В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770—1780-х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.
В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца, в котором сочетались строгие античные архитектурные формы с почти барочной пышностью. Архитектор применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. В части помещений было изменено не только убранство, но и архитектурное исполнение, общее композиционное решение. Оформление Ринальди сохранилось лишь частично.
Подземный ход
Позже часть помещений также подверглась изменениям. Так в 1800 году архитектором Захаровым была закончена отделка дворцовой церкви, начатая Бренной. В оформлении церкви принимали участие скульпторы Прокофьев, Брюллов (Брюлло), живописцы Щербаков и Миропольский. Также некоторые из залов дворца были заново отделаны в 1860—1870-х годах под руководством архитектора Кузьмина.
Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году пожаром была уничтожена отделка всех дворцовых залов. Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор
Характерна для загадочного Гатчинского дворца легенда о наборе скромной, но исключительно изящной, по утверждению знатоков, мебели. Будто бы она в свое время принадлежала Таврическому дворцу, но была оттуда распродана и только в 1880-х годах приобретена императором Александром III для Гатчины.
Существует предание о таинственном исчезновении из Гатчинского дворца знаменитой коллекции оружия Александра III. Если верить фольклору, она была просто украдена и до сих пор будто бы находится в одном из заброшенных подземных ходов Гатчинского парка.
На первом этаже вы познакомитесь с богатейшей коллекцией старинного оружия из фондов Гатчинского дворца, начало которой положил граф Григорий Орлов. На выставке находятся подлинные шедевры работы известных европейских и русских мастеров ХVI-ХIХ веков, работавших в Дрездене, Зуле, Вене, Праге, Флоренции, Москве, Туле и Санкт-Петербурге. Вы своими глазами увидите оружие, которое держали в руках российские императоры!
В непосредственной близости от выставки оружия располагаются комнаты с мемориальными вещами, принадлежавшими императору Павлу I.
После его смерти вдовствующая императрица Мария Фёдоровна трепетно хранила личные вещи покойного супруга. Берегли их и последующие владельцы дворца. Походный раскладной стул с императорским вензелем, мраморный скульптурный портрет великого князя Павла Петровича работы М.-А. Коло, коллекция живописи, - всё это вы увидите, посетив экспозицию «Личные комнаты Павла I».
Личные покои императора с момента его смерти в 1801 году и вплоть до Великой Отечественной войны сохранялись в неприкосновенности. По завещанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны сюда были перенесены вещи покойного государя, а также его походная кровать и постельные принадлежности из спальни Михайловского замка, где он был убит. Кровать оказалась утраченной в годы войны.
В настоящее время на выставке представлены другие мемориальные предметы: складные, красного дерева, стол и обитый бархатом стул, на спинке которого вышит императорский вензель. На отдельном постаменте размещен мраморный барельеф, выполненный в 1774 году М.-А. Колло и изображающий великого князя Павла Петровича. Кроме того, экспонируются платок, манишка и Библия Павла I. Из Башенного кабинета в 1792 году была устроена дверь, выходящая на террасу Собственного сада, спланированного в регулярном стиле.
Гау. Туалетная Павла I. 1877
Гау. Овальный кабинет Павла I
Гау. Башенный кабинет Павла I.
[показать]
Парадная лестница – ведёт из Вестибюля, стены которого облицованы пудостским камнем, в парадные залы и на третий этаж Центрального корпуса. После перестройки дворца в середине ХIХ века архитектором Р.И. Кузьминым, по желанию Николая I, на верхней площадке лестницы были размещены живописные полотна С. Ф. Щедрина и его ученика А. Е. Мартынова с изображениями Гатчины и Павловска
Первый этаж арсенального каре
Мраморная лестница, расположенная в Арсенальном каре, считается одним из лучших образцов русского неоренессанса середины ХIХ века. Интерьер создавался по проекту Р.И. Кузьмина в 1840-50-е годы. Ступени лестницы выполнены из белого каррарского мрамора, решётка отлита из чугуна, а поручни – красного дерева.
Лестничную площадку первого марша украсил, сохранившийся и по сей день, мраморный камин. На крыше над лестницей находится три световых фонаря, застеклённых зеркальными стёклами.
[показать]
Мраморная лестница сильно пострадала от пожара 1944 года, но, к счастью, сохранились общая планировка и некоторые элементы отделки, что сделало возможным частичную реставрацию лестницы в конце 1950-х годов (военным ведомством).
Сейчас посетители дворца могут подняться по мраморной лестнице на выставку «Семья Александра III в Гатчине».
Арсенальный зал
Арсенальный зал Гатчинского дворца, 1940, фотограф М.А.Величко, ГМЗ Гатчина.
Арсенальный зал – одно из самых просторных помещений дворца. Располагается на первом этаже Арсенального каре, окнами в Собственный сад и внутренний двор. Спроектировал этот зал архитектор Р.И. Кузьмин. Зал делился на части массивными пилонами, на которые опирались своды.
Гау. Гостинная в арсенальном каре
[показать]
Арсенальный зал был любимым местом сбора гатчинского «общества». Здесь устраивались приёмы с трапезой, танцами и игрой. В зале находилось много интересного: демидовский магнит, орган, детская горка для катания на саночках, качели в виде лодки, бильярд, малая сцена для домашних спектаклей и множество чучел различных зверей и птиц, снабжённых табличками с указанием места и времени отстрела и главное – автора выстрела. Воскресные и праздничные завтраки в Арсенальном зале и бельэтаже главного корпуса почти всегда сопровождались музыкой первого в Европе придворного оркестра, который учредил Александр III.
Второй этаж
На втором этаже вы попадёте в чарующую атмосферу парадных залов, где великолепие и роскошь сочетаются с изумительной лаконичностью. Здесь нет обилия зеркал и мало позолоты, но каждый интерьер по-своему мил и хорош. Воздушную лёгкость и объём Белому залу придаёт преобладание белого цвета и искусно выполненная лепнина на стенах. Небольшую Мраморную столовую украшают шестнадцать каннелированных колонн коринфского ордера. Изысканный растительный орнамент подчёркивает утончённость и элегантность Овального будуара императрицы Марии Фёдоровны.
Небесно голубой лионский шелк и расписные пилястры искусственного мрамора придают особую притягательность Парадной опочивальне. Входя в Верхнюю Тронную императора Павла I, вы ощутите невольный трепет. Сказочные, роскошные гобелены как нельзя лучше подчёркивают статус венценосного владельца. Особую прелесть парадным залам придают паркеты, выполненные из ценных пород дерева, рисунок которых не повторяется.
Аванзал
Открывает группу парадных интерьеров среднего этажа. При перестройке дворца для великого князя Павла Петровича архитектор В. Бренна сохранил часть отделки, созданной предыдущим зодчим: превосходного «широкого» рисунка паркет, полотнища дверей, выполненные из орехового дерева и обрамленные наличниками искусственного мрамора.
При новом хозяине зал не изменил своего первоначального назначения: он был «передней», приемной для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь либо к «обеденному и вечернему столу». Здесь происходил развод военного караула. Офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца. Учитывая вкусы заказчика, Бренна ввел в декорировку Аванзала атрибуты, символизирующие рыцарство, доблесть и мужество.
Гау. Аванзал. 1880
На падугах — лепные гирлянды лавровых ветвей, перевитых лентами, шлемы древнеримских воинов. Углы живописного плафона украшены гипсовыми вставками, в композиции которых эффектно представлены щиты с изображением орлов, головы медузы Горгоны, знамена и оружие. В виде боевых барабанов выполнены фонари-светильники.
В центре потолка помещено полотно неизвестного русского художника ХVIII века под названием «Вера и Любовь» (произведение появилось в Аванзале в 1980-е при проведении реставрационных работ). Стены зала декорированы гипсовыми тягами и орнаментальными композициями.
В середине ХIX века при перестройке дворца Аванзал несколько видоизменился. На стенах были размещены монументальные картины, у окон на постаментах установили мраморные вазы. Одна из них, в центре, выполненная «из белого сибирского мрамора», занимает свое историческое место.
В процессе реставрации интерьера из Академии Художеств был получен, вместо утраченного, камин ХVIII века, изготовленный с использованием натуральных камней — мрамора и лазурита.
В процессе реставрации интерьера из Академии Художеств был получен, вместо утраченного, камин ХVIII века, изготовленный с использованием натуральных камней — мрамора и лазурита. Дополняют убранство зала предметы декоративно-прикладного искусства ХVIII века: стулья в стиле Чиппендейл, ломберные столики и ящик для дров, поставленный у камина в царствование Александра II.
Мраморная столовая
Один из наиболее выразительных интерьеров, созданных архитектором Бренной в стиле классицизма. Зал зрительно делится на две части: большую, где устанавливались столы для парадных обедов, и буфетную, отделенную от основного объема балюстрадой, которая не только функционально организует пространство, но и служит постаментом для декоративных мраморных ваз. В центре находится статуя Эрота, натягивающего тетиву лука (копия ХVIII века с античного оригинала скульптора Лисиппа).
Главным украшением Мраморной столовой являются шестнадцать каннелированных колонн коринфского ордера. Вытесанные из каррарского мрамора, они были привезены в ХVIII веке из Италии. Для декора стен архитектор использовал прием, характерный для русского классицизма: на светло-желтой поверхности выделяется пластика резной белой лепнины.
На противоположной от окон стене, в простенке между колонн, помещено гипсовое панно, выполненное в низком рельефе. Цветы, орудия сельского труда, музыкальные инструменты вносят легкую пасторальную ноту в строгий художественный образ зала.
Плафон богато украшен орнаментальной лепкой, которая оттеняет две живописные вставки. Над буфетной — «Селена и Эндимион» (выполнен бригадой художника Казакова по эскизам С. Торелли) и аллегорическое полотно «Вера и Надежда» неизвестного художника второй половины ХVIII века — над центральной частью. Композиция плафона подчеркнута геометрическим рисунком паркета, выполненного из ценных пород дерева.
Торжественная колоннада, пышные капители, настоящие и ложные, для симметрии, двери наборной работы, барельефы на мифологические сюжеты, посвященные богу виноделия Дионису, наконец, огромная ваза у окна — все эти художественные элементы являются превосходной декорацией на античную тему.
Мраморная столовая сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны: рухнули перекрытия, обгорели деревянные детали, из-за пожара мрамор уникальных колонн обсыпался под малейшем прикосновении. Понадобилось почти 13 лет кропотливого труда, прежде чем посетители смогли снова увидеть этот эффектный, «мраморный зал», открывающий северную анфиладу парадных помещений.
Верхняя тронная Павла I
В Гатчинском дворце в царствование Павла I существовало четыре тронных комнаты. Наиболее пышной и торжественной по своему убранству являлась Верхняя Тронная. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей, требуя от присутствующих неукоснительного соблюдения придворного этикета.
Архитектор В. Бренна проявил незаурядный вкус и фантазию создавая этот исключительный интерьер, где все проникнуто особой парадностью и роскошью. Небольшое по своим размерам помещение (всего 50 квадратных метров) воспринимается центром анфиладных комнат, что достигается богатством декоративной отделки и обилием позолоты, которая тактично оттеняет лепнину плафона, резной орнамент дверей и украшенные гипсовыми маскаронами десюдепорты (наддверники).
В золоченые рамы вставлены уникальные ковры, изготовленные на Королевской мануфактуре гобеленов и подаренные королем Франции Людовиком ХVI великокняжеской чете — Павлу Петровичу и Марии Федоровне в 1782 году. (Супруги путешествовали по Европе инкогнито под именами графа и графини Северных).
Гобелены «Зебра» и «Двое слуг несут вождя» из серии «Новые Индии» выполнены Ж. Нейльсоном по картонам художника Ф. Депорта. Необычные растения, диковинные животные, птицы и рыбы представлены такими, какими их рисовало воображение европейцев, которые получали еще слишком мало сведений о флоре и фауне дальних стран.
Над камином помещен гобелен «Церера» из серии «Портьеры богов», изображающий древнеримскую богиню плодородия; он был изготовлен в 1770-е годы по картонам К. Одрана.
На каминной полке историческое место занимают предметы декоративно-прикладного искусства: алебастровые вазы-светильники (Италия, ХVIII век), каминные часы французской бронзы (механизм Луи — Жана Лагесса, 1780-е годы) и парные фигуры двуглавых орлов с вензелями Павла Петровича и Марии Федоровны, выполненные на Венском фарфоровом заводе в начале 1780-х.
Гау. Тронная Павла I. 1878
В простенке между окон на постаменте стоит резное золоченое кресло, изготовленное придворным мастером Х. Мейером по образцу серебряного тронного кресла императрицы Анны Иоанновны, хранящегося в Государственном Эрмитаже.
Паркет Тронной воссоздан заново по рисункам первого архитектора Гатчинского дворца Антонио Ринальди из ценных пород дерева: розового, палисандра, амаранта, яблони, груши.
Малиновая гостиная
[показать]
Л.Премацци. Гатчина. Дворец.Малиновая гостиная (акв.1872)
Первый парадный зал на половине супруги Павла I императрицы Марии Федоровны получил свое название благодаря использованию в интерьере архитектором Бренной трех малиновых гобеленов из серии «История Дон Кихота» (подарок Людовика ХVI великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне в 1782 году). Ковры вытканы во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов в 1776–1780 годах по картонам Ш.А. Куапеля (центральные сюжеты созданы им еще в 1714 году), другие художники рисовали обрамления – «алентуры».
В настоящее время вниманию посетителей представлен только один гобелен – «Въезд Санчо Панса на остров Баратарио» (два других после Великой Отечественной войны оказались в ГМЗ «Павловск» и до сих пор не возвращены на исторические места). Эскиз, созданный красками по картону, виртуозно повторили шерстяными и шелковыми нитями французские ткачи в 1774 году.
Растительный орнамент основного фона декорирован легкими, изящными композициями: в цветочные гирлянды затейливо вплетены фрукты и ленты, птицы и воинственные обезьяны. Нижняя часть гобелена богато украшена превосходно исполненными плодами, сыплющимися из рогов изобилия, знаменами, рыцарскими шлемами и оружием, животными и медальонами. В центре, подобно живописной картине в резной раме, изображена сцена из популярного романа Сервантеса «Дон Кихот», где легко узнается толстяк Санчо, провозглашенный губернатором острова. Живо и непосредственно трактованы фигуры мужчин и женщин, чьи взгляды устремлены к благородному и великодушному идальго.
Плафон Малиновой гостиной, карнизы и падуга, полотнища дверей и полукружия наддверников щедро декорированы золоченым лепным орнаментом, что создает особую атмосферу праздничности. Живописные вставки на тему мифологических сюжетов выполнены в 1990-е годы бригадой художников-реставраторов под руководством Я.А. Казакова.
[показать]
Гатчинский дворец. Гостиная.Гау.
Паркет, с венком и растительным орнаментом посредине, воссоздан по рисункам А. Ринальди.
Дополняют убранство зала кресла из мебельного гарнитура (Франция, ХVIII век).
[показать]
Картинный зал. Арх. В. Бренна, 1790-е гг. Акварель Э. Гау, 1880г.
Исключительную ценность представляет стол-треножник (Россия, конец ХVIII века) со столешницей, выполненной из яшмы в технике русской мозаики и служивший для возложения императорских регалий: скипетра, державы и государственной печати.
Парадная опочивальня
[показать]Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны относится к самым совершенным творениям В. Бренны. Подобные представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные стороны жизни.
Гармоничное сочетание всех элементов отделки, их утонченность, превосходные живописные и скульптурные вставки, а также позолота, изысканно введенная в гипсовую лепнину и резной декор — все это делало зал «прелестной и лучшей комнатой дворца».
Интерьер зала представляет двухчастную композицию, состоящую из центрального объема и алькова. На стенах архитектор разместил пилястры искусственного мрамора, которые расписал Франц Лабенский. Такую живопись принято называть гротеском. Художник, не придерживаясь никаких правил, мог изображать все, что подскажет безудержная фантазия, красота природы или капризный ум.
В простенках между пилястрами были вставлены в рамы панно голубого лионского шелка, затканного серебряной нитью. В конце ХIX века ткань заменили на новую, выполненную на мануфактуре братьев Сапожниковых по историческому рисунку.
Зеркала, размещенные друг против друга, создавали иллюзию бесконечно расширяющегося пространства; скульптурные рельефные композиции, лепнина плафона восхищали своим рисунком. Фигурная балюстрада, подчеркивая неприкосновенность ложа монарха, отделяла резную золоченую кровать от основного зала. Специально для Парадной опочивальни и в полном соответствии с общим колористическим замыслом, художник Габриэль Дуайен написал плафон, изобразив сюжет из древнегреческой мифологии («Свадьба Психеи»).
В годы второй мировой войны уникальный интерьер был почти полностью уничтожен. Реставраторам пришлось воссоздавать художественное убранство заново: большинство скульптурных элементов декора выполнила знаменитая лепщица Л.А. Стрижева; на основании иконографических материалов был воссоздан плафон художником Ю.Ф. Шитовым; ткань для балдахина изготовили в Лионе на бывшей мануфактуре К. Пернона по историческому образцу конца ХVIII века.За Парадной опочивальней следуют пять «личных» комнат императрицы Марии Федоровны: они начинаются Овальным будуаром, из которого одна дверь ведет в кабинет, расположенный в башне, другая — в Туалетную, откуда через маленькую проходную можно попасть в Зеленую угловую.
После проведенной реставрации апартаменты выглядят очень нарядно, хотя здесь все еще недостает той теплоты уютного дома, что существовала в бытность супруги Павла I: нет экзотических растений, восхищавших современников (государыня любила цветы и была прекрасным ботаником), отсутствуют мебель, бронза и те милые, памятные сердцу вещицы, что придают подобным камерным интерьерам особое очарование, делая их «живыми».Все эти помещения отличаются от остальных парадных залов своими небольшими размерами и характером декора, элементы которого отмечены прекрасным художественным вкусом Антонио Ринальди.
Овальный будуар
[показать]
От первоначальной отделки зала сохранилось объемно-пространственное решение, перекрытие с распалубками и центром, представляющим эллиптический по форме медальон. На падуге – пластические композиции из стилизованных листьев аканта и цветочных венков. Лепной декор оконных откосов выполнен в виде рамки, увитой плющом.
[показать]
Наличники искусственного мрамора, с венчающей их рельефной вазой и ниспадающими цветочными гирляндами, превосходный по своему рисунку паркет, составленный из растительного орнамента и повторяющий геометрию перекрытия, – все это типичные, ринальдиевские приемы отделки интерьеров.
Гау. Будуар Марии Фёдоровны.
В начале ХIX века (1807–1811 годах) во дворце под руководством архитектора А.Н. Воронихина проводились работы по декорированию и частичной переделке некоторых помещений Центрального корпуса. В Овальном будуаре тоже произошли изменения. На стенах вместо лепнины появилась полихромная роспись (вазы с цветами и пышными гирляндами роз).
В конце 1850-х годов стены зала затянули «оливково-зеленым» шелком. В 1923 году под тканью обнаружили хорошо сохранившуюся роспись, которую решено было экспонировать.
[показать]
Будуар, как и большинство парадных залов Гатчинского дворца, пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставрационные работы окончательно завершены в 2007 году. Живопись воссоздана бригадой художников под руководством А. С. Газиянца; гипсовая ваза, украшающая верх изразцовой печи и сама печь, выполнены по историческим документам
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны
Небольшое помещение, служившее для императрицы Марии Федоровны кабинетом. Из его окон открывается прекрасный вид на парк, Белое озеро с Чесменским обелиском и полуциркульную галерею Гатчинского дворца.
Часть художественной отделки относится к «орловскому» периоду: изящное перекрытие с невысоким круглым куполом, украшенное лепкой и живописью; без сомнения, ринальдиевскими деталями интерьера являются инкрустированные ценными породами деревьев полотнища дверей, их наличники искусственного мрамора розового тона, изысканный узор оконных откосов в виде трельяжной сетки, украшенной виноградными листьями.
[показать]
Гау. Приемная Александры Федоровны
В середине ХIX века (при перестройке дворца в 1844–1857 годах под руководством архитектора Р.И. Кузьмина) стены сплошь затянули зеленым шелком, а из бывших личных комнат императрицы Марии Федоровны, располагавшихся в Арсенальном каре, были перенесены в Башенный кабинет мемориальные предметы: мраморные скульптурные портреты родителей государыни – герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера (за портрет отца немецкий мастер получил в 1798 году, сверх платы, бриллиантовый перстень и приглашение приехать в Петербург).
Центральное место в убранстве занимал тканый портрет Павла I, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1790-е годы. Ценный экспонат был эвакуирован и сегодня снова находится на своем историческом месте.
На богато декорированных панелях особо выделяются архаичные по рисунку композиции птиц, запряженных в тройку и везущих горящий жертвенник — символ любви, милосердной и всепрощающей.
Наличники искусственного мрамора венчают пластические десюдепорты (наддверники) в виде панно, на которых размещены фигуры путти, еще две украшают стену с камином. Возможно, они олицетворяют четыре времени суток: ночь — малыш спит, слегка укрывшись покрывалом (над дверью в проходную), утро — путти проснулся и летит навстречу солнцу (над дверью в Овальный будуар), день и вечер (справа и слева от камина).
В художественное убранство зала включены мраморные барельефы, изображающие римских императоров; портрет императрицы Екатерины II в лазуритовой оправе работы М.А. Колло. Скорее всего, он появился здесь, еще при первом владельце Гатчинского дворца. До Великой Отечественной войны над камином находился второй портрет Екатерины Великой — скульптора Д. Чибеи (в настоящее время хранится в ГМЗ «Царское Село»).
Гау. Кабинет Марии Фёдоровны. 1878
Неизвестно, как использовался зал в бытность графа Орлова, однако, несомненно, этот полный пленительного изящества интерьер, был создан для женщины. Архитектор остался доволен отделкой, ведь не случайно вверху наддверников появилась его своеобразная «подпись»: две скрещенные ветки лилии.
Ринальдиевский, виртуозный по своему орнаменту паркет, был воссоздан в 2007 году.
Туалетная императрицы Марии Федоровны
В замечательно воздушном интерьере Туалетной сразу чувствуется искусная рука А. Ринальди, который, используя свои излюбленные приемы, создал отделку, заставляющую подолгу всматриваться в прихотливый декор стен, падуг, перекрытия.
На потолке — горящие факелы и скрещенные ветки полураспустившихся лилий. Разнообразные гирлянды, перевитые лентами венки, тирсы, букеты на карнизах — все это создает впечатление нарядной легкости. Эффектную ноту вносят неповторяющиеся изображения птиц: одна из них сжимает в лапках ветвь для строительства гнезда, другая словно застыла в настороженной позе, третья взмывает вверх и сильный ветер топорщит ее перья...
[показать]
На богато декорированных панелях особо выделяются архаичные по рисунку композиции птиц, запряженных в тройку и везущих горящий жертвенник — символ любви, милосердной и всепрощающей.
Наличники искусственного мрамора венчают пластические десюдепорты (наддверники) в виде панно, на которых размещены фигуры путти, еще две украшают стену с камином. Возможно, они олицетворяют четыре времени суток: ночь — малыш спит, слегка укрывшись покрывалом (над дверью в проходную), утро — путти проснулся и летит навстречу солнцу (над дверью в Овальный будуар), день и вечер (справа и слева от камина).
В художественное убранство зала включены мраморные барельефы, изображающие римских императоров; портрет императрицы Екатерины II в лазуритовой оправе работы М.А. Колло. Скорее всего, он появился здесь, еще при первом владельце Гатчинского дворца. До Великой Отечественной войны над камином находился второй портрет Екатерины Великой — скульптора Д. Чибеи (в настоящее время хранится в ГМЗ «Царское Село»).
Неизвестно, как использовался зал в бытность графа Орлова, однако, несомненно, этот полный пленительного изящества интерьер, был создан для женщины. Архитектор остался доволен отделкой, ведь не случайно вверху наддверников появилась его своеобразная «подпись»: две скрещенные ветки лилии.
Ринальдиевский, виртуозный по своему орнаменту паркет, был воссоздан в 2007 году
. Зеленая угловая
Несмотря на миниатюрность комнаты, художественное убранство, созданное А. Ринальди, вызывает восхищениеПервоначально Зеленая угловая была просто передней, через которую нужно было пройти, следуя из открытой галереи-лоджии в Центральный корпус.
При Павле I в галереях-«полуциркулях» появились новые парадные залы, и Угловая, сохранив свой интерьер, превратилась в проходную.
Здесь сразу обращают на себя внимание роскошные наличники, выполненные из двух оттенков искусственного мрамора – желтоватого и зеленого; над ними в виде трехчастных десюдепортов размещены лепные «военные арматуры» – шлемы, доспехи, щиты, трубы славы. Тема воинских трофеев продолжена в сочном декоре перекрытия. Особым богатством отделки отличается падуга: в центре каждой из ее сторон в окружении знамен, копий, легионерских орлов находятся рельефные медальоны с изображением русских императоров: Петра I – над входом в Греческую галерею; Петра II – над окном, откуда открывается вид на плац; Екатерины II – на северной стене; Елизаветы Петровны – в сторону Тронной. Потолок, оконные притолоки и панели также богато декорированы свободными по форме и сочетаниям гипсовыми узорами.
Паркет растительного орнамента воссоздан по рисункам А. Ринальди.
Тронная императрицы Марии Федоровны
Известно, что когда Гатчинский дворец принадлежал графу Орлову, на месте Тронной находилась Китайская комната, декорированная, по весьма распространенной традиции, в модном «восточном вкусе». Надо полагать, что Антонио Ринальди, с таким блеском воплотивший китайскую тему в Ораниенбуме, и в Гатчине преуспел в мастерстве отделки, создав нечто особенное. К этому обязывало и местоположение: помещение находилось рядом с Белым залом, и поэтому в его интерьере должна была присутствовать красочность и парадность.
Впоследствии стены затянули малиновым штофом и на них разместили «картины разного сорта ... из числа орловских и привезенных Бренном». Так зал превратился в Картинную.
Мария Федоровна Л.Шульца
В этой коллекции преобладали произведения, изображающие пейзажи, сцены сельской жизни; здесь также были представлены холсты на тему исторических и евангельских сюжетов. В 1797 году (год коронации императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны) в простенке между окон, на возвышении в одну ступень, появилось тронное место с балдахином, богато украшенным золотым шитьем. Тогда же была предпринята перевеска картин. Среди полотен находились произведения «малых голландцев», мастеров итальянской, немецкой, фламандской школ.
[показать]
С этого времени «Картинную» стали именовать Тронной. Здесь устраивала официальные аудиенции и принимала чужестранных послов, «строгая к этикету императрица».
Сегодня на стенах зала экспонируется пятьдесят девять картин, занимающих исторические места. Среди них особый интерес представляют: портреты ювелира Динглингера и его супруги работы А. Пэна (слева и справа от камина), «Суд царя Соломона» кисти Д. Романелли, красочная «Диана на охоте» Ван Баллена и Брейгеля Бархатного, выполненная на дереве, пейзажи Г. Пуссена, «Вид виллы Конти во Фраскати» Я. Ф. Хакккерта.
Единственный предмет мебели (не считая тронного кресла) — резной золоченый столик-консоль, на котором стоят порфировые вазы с крышками «из тех, что совершенны в своей солидной простоте».
На месте утраченного в годы войны плафона, находится полотно «Свадьба Ариадны и Бахуса», воссозданное в 1980-х бригадой художников под руководством Я.А. Казакова по сохранившемуся эскизу мастера ХVIII века С. Торелли.
Белый зал
[показать]
Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее центральную часть дворца, своими арочными дверями-окнами выходит на открытую террасу, откуда открывается превосходный вид на огромный плац и строгие стены Кухонного и Арсенального каре. Белый зал всегда использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.
Здесь нет позолоты, что вовсе не умаляет роскоши и «внешнего блеска» этого зала, который во многом сохранил первоначальную ринальдиевскую отделку: общую разбивку стен пилястрами, падуги перекрытия, наборные двери с наличниками розоватого искусственного мрамора
[показать]
Гау. Белый зал парадной половины Павла I
Для окраски стен и плафона архитектором использованы различные оттенки пастельных тонов — бледно-зеленых, голубых, сиреневатых. Такой фон превосходно оттеняет живописный гипсовый декор, словно стремящийся вырваться за границы отведенного ему пространства профилированных рам, карнизов, полуовальных тяг, создавая ту особую выразительность и «неровность», которая позволяет называть Белый зал наиболее интересным и ценным интерьером дворца.
Основой «неподражаемых, свободных и тонких» лепных композиций является растительный орнамент, включающий рокайльные мотивы. На падуге — сочные гирлянды цветов и плодов представляют законченное целое, что достигается легкими изменениями поворота листьев, вьющихся стеблей, иными положениями цветка и его лепестков. То же можно сказать и об изысканных венках, украшающих торцовые стены. Еще один повторяющийся элемент, характерный именно для Ринальди, его своеобразная «подпись» — две перекрещенные ветки лилии с колосьями, перевязанные лентой.
Уникальные наддверники, изображающие льва в колосьях пшеницы и громадных омаров, являются едва ли не самым сильным акцентом в пластическом убранстве.
Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г.Г Орлове в Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы: над камином — римские антики «Жертвоприношение императора Тита» (I век н.э.) и овальный медальон «Церера и Флора», слева — пострадавший уже в ХX веке — горельеф «Путник» (конец I века н.э.).
[показать]
В 1767 году из Италии были привезены произведения венецианских мастеров Д.М. Морлайтера «Эней, спасающий Анхиза» и Д. Маркиори «Похищение Елены». Эти эллиптической формы рельефы (подарок Екатерины II графу Орлову) поместили по бокам от двери, ведущей в Тронный зал императора Павла I.
Архитектор В. Бренна не нарушил созданного А. Ринальди ансамбля Белого зала, обогатив его новыми работами скульптурной пластики. На торцовой стене появились два мраморных рельефа, выполненные в ХVIII веке итальянцем Т. Солари на темы из жизни Александра Македонского. Длинная стена напротив окон была украшена «Дракой амуров» (Ф. Дюкенуа, ХVIII век) и работой русского скульптора С.М. Теглева «Кидиппа на колеснице» (ХVIII век). Сейчас на месте этих рельефов установлены гипсовые копии.
К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, исполненные из черного мрамора (ХVIII век). У противоположной стены между окон неизменно привлекает внимание бюст Афины Паллады работы итальянских ваятелей ХVIII столетия, созданный из белого каррарского и черного мраморов и оникса. Античные бюсты Антиноя и Каракаллы занимают свои исторические места у дверей в Аванзал.
При воссоздании декоративного убранства Белого зала на место утраченного живописного плафона поместили полотно ХVIII века кисти Г.Ф. Дуайена «Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича».
Полотнища дверей и паркет набраны по рисункам А. Ринальди с использованием ценных пород дерева.
Проходная Ринальди
Проходная Ринальди – память о великом итальянском зодчем - первом архитекторе дворца. Скульптурный портрет мастера выполнен Ф. И. Шубиным.
Чесменская галерея
[показать]
До Великой Отечественной войны Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. Часто в дни больших празднеств и приемов здесь устанавливали тронное место, накрывали столы для обедов, во время которых с хоров звучала музыка. Интерьер Чесменской был создан архитектором Винченцо Бренной. Главным украшением являлись три монументальных полотна немецкого живописца ХVIII века Якоба Филиппа Хаккерта на тему Чесменского боя.
Чесменская галерея. Акварель Э. П. Гау. 1877 год.
В настоящее время посетители имеют уникальную возможность увидеть зал почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году: фрагменты лепнины с остатками позолоты, обнаженная кирпичная кладка и зияющие дыры старых воздуховодов напоминают о страшной войне, нанесшей императорской резиденции значительный ущерб. Об этом рассказывает выставка фотодокументов, размещенная в Чесменской галерее
Овальная комната
Овальная комната - это аванзал Чесменской галереи, который в плане имеет очертание овала.
Автором декоративного оформления комнаты был Бренна. В своих проектах Бренна добивался неповторимости и своеобразия. Отсюда и многообразие в единстве в мотивах оформления смежных помещений - Чесменской галереи и её аванзала.
[показать]
Золото в Овальной было повсюду. Оно прекрасно подчеркивало орнаментацию потолков и стен, рельефы каминов. Стены в Овальной комнате были деревянными, поэтому пожар в 1944 году уничтожил их, вместе с росписью Д.Б. Скотти и всеми деталями декоративной отделки
[показать]
Греческая галерея
Греческая галерея – появилась при перестройке дворца в 1796-1797 годах на месте открытой галереи. Она связывала помещения, расположенные в бельэтаже главного корпуса дворца с Арсенальным каре. Отделка галереи была выполнена по чертежам архитектора В. Бренны в 1790-е годы. Для европейского общества конца ХVIII века было характерно увлечение античностью. Этим можно объяснить использованием в оформлении галереи рельефов с изображением сцен античного быта.
В Греческой галерее были размещены четыре картины кисти известного французского живописца Гюбера Робера и многочисленная скульптура
Гау. Передняя на половине императрицы Марии Александровны. 1878
Гау. Кабинет Марии Александровны.
Гау. Спальня Марии Александровны. 1879
Гау. Гостинная императрицы Марии Александровны.
1-я комната Августейших детей в нижнем этаже Арсенального каре Эдуард Гау
Продолжение следует... Источники:http://maxpark.com/user/,викимедия,http://gatchinapalace.ru/,http://www.gorod.gatchina.biz/,http://valeryanna.dreamwidth.org/