий. Зиме середка. Если будет туман - к урожаю. Мелкий и легкий снег — к скорому улучшению погоды. Радужные столбы по бокам солнца или красноватый столб через солнечный диск — к устойчивой малооблачной погоде. Синица свистит — на ясный день. Ветер с юго-запада переходит на западный или северо-западный — к улучшению погоды. Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым. Васильев день.— Васильев вечер.— Авсень.— Гадания.— Проказы ведьм. Васильев день у наших поселян считается особенным времясчислением. Так они, желая напомнить что-нибудь былое, говорят: «а это было об Васильев день»; или: «случилось на Васильев день»; или: «на ту пору был Васильев день»; или «он нанялся от Васильева дня до Евдокей», то есть с 1 января по 1 марта. Васильев вечер для русских девиц был весьма важным днем; он приходился на восьмой день святок, когда святочные гадания были во всем разгуле. Наши бабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбывались и что в этот вечер, что бы по гаданию ни вышло, уж всегда так и случится. Поверье старое, с незапамятных времен соблюдается на Руси. На Васильев день совершаются обряды какого-то непонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний мы узнаем его название: это авсень, или овсень, усень, таусень, говсень. Был ли это действительно праздник, какая была цель его, или это только соединение нескольких обрядов — решительно отвечать невозможно. Из оставшихся обрядов мы видим ныне варение каши, засевание зерен, обряд хождения по домам. Ко всем этим обрядам присоединяются и песни. Наши археологи считали авсень «земледельческим праздником, преобразовательным обрядом обсевания»; отыскивали по обрядам сходство авсеня с колядою. Могло ли быть на самом деле, чтобы зимою на Руси праздновал народ земледельческий праздник? Это предположение ученых останется навсегда без доказательств. Одним только ученым могло взойти в голову, что авсень и коляда указывают «на соединение мифов разноплеменных народов на Руси». Мы уже не говорим о том, что об авсене нет помина ни в летописях, ни в актах; не упоминаем о том, чтобы народ помнил об этом празднике из преданий; скажем только одно: что нет ни одного места в русской земле, где бы все обряды совершали вместе. В одном месте варят кашу, в другом происходит засевание зерен, в третьем хождение по домам. Есть и обряды, но нет помина об слове авсень. Кажется, что без песен это слово навсегда могло бы исчезнуть из русского языка. Вот обряды, которые совершаются на Васильев день по разным местам. 1) Варенье каши. Варение каши совершается до света. Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносит из амбара круп. Старший из мужчин приносит воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается, иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу: «Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». После сего все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол, в ожидании каши. Когда поспеет каша, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривают: полон ли горшок? Нет более несчастия, если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему дому. Худое предвещает, если треснул горшок. Потом снимают ножом пенку: каша красная, полная, предвещает счастие всему дому, будущий урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая, угрожает бедами. Завтрак из каши оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в реку. 2) Засевание зерен — отправляется в Великоруссии и Малоруссии с различными обрядами. В селениях Тульской губернии совершают обряд засевания без песен, с одними приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, боже, всякого жита по закрому, что по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме сбирает на полу зерны и хранит до посева. В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там дети поселян, перед обеднею, ходили по домам сеять из рукава, другие из мешка разные семена. В это время они певали особенную засевальную песню: Ходит Илья На Василья, Носит пугу Житяную. Де замахне — Жито росте, Житу пшеницю Всяку пашницю. У поле ядро, А в доме добро. Другие при засевании зерен говорят: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, боже, жито, пшеницю и всякую пашницю». Вероятно, что эта приговорка составилась из засевальной песни. Тождество слов доказывает это очевидно. 3) Обряд хождения по домам мне известен только в двух губерниях, Костромской и Рязанской. В Костромской губернии для Васильева вечера варят свиные ноги. Там поселяне ходят в этот вечер под окна, сбирать пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая махано-скою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжает дележом сбора. Подходя к окнам, толпа причитывает: «Кишку да ножки в верхнее окошко». В великорусских губерниях наблюдательные старики и старушки говорят, что «на Васильев вечер день прибывает на куричий шаг». В Тульской губернии есть предание, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, из опасения, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами.

Источник: http://calendareveryday.ru/?id=narodn/1/14 © calendareveryday.ru


Православный календарь: 1) День памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (умер[en] в 376 году). 2) День памяти мученика Василия Анкирского (около 362 г.). 3) День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Василий Великий — знаменитый учитель церкви и толкователь Святого Писания. Он много составил молитв и написал чин литургии; философ и филолог; один из самых образованных людей IV века. 4) Рождественские Святки. 5) Обрезание Господне. По закону иудейскому над младенцем[en] мужского пола в восьмой день по рождении совершался обряд обрезания (кое-где сохранился и сейчас), при этом младенцу нарекали имя. Этот обряд был совершен и над воплотившимся от Пресвятой Девы Марии сыном Божиим, и ему нарекли имя Иисус, что значит Спаситель. С IV века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки — обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа. И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени — Иисус (Спаситель) — совершили этот обряд. Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празнуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны. Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.
Народные традиции 14 января: Васильев день. Василий Великий. Свинятник. Свиной праздник. Василий считается покровителем свиней. Готовили ритуальные блюда из свинины. «Свинку да боровка для Васильева вечерка». На Василия Великого свиную голову на стол. Период с 7 по 18 января называется "святками" или святыми днями. Неделя с 14-го по 18-е января называется страшная, страшные вечера, святые дни. Это время гуляний, маскарадов, коляды, ряженья, катаний, гаданий. С 14-го по 19-е, в страшные вечера, берегут скот, амбары от нечистой силы. Святки издавна считались временем, когда по миру свободно гуляет нечистая сила. На Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. Гаданья: варят кашу. Щедрованье, обсыпают зерном и пр. От святок до масленицы — лучшее время для свадеб.
Народные приметы: Васильев день. Свиной праздник. Если на Васильев день выпал снег — к хорошему урожаю. В Васильев день выпекалось печенье, напоминающее коров, овец и домашнюю птицу. Если будет много звезд на небе — будет много и ягод летом, если звезд нет — ягод не жди. Если будет туман — к урожаю; будет вьюга — к урожаю орехов. Если в этот день тепло — сев будет ранним; морозно — поздним. Васильева ночь звездиста — лето ягодисто. Садоводы в полночь встряхивают яблони, для урожая. Коли Васильев день в году веселый, то и год таков. Что ни загадает девица красная под Василия — всё сбудется, а что сбудется — не минуется. В этот день было принято ходить в гости к своим родственникам и друзьям, поздравлять их с наступившим новым годом. На Василия Великого крестьяне проводили особый обряд, связанный с выкликанием богатства и плодородия. Крестьянские дети ходили по домам и сеяли на пол из рукава или мешочка зерна овса, гречихи, ржи, распевая при этом особую засевальную песню. Считалось, что чем быстрее хозяйка дома соберет зерно с пола, тем богаче будет урожай. Васильев день делит Святки на святые вечера — с 7 по 14 января и страшные вечера — с 14 по 19 января. Мужчины ходят по домам и (с позволения хозяев) засевают — сыплют в комнатах зерно и рис для хорошего урожая и крепкого достатка как себе, так и хозяевам. Убирать его сразу нельзя! Пусть полежит хоть с полчаса, чтобы в наступившем году вам прибыль была! Но лучше всего оставить его до восхода солнца следующего дня, чтобы удача не обошла стороной ваш дом. Как и в Рождество Христово, должен быть богатый стол. Приглашаются друзья и родственники, все близкие люди, чтобы провести вечер вместе.
ИСТОЧНИК: http://to-name.ru/primeti/01/14.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 14 ЯНВАРЯ (ПРОСИНЕЦ) 2018 СЛАВЯНСКИЕ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, СВЕТСКИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ В ЭТОТ ДЕНЬ В РАЗНЫЕ ГОДЫ | kolobok_serj - Дневник kolobok_serj | Лента друзей kolobok_serj / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»