• Авторизация


Художник-виртуоз Иван Хруцкий: стекло, лимоны, таинственная незнакомка и вездесущий кувшин 05-07-2020 17:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Художник-виртуоз Иван Хруцкий: стекло, лимоны, таинственная незнакомка и вездесущий кувшин

 

Репродукция его картины, возможно, висела в комнате вашей бабушки

5229398_s1200_8_ (591x700, 284Kb)

Художник Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885) прославился потрясающе реалистичными натюрмортами. Он первый среди российских художников всерьёз взялся за этот жанр. Быстро добился успеха и популярности в Петербурге, где учился в Академии художеств, - и вдруг уехал на родину в Витебскую губернию, чтобы заботиться о большой семье после смерти отца-священника и жить почти затворником. Но жизнерадостные и эффектные картины Хруцкого уберегли его от участи "забытого" художника.

Во времена Хруцкого натюрморт считался не самым уважаемым жанром

И не только натюрморт! Пейзажи и портреты тоже относились к так называемым "малым" жанрам, а художники, которые писали такие картины, не могли рассчитывать на по-настоящему большую славу. В то время самым уважаемым в живописи считался "исторический жанр": это большие по размеру и многолюдные картины, посвящённые религиозным или мифологическим сюжетам, а также историческим событиям - как "Последний день Помпеи" Брюллова.

5229398_s1200_5_ (700x470, 301Kb)

Возможно, Хруцкий был недостаточно амбициозен, чтобы замахнуться на большие картины. Но, в любом случае, он не прогадал, взявшись за то, что у него действительно хорошо получалось.

Хруцкий часто повторял свои работы

И вовсе не потому, что был ленив или ему не хватало фантазии. Просто на его произведения был очень большой спрос. И каждый хотел себе точно такую же картину, которую уже где-то увидел. Вот, например, этот натюрморт "Плоды и свеча" (его ещё называют "Натюрморт с биноклем") известен сейчас в восьми версиях - а ведь наверняка ещё не все сохранились!

Хруцкий подражал голландским художникам, но вкладывал в свои картины другой смысл

Хруцкий заимствует мотивы у голландских художников 17-го века, лучше которых, кажется, никто и никогда не писал натюрмортов. У Хруцкого на картинах есть и мушки, и перевёрнутая посуда. Только на голландской картине насекомые и упавшие кубки (а ещё погасшие свечи, перезрелые фрукты) - это намёк на быстротечность жизни и неизбежность смерти. Хруцкий же и не думает "грузить" зрителей напоминаниями о бренности бытия: его натюрморты жизнерадостны и жизнеутверждающи. Мушки - для красоты (и чтоб показать виртуозность!). И его стаканы, когда в них есть вода, совершенно точно наполовину полны!

Натюрморты Хруцкого - об уютной жизни горожанина среднего достатка или помещика средней руки. Они не про роскошь - но про сытость, про щедрость, про благополучие.

За изысканностью Хруцкий тоже не гонится: рядом с заморским лимоном у него обычная морковка.

5229398_s1200_12_ (700x525, 127Kb)

На следующем натюрморте - и погасшая свеча, и осыпающий перезрелый виноград, которые у голландца символизировали бы смерть. Но пьющая из стакана птичка задаёт совершенно другое настроение: эта картина определённо за здравие, а не за упокой.

5229398_s1200_7_ (700x469, 55Kb)

Хруцкий не упускал возможности написать натюрморт, даже когда брался за картину в другом жанре


Вот эта блестящая посуда - лишь небольшой фрагмент картины с интерьером и человеческими фигурами. А дальше вы увидите, что и портреты Хруцкий часто дополнял эффектной вазой с цветами, или корзинкой с аппетитными фруктами. Или тем и другим сразу.

В 1844-м Хруцкий купил имение Захарничи недалеко от Полоцка (Витебская область), построил там дом, а через год женился на Анне Ксаверьевне Бембновской. Здесь он прожил до конца жизни. Правда, отлучался почти на 10 лет - когда выполнял большой заказ архиепископа Семашко в Вильно: писал иконостасы, портреты духовенства, делал копии с полотен европейских мастеров (по гравюрам). Увы, из работ того периода сохранились очень немногие.

На картинах Хруцкого часто появляется одна и та же женщина

5229398_s1200_1_ (700x494, 287Kb)

Фрагмент этого женского портрета с элементами натюрморта был на белорусской денежной купюре, а вся картина - на советской почтовой марке (вообще, филателия и нумизматика к творчеству Хруцкого обращалась неоднократно):

Эта женщина с обручальным кольцом неоднократно появляется на картинах Хруцкого. Кто она? Ответ искусствоведов - скучный: скорее всего, это не портреты в строгом смысле слова, а картины-фантазии, то есть художник не ставил перед собой задачу точно передать внешность и характер женщины, он просто писал красивую женщину и красивые плоды. Но кто-то же ему позировал?!

Жена? Нет. Хруцкий женится только в 1840-х, а в этом время его будущей жене лет 12-15. Сестра? Горничная? Тайная возлюбленная, которая "другому отдана"? Нет ответа...

5229398_s1200_10_ (700x508, 305Kb)

Вы наверняка уже заметили, что этот фаянсовый кувшин - будто подпись Хруцкого: он появляется на множестве его натюрмортов. Такие кувшины изготавливались в первой половине XIX века на петербургской фабрике Поскочина и были в ходу во многих городских семьях. Кувшин недорогой и самый заурядный. Но цветы, плоды, торжественная композиция картины, придают ему ценности и веса. Этот натюрморт - пожалуй, самый известный у Хруцкого. Он часто репродуцировался, так что именно он мог висеть в комнате у вашей бабушки. Биография Хруцкого полна белых пятен, но есть вероятность, что именно за эту картину художник получил звание академика.

https://zen.yandex.ru/media/pictures/hudojnikvirtu...vshin-5e8de12be3a6ea6986dbf12d

5229398_s1200 (700x503, 87Kb)

5229398_s1200_2_ (700x527, 190Kb)

5229398_s1200_3_ (700x467, 48Kb)

5229398_s1200_4_ (700x514, 65Kb)

5229398_s1200_6_ (700x505, 257Kb)

5229398_s1200_9_ (700x505, 333Kb)

[показать]

[показать]

5229398_144538154_5229398_29c8776afc4a (275x60, 38Kb)

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник-виртуоз Иван Хруцкий: стекло, лимоны, таинственная незнакомка и вездесущий кувшин | truskovalent - | Лента друзей truskovalent / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»