Каждый человек на протяжении всей своей жизни, что-то покупает, приобретает, заказывает и получает товары и услуги того или иного характера, т.е. попросту говоря является «потребителем».
И неважно, что мы делаем: покупаем телевизор или пачку сигарет, делаем массаж или педикюр, в любом случае мы «Потребители». На протяжении всей своей жизни мы являемся потребителями различных товаров и услуг – и все эти товары и услуги, в соответствии с действующим законодательством, должны быть надлежащего качества.
Говоря о действующем законодательстве, которое «стоит» на защите прав и законных интересов украинского потребителя, следует, прежде всего, упомянуть о Законе Украины «О защите прав потребителей». Указанный нормативный акт регламентирует порядок взаимоотношений продавца и потребителя, содержит перечень основных требований, предъявляемых к продукции, товарам, определяет основные способы защиты прав потребителей.
Закон Украины «О защите прав потребителей» среди основных прав потребителя называет - право на продукцию надлежащего качества, безопасность продукции, а также на полную и достоверную, своевременную информацию о продукции.
Много споров и разногласий между продавцами и покупателями, продавцами и контролирующими органами возникает именно в сфере наличия или отсутствия полной и достоверной информации о продукции. Нормы действующего законодательства Украины, в сфере защиты прав потребителей, содержат четкий перечень информации, которая должна быть предоставлена потребителю. Так, в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» полной информацией считается информация о товаре, содержащая в себе: полное наименование товара, перечень нормативных актов, требованиям которых должна отвечать соответствующая продукция.
Кроме того, информация о товарах должна содержать данные об основных свойствах продукции, сведения о содержащихся вредных для здоровья веществах и предостережения относительно применения отдельной продукции, отметку о наличии или отсутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных компонентов.
В обязательном порядке, в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» в информации о товарах должны содержаться данные о цене, условиях и правилах приобретения продукции, дату изготовления продукции, сведения об условиях хранения, гарантийные обязательства производителя (исполнителя); правила и условия эффективного и безопасного использования продукции; срок пригодности (срок службы) товара.
Обращаем Ваше внимание на тот факт, что в случаях, когда речь идет о сертифицированной продукции, информация о такой продукции, должна предоставляться вместе с информацией о ее сертификации.
Следует отметить, что указанная выше полная и достоверная информация о товарах и услугах должна предоставляться потребителю в порядке, установленном Законом Украины «О защите прав потребителей». В соответствии с нормами статьи 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» информация о продукции должна доводиться к сведению потребителей продавцом, исполнителем, производителем в сопроводительной документации, которая добавляется к продукции или иным способом, принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания.
ВАЖНО:
Информация о продукции должна быть предоставлена в доступной наглядной форме.
Я думаю, многие из нас сталкиваются с ситуацией, когда продавцы не обеспечивают соблюдение указанных норм законодательства в своих магазинах, и не доводят до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о товаре. Как правило, для того чтобы получить ту или иную информацию о товаре, приходится «выпрашивать» её у персонала магазина, поскольку на товаре такая информация отсутствует. Подобное положение дел, ведет к нарушению прав потребителей на «наглядность» информации и негативно влияет на фактор правильного восприятия потребителем качеств того или иного товара.
Внимание:
В соответствии со ст. 6 Закона Украины «О защите прав потребителей» Продавец (производитель, исполнитель) обязан передать потребителю продукцию надлежащего качества, а также предоставить полную и достоверную информацию об этой продукции.
Следует отметить, что одним из основных, наиболее часто встречающихся нарушений в сфере защиты прав потребителей, является как раз таки, предоставление потребителю продукции ненадлежащего качества. Зачастую, приобретенный товар приходит в негодность либо в первые пару месяцев, либо в течение первого года службы, т.е. в течение гарантийного срока.
Примечательным является тот факт, что законодатель предусмотрел право потребителя, в случае приобретения товара ненадлежащего качества, требовать пропорционального уменьшения цены; бесплатного устранения недостатков товара, возмещения расходов на устранение недостатков товара. Однако, на практике мало кто из продавцов производит бесплатное устранение недостатков, а уж тем более возмещение расходов на устранение таких недостатков.
Еще одним важным моментом в области обеспечения права потребителя на качественный товар, является норма законодательства, в соответствии с которой, если выявленные недостатки являются существенными, потребитель имеет право потребовать расторжение договора и возвращение оплаченной за товар денежной суммы, либо требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный товар. К сожалению, такая замена товара происходит довольно редко. С целью обеспечения прав потребителя приходится прибегать к методам юридического воздействия (иски, жалобы, ходатайства).
Остались вопросы? – Пишите.