• Авторизация


Без заголовка 06-08-2025 07:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stefaniia-Stefa Оригинальное сообщение

Анна Ахматова: любовь как трагедия и откровение в лучших стихотворениях.


Анна Ахматова, чьё творчество стало символом женской лирики XX века, превратила любовь в многогранный философский и эмоциональный феномен. Её стихи о любви — это не только история чувств, но и летопись эпохи, где личное переплетается с вселенским. Вот ключевые произведения, раскрывающие глубину её поэтического мира.

1. «Сжала руки под тёмной вуалью…» (1911):

Одно из самых известных стихотворений Ахматовой, где драма расставания передана через детали: бледность, «терпкая печаль», искажённый от боли рот возлюбленного. Героиня, пытаясь вернуть его, кричит: «Всё, что было. Уйдешь, я умру», но получает холодный ответ: «Не стой на ветру». Этот диалог стал метафорой непонимания и обречённости любви.

    Сжала руки под темной вуалью…
    «Отчего ты сегодня бледна?»
    — Оттого, что я терпкой печалью
    Напоила его допьяна.

    Как забуду? Он вышел, шатаясь,
    Искривился мучительно рот…
    Я сбежала, перил не касаясь,
    Я бежала за ним до ворот.

    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
    Все, что было. Уйдешь, я умру».
    Улыбнулся спокойно и жутко
    И сказал мне: «Не стой на ветру».

2. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.» (1917):

Скептическое размышление о любви как социальной иллюзии. Ахматова иронизирует над теми, кто «ждёт свиданий, боится разлуки», но признаёт, что сама «как будто больна» после столкновения с истиной чувств. Стихотворение звучит как манифест против романтических штампов.

    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
    Очертанья столицы во мгле.
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле.

    И от лености или со скуки
    Все поверили, так и живут:
    Ждут свиданий, боятся разлуки
    И любовные песни поют.

    Но иным открывается тайна,
    И почиет на них тишина…
    Я на это наткнулась случайно
    И с тех пор всё как будто больна.

3. «А ты думал — я тоже такая…» (1921):

Мощный монолог отвергнутой женщины, которая отказывается от унижений. Вместо мольбы — проклятие и гордое «Я к тебе никогда не вернусь». Здесь Ахматова ломает стереотип о жертвенности, утверждая достоинство даже в боли.

    А ты думал — я тоже такая,
    Что можно забыть меня,
    И что брошусь, моля и рыдая,
    Под копыта гнедого коня.

    Или стану просить у знахарок
    В наговорной воде корешок
    И пришлю тебе странный подарок —
    Мой заветный душистый платок.

    Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
    Окаянной души не коснусь,
    Но клянусь тебе ангельским садом,
    Чудотворной иконой клянусь,
    И ночей наших пламенным чадом —
    Я к тебе никогда не вернусь.

4. «Есть в близости людей заветная черта» (1915):

Философское стихотворение о границах любви, которые нельзя преодолеть даже страстью. Ахматова говорит о «тоске» тех, кто достиг предельной близости, и объясняет, почему «сердце не бьётся под рукою».

    Есть в близости людей заветная черта,
    Ее не перейти влюбленности и страсти,
    Пусть в жуткой тишине сливаются уста
    И сердце рвется от любви на части.

    И дружба здесь бессильна, и года
    Высокого и огненного счастья,
    Когда душа свободна и чужда
    Медлительной истоме сладострастья.

    Стремящиеся к ней безумны, а ее
    Достигшие — поражены тоскою…
    Теперь ты понял, отчего мое
    Не бьется сердце под твоей рукою.


5. «Песня последней встречи» (1911):

Трагический финал отношений передан через символы: перчатка, надетая на другую руку, «равнодушно-жёлтый огонь» свечей. Героиня словно теряет связь с реальностью, соглашаясь «умереть» вместе с осенним шёпотом клёнов.

    Так беспомощно грудь холодела,
    Но шаги мои были легки.
    Я на правую руку надела
    Перчатку с левой руки.

    Показалось, что много ступеней,
    А я знала — их только три!
    Между кленов шепот осенний
    Попросил: «Со мною умри!

    Я обманут моей унылой,
    Переменчивой, злой судьбой».
    Я ответила: «Милый, милый!
    И я тоже. Умру с тобой…»

    Это песня последней встречи.
    Я взглянула на темный дом.
    Только в спальне горели свечи
    Равнодушно-жёлтым огнем.

Ахматовская любовь — это не счастье, а «камень надгробный» («Было душно…»), испытание «железом и огнём» («Ты всегда таинственный и новый…»). Её поэзия остаётся путеводителем по лабиринтам человеческой души, где каждое стихотворение — не просто исповедь, а универсальный код страсти.
Трагический финал отношений передан через символы: перчатка, надетая на другую руку, «равнодушно-жёлтый огонь» свечей. Героиня словно теряет связь с реальностью, соглашаясь «умереть» вместе с осенним шёпотом клёнов.

    Так беспомощно грудь холодела,
    Но шаги мои были легки.
    Я на правую руку надела
    Перчатку с левой руки.

    Показалось, что много ступеней,
    А я знала — их только три!
    Между кленов шепот осенний
    Попросил: «Со мною умри!

    Я обманут моей унылой,
    Переменчивой, злой судьбой».
    Я ответила: «Милый, милый!
    И я тоже. Умру с тобой…»

    Это песня последней встречи.
    Я взглянула на темный дом.
    Только в спальне горели свечи
    Равнодушно-жёлтым огнем.

Ахматовская любовь — это не счастье, а «камень надгробный» («Было душно…»), испытание «железом и огнём» («Ты всегда таинственный и новый…»). Её поэзия остаётся путеводителем по лабиринтам человеческой души, где каждое стихотворение — не просто исповедь, а универсальный код страсти.

https://dzen.ru/id/6595421a438ebb0987d26f6b
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Людмила_Захваткина - Дневник Людмила_Захваткина | Лента друзей Людмила_Захваткина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»