Одно из самых романтических и загадочных мест Санкт-Петербурга — Зимняя канавка. Это небольшой канал длиной 228 метров, расположенный в самом сердце города рядом с Зимним дворцом. Именно здесь гуляли Пушкин и Гоголь, а Чайковский черпал вдохновение для создания «Пиковой дамы». С этим местом связано множество тайн и легенд.
Зимняя канавка в 2015 году. источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov
История этого канала восходит к первой четверти XVIII века. Он был создан по приказу царя Петра Алексеевича в 1718–1719 годах для того, чтобы государь мог подплывать к Зимнему дворцу на лодке. Канал начинается от реки Мойки и проходит к Неве между Старым Эрмитажем и Эрмитажным театром. Работы по землеустройству возглавлял известный московский строитель-подрядчик Василий Озеров.
До того как стать Зимней канавкой, канал имел три названия: два официальных и одно народное.
Канал середина 18 века
В 1738 году канавка получила название «Старый Дворцовый канал», но оно не прижилось. На правом берегу, где сейчас находится Эрмитаж, стоял Зимний дворец Петра I, поэтому народ называл канал «Зимнедворцовым».
С 1768 года правый берег стал называться Почтовой улицей, потому что рядом, на Миллионной улице, располагался Почтовый двор. Поэтому до 1828 года канал носил название Почтового. В начале XIX века Почтовый двор переехал в другое место и канал переименовали в Зимнюю канавку, так как он находится рядом с Зимним дворцом и имеет небольшие размеры.
Зимняя канавка. источник petersburglike.ru / автор фото неизвестен
Канава — это узкий ров или траншея, которая служит главным образом для отвода и стока воды. Зимняя канавка была прекрасным местом для прогулок придворных, возможно, поэтому её так любовно называли — канавка.
В 1782–1784 годах по приказу императрицы Екатерины II набережные Зимней канавки были облицованы гранитом и украшены чугунными решётками.
В начале XVIII века, когда был построен канал, здесь находились два деревянных моста, которые могли подниматься, чтобы пропускать суда. Позже эти мосты были заменены каменными.
Первый Зимний мост расположен на Миллионной улице. 20 апреля 1738 года он получил название Немецкий мост, так как Миллионная улица в то время называлась Немецкой. Иногда его называли Старозимним мостом, а с 1770 года он стал называться Милионным мостом, с одной буквой «Л», ведь именно так это слово писалось до середины XIX века.
1-й Зимний мост. Фото: СПб ГБУ «Мостотрест»
Деревянный трёхпролётный балочный мост был заменён на каменный в 1783–1785 годах. Вместо старого моста был использован гранитный арочный мост, который ранее соединял Мойку с Большой Невой через Красный канал на Марсовом поле. В конце 1770-х годов канал был засыпан, и мост использовался повторно. Тимофей Иванович Насонов руководил сложными строительными работами по переносу моста с одного места на другое.
В 1828 году мост получил название Преображенский, так как рядом располагались казармы 1-го батальона Преображенского полка, который нёс службу по охране Зимнего дворца. Позже мост стал называться просто Зимним.
Второй Зимний мост в Санкт-Петербурге. источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov
Позже, в 1940 году, на набережной реки Мойки был построен новый мост. Этот мост получил название Второй Зимний мост, а прежний Зимний мост стал Первым Зимним. Изначально мост был наплавным, но в 1940 году его заменили на однопролётную деревянную переправу. Спустя два десятилетия после Великой Отечественной войны, в 1964 году, Второй Зимний мост был перестроен. Опоры и свод стали железобетонными, и по мосту стало возможным движение автотранспорта. Были построены две полосы движения, а переправа была возведена по проекту советских инженеров В. С. Ксенофонтова и Л. А. Носкова. После облицовки парапета и фасадов гранитом мост стал похож на Первый Зимний мост и соответствовал старинному стилю.
Эрмитажный мост находится на Дворцовой набережной, между зданиями Эрмитажного театра и Большого (Старого) Эрмитажа, у истока Зимней канавки. В апреле 1738 года мосту было присвоено название Верхний Набережный, однако оно не прижилось. В XVIII веке мост называли Зимнедворцовым, затем — Дворцовым, и только с 1829 года за ним закрепилось современное название — Эрмитажный.
Эрмитажный мост. источник группа vk.ru Санкт-Петербург Live / автор фото неизвестен
Первый мост был деревянным и подъёмным. Его построил голландский мастер Харман Ван Болос в 1718–1720 годах после того, как был прорыт канал. Мост несколько раз перестраивали, пока в 1760-х годах не построили постоянный каменный мост и не облицевали его гранитом. С тех пор мост приобрёл свою особенность — горбатость.
Зимняя канавка 1900-ые годы
С этим мостом, перекинутым через канал на Дворцовой набережной, связана легенда об одном влюблённом офицере. Говорят, что на балу в Зимнем дворце молодой офицер признался в своих чувствах прекрасной фрейлине, но его любовь была безответной — девушка была обручена с другим. В отчаянии офицер прыгнул с Эрмитажного моста в ледяную канавку.
Самой известной и документально подтверждённой является история гибели девятнадцатилетней девушки Юлии Перовой. Она бросилась в воду с Эрмитажного моста из-за измены своего возлюбленного. Трагедия произошла 12 октября 1868 года. Юлия была простой девушкой, снимала угол на Мещанской улице и зарабатывала на жизнь тем, что чинила бельё для богатых заказчиков.
Она была хороша собой, обладала добрым сердцем и мягким характером. Юлия влюбилась в молодого человека, который оказался негодяем. Он происходил из обеспеченной семьи, но постоянно испытывал финансовые трудности. Юлия готовила для него обеды, а он обещал жениться на ней и одеть её как аристократку. Однако молодой человек встретил другую и женился на ней. Юлия не могла найти своего возлюбленного, ходила и ждала его у домов, где он бывал. Когда она увидела его с другой девушкой, поняла, что он её предал. Вечером того же дня Юлия бросилась с Эрмитажного моста в чёрную воду Зимней канавки. Когда её нашли, в окоченевших руках Юлии была фотография её возлюбленного.
Пётр Ильич, будучи человеком очень впечатлительным, добавил сцену самоубийства Лизы в оперу «Пиковая дама». Часто декорации «Пиковой дамы» в сцене самоубийства Лизы создаются по образу Зимней канавки, поэтому среди местных жителей этот мост называют «Мостиком Лизы».
Зимняя канавка и арка. источник derzhavin.com/ / автор фото неизвестен
После премьеры оперы Чайковского впечатлительные девушки и барышни стали видеть на Зимней канавке призрачные девичьи тени, которые то соскальзывали в воду, то манили за собой. Ходили слухи о серии самоубийств, совершённых в этом месте. Многие чувствительные люди утверждают, что на Эрмитажном мосту часто возникает серая пелена, и неведомое тёмное влияние словно тянет через ограждение...
Зимняя канавка 1869-1872 годы
Особую романтичность Зимней канавке придаёт арка-галерея, которая соединяет здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.Существует легенда, связанная с этой аркой. Говорят, после завершения строительства арки у Кваренги появились завистники, которые стали распространять слухи о том, что арка может обрушиться. Это могло бы испортить репутацию талантливого архитектора. Чтобы опровергнуть эти слухи, императрица Екатерина II решила устроить там бал с танцами. Арка выдержала это испытание, и императрица доказала, что конструкция надёжна.
Спуск к воде под аркой галереи между Старым Эрмитажем и Эрмитажем выглядит романтично. По словам графини Головиной, во времена Екатерины II фрейлины, которые не могли надолго отлучаться из дворца, встречались здесь с гвардейскими офицерами, чьи казармы располагались неподалёку.
Источник