Henri François Riesener ( 1767-1828 )
Анри-Франсуа Ризенер (1767-1828) родился в семье знаменитых краснодеревщиков, выходцев из Германии. Отец его, Жан-Анри Ризенер (1734-1806), был талантливым мебельщиком при дворе Людовика XVI. А.-Ф. Ризенер состоял в родстве с Эженом Делакруа.
А.-Ф. Ризенер обучался у А. Вестье, позднее в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры у Ф.-А. Венсана и у Жака-Луи Давида. Во время революции он вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика.
В конце 1790-х А.-Ф. Ризенер пишет многочисленные портреты маслом и миниатюры. В этот период им был написан один из лучших портретов — «Портрет Мориса Кэи». Также художник работает в жанре театрального портрета — его кисти принадлежит портрет знаменитого французского актера-реформатора Франсуа-Жозефа Тальма (1763-1826). Сохранились упоминания о создании им натурного портрета императора Наполеона, а также о многочисленных репликах этого произведения (к сожалению, подкрепить эти сведения изображением не представляется возможным.
Ольга Станиславовна Нарышкина
Софья Петровна Апраксина
К этому ряду произведений принадлежит и портрет Ольги Станиславовны Нарышкиной (в девичестве Потоцкой), находящийся в постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея.
Ольга Станиславовна Потоцкая, по мужу Нарышкина (1802-1861) — дочь польского магната Станислава Потоцкого и знаменитой авантюристки Софии Глявоне. Часть года семья проводила в Крыму, где ещё Потёмкин подарил своей прекрасной гречанке большое греческое селение Массандру. Вероятно, ее портрет был выполнен во время визита в Санкт-Петербург.
В 1824 г. она была обвенчана с Львом Нарышкиным, двоюродным братом М.С. Воронцова, после свадьбы молодые поселились в Одессе (сегодня в здании бывшего имения Нарышкиных расположен Одесский художественный музей).
В этот период О.С. Нарышкина вращается в высшем свете.
Поэт В.И. Туманский писал своей кузине:
«Ах, милый друг, если бы ты знала, как мила, как пленительна Ольга! Сколько удовольствий, ею изобретённых и ею украшенных; сколько милой приветливости, притом же сколько ума и сколько скромности. Я ничего не видел очаровательнее её лица в турецкой чалме. В голубом, как туман, прозрачном платье, когда она танцует вальс, без стыда можно встать перед нею на колени. Прибавь к этому необыкновенную живость в речах, взглядах, улыбок...».
После смерти мужа в 1846 г. Ольга Станиславовна поселилась в семье дочери в Крыму, затем переехала в Париж, где и скончалась 7 октября 1861 года и была похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Работы Ризенера представлены в различных французских собраниях, а также в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея-усадьбы «Архангельское».