• Авторизация


Без заголовка 25-05-2014 15:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

Поэтесса Мария Александровна Лохвицкая (1869 - 1905)

1 декабря 1869 года родилась Мария Александровна Ло́хвицкая, поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Ми́рра Ло́хвицкая.
Ло́хвицкая — одна из немногих, о ком обычно язвительный Бунин оставил самые приятные воспоминания. Он констатировал: поэтесса, воспевавшая страсть, в быту — «большая домоседка, по-восточному ленива: часто даже гостей принимает лёжа на софе в капоте, и никогда не говорит с ними с поэтической томностью, а напротив. Болтает очень здраво, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью».
Писатель нередко посещал дом поэтессы, «был с ней в приятельстве» и замечал:

«мы даже называли друг друга уменьшительными именами, хотя всегда как будто иронически, с шутками друг над другом». 

Отмечалось, что образ Ло́хвицкой, запечатлённый писателем в воспоминаниях, органично вписался «в галерею незабываемых женских образов его художественной прозы» (можно предположить его отражение в рассказе «Легкое дыхание», в ряде стихотворений Бунина, а также в некоторых чертах Лики в «Жизни Арсеньева»).

[показать]Литературный кружок «Пятница» (Санкт-Петербург), основанный Случевским (1898) Существовал по октябрь 1917
Участники «Пятницы». Сидят (слева направо): Голенищев-Кутузов, Лихачёв, Лохвицкая, Allegro, Зарин, Чюмина (?), Авенариус, Юрьин (?); стоят: Леман, Величко (?), Измайлов, Льдов (?), Фёдор Сологуб, Шуф, Соколов (?), Мазуркевич, Порфиров, Минский, кн. Барятинский (?)

------------------------------------------------------
Мирра Ло́хвицкая

Ты помнишь, как в сумраке темного парка
Мы часто бродили в полуночный час
И звезды сияли так чудно, так ярко,
С любовью взирая на нас?

А старые сосны, в безмолвной печали,
Вершинами хвойными грустно качали,
Да с ветки черемухи песней своей
Влюбленную пару встречал соловей...

О, верь мне, бессмертны такие мгновенья,
В них рая блаженство, в них ада мученья,
Их сердце с тоской сохранит навсегда...
Не забыть никогда, не забыть никогда!

 

  По силе таланта — Мирра Лохвицкая одна из самых выдающихся русских поэтесс. Стих её изящен, гармоничен, легок, образы всегда ярки и колоритны, настроение ясное, язык пластичен. По времени появления первого сборника стихов Лохвицкой, чуждых всяких «гражданских» нот и по своему содержанию демонстративно порывавших всякие связи с «идейной» поэзией, молодую поэтессу причислили к декадентству. Это — ошибка: у Лохвицкой лучшего периода её творчества нет и тени той расслабленности, нервной разбитости, вычурности и вообще болезненности и экстравагантности, которые органически связаны с понятием о подлинном декадентстве. Лохвицкая, напротив того, полна сил, страстно хочет жить и наслаждаться и отдается своим порывам со всей полнотой напряженного чувства.

   Лохвицкая знать не хочет того нытья, которым характеризуется полоса 80-х «Смело в даль я гляжу» — заявляет молодая дебютантка. В ней кипит жажда счастья, она готова за него бороться, не сомневается, что его достигнет, и в упоении повторяет: «я верю вам, грезы, весенние грезы». Но, психологически совпадая с приливом общественной бодрости середины 90-х, настроение Лохвицкой совершенно чуждо общественных интересов.

  [показать]В начале марта 1898 в жизни Мирры появился Константин Бальмонт. Для Лохвицкой Бальмонт стал воплощенным героем ее стихов. Бальмонт стал для Лохвицкой еще одним ребенком, которого могла утешить только она. И скрывать свои чувства от всех Мирра не хотела.

Лионель, любимец мой,

Днем бесстрастный и немой,

Оживает в мгле ночной

С лунным светом и со мной

  Экзальтированный Бальмонт был просто не в состоянии утаить свои эмоции: Любить в любви, как ты, так странно-отрешенно, / Смешав земную страсть с сияньем сверхземным, Лаская, быть как ты, быть любящим бездонно / Сумел бы лишь сюда сошедший серафим.

  Быть рядом с любимым ей довелось всего семь лет. Хотя у них никогда и не было общего дома и детей, они знали, что живут только друг для друга. Поэтесса не смогла уйти от мужа и детей, Бальмонт жил в то время со второй женой Екатериной Андреевой. Скандал вокруг их семей разгорался с возрастающей силой. И вдруг Бальмонт не выдержал. Он сбежал из Петербурга, чтобы больше не видеть осуждения и упрёков. Поэт страдал, но и для поэтессы эта разлука стала настоящей трагедией.

   Роман влюблённых поэтов не остался незамеченным и вызвал бурю откликов и домыслов в литературных кругах. Скандал был неизбежен: Лохвицкую осуждали, упрекали, иногда оскорбляли и возмущались каждым новым шагом Мирры в сторону своего «Лионеля». А она, гордо неся любовь, отвечала:
 



Когда в тебе клеймят и женщину, и мать —

За миг, один лишь миг, украденный у счастья,

Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, —

Умей молчать!

И если радостей короткой будет нить,

И твой кумир тебя осудит скоро

На гнёт тоски, и горя, и позора, —

Умей любить!

 

  Близкие люди, хорошо зная Мирру, отмечали её светлую душу и искренность, с которой поэтесса относилась ко всем, даже к своим недоброжелателям. Сердечность, доброта и глубокая религиозность, которые были присущи Лохвицкой, были неотделимы от её обычной жизни. Любящая жена, мать пятерых детей, [показать]она казалась олицетворением добродетели и чистоты. В поэзии же Мирра становилась роковой, страстной женщиной, воспевающей грехо-падение и невоздержанность чувств.

   Быть рядом с любимым ей довелось всего семь лет. Хотя у них никогда и не было общего дома и детей, они знали, что живут только друг для друга. Поэтесса не смогла уйти от мужа и детей, Бальмонт жил в то время со второй женой Екатериной Андреевой. Скандал вокруг их семей разгорался с возрастающей силой. Иг Бальмонт не выдержал. Он сбежал из Петербурга, чтобы больше не слышать упрёков и осуждения. Поэт страдал, а для поэтессы эта разлука стала настоящей трагедией.
  В юности она воспевала всё светлое. Теперь же, под тяжестью зрелой любви и невозможностью жить с любимым человеком, в поэзию «любви и боли» впервые вошли страдания, картины смерти и отчаяние. Сгорая от чувств и не желая более писать о них, Мирра ушла в иной мир: мистический, непознанный, недосягаемый. Теперь центральным в её поэзии становились фантастические образы ведьм, сатаны, смерти.



Я хочу умереть молодой,

Не любя, не грустя ни о ком;

Золотой закатиться звездой,

Облететь неувядшим цветком.


Мирра скончалась в 1905 году от туберкулёза. Ей было всего тридцать шесть лет. Спустя месяц раздавленный горем Бальмонт напишет:

О какая тоска, что в предсмертной тиши

Я не слышал дыханья певучей души,

Что я не был с тобой, что я не был с тобой.

Что одна ты ушла в океан голубой.

источник



Поэтесса Мирра Лохвицкая (1869-1905)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Ланни - Дневник Ланни | Лента друзей Ланни / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»