20 июня день рождения у одного из основоположников жанра авторской песни Юрия Визбора. Его песни "Милая моя" и "Ты у меня одна" больше 40 лет оставались на вершине "народного хит-парада": их пели на улицах, крутили на радио, по ним узнавали единомышленников.
В наши дни авторская песня – это душевно, компанейски но все же... несколько старомодно. А в конце 1950-х годов новый песенный жанр стал значимым событием культурной жизни. Первый Грушинский фестиваль, к слову, прошел на год раньше знаменитого "Вудстока".
В СССР авторская песня появилась словно сама собой: молодые студенты уезжали на летнюю практику в далекие деревни. По вечерам после трудового дня все собирались у костра, говорили о важном и пели под гитару. Текст в таких песнях всегда был важнее мелодии, да и профессионального музыкального образования у исполнителей в большинстве своем не было. Зато было горячее желание петь. "Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу", – говорил о бардах Владимир Высоцкий.
Давайте вместе вспомним наших самых выдающихся бардов.
Юрия Визбора называют поющим поэтом. К тексту у него, и правда, всегда было особое отношение. Его песня – это небольшая новелла, короткий рассказ о человеческих характерах, о жизни и судьбе. За это его называют создателем жанра "песни-репортажа". Видимо, сказалось второе образование. После армии Визбор окончил журфак МГУ и стал спортивным репортером. В архиве Визбора более трехсот произведений, среди которых есть и песни к кинофильмам.
Я предлагаю сегодня вспомнить не самую популярную, но очень "репортажную" песню Визбора "Рассказ женщины".
Наверное, самый известный исполнитель авторской песни 1960-х, его творчество стало символом той эпохи. Окуджава писал песни, полные нежности, любви, юмора и светлой грусти. Его творчество наряду с песнями Высоцкого стало популярным среди советской интеллигенции и у эмигрантов. Всего Окуджава написал более двухсот песен, а его тексты вполне актуальны и в наши дни интернет-баталий:
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
А еще Окуджава – фронтовик. Поэтому его песни о войне невероятно проникновенные.
Долго сомневалась, говорить ли о Высоцком в этой статье. Все-таки его творчество далеко вышло за рамки жанра авторской песни. Но не вспомнить о нем невозможно.
Высоцкий – поистине народный поэт. Он с одинаковой искренностью пел от имени студентов и шахтеров, спортсменов и алкоголиков, военнослужащих и заключенных. Его голос с хрипотцой, хлесткие тексты и нехитрый гитарный перебор слышались из каждого двора больше двух десятилетий. Песни Высоцкого – доходчивые, с юмором, близкие всем и оттого любимые. Сам он считал своим "учителем" Окуджаву.
Александр Городницкий – один из основоположников жанра авторской песни. Его стихи переведены на многие языки и даже включены в школьные программы. Литературоведы пишут научные статьи и диссертации о его творчестве. А еще в его честь назван астероид и перевал в Саянских горах.
При этом Городницкий – не только поэт и музыкант. Он – ведущий российский ученый в области геологии и геофизики океана. В рамках исследований Городницкий не раз погружался на морское дно в специальных глубоководных аппаратах. Он – удивительный человек, который одновременно имеет звания заслуженного деятеля науки и искусств.
"Атланты" – одна из самых знаменитых песен Городницкого и неофициальный гимн Санкт-Петербурга.
Олег Митяев – символ 1980-1990-х годов. Он стал популярным буквально с первой песни. Баллада "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" сделала его лауреатом Ильменского фестиваля, и мгновенно стала своеобразным "гимном" бардовского движения. Песни Митяева любят за теплоту и лирическое настроение. Их приятно слушать и сидя у костра, и гуляя по городским улицам. Митяева хорошо знают не только в России, но и за рубежом: на его счету несколько успешных гастролей в Европе.
Ну и напоследок немного юмора. Самая лучшая пародия на авторскую песню, которую я когда-либо слышала, – "Снежинка" Алексея Кортнева, созданная для спектакля "День радио". На мой взгляд, эта пародия написана с огромной любовью к жанру. Иначе бы Кортнев не смог так точно подловить его характерные черты. Может, поэтому в последние годы эту песню играют на гитаре у костра не реже, чем традиционные бардовские.
___________________________________________