Это цитата сообщения
Волшебная_Любовь Оригинальное сообщениеСказки, которые учат детей отстаивать свои границы
Личные границы - это четкое понимание того, что твое, а что - чужое, как с тобой можно, а как нельзя, что уместно c другим человеком, что нет. Это осознание себя отдельной личностью. Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.
«Орел и овечка», Дональд Биссет
[600x425]
Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.
Орел вернулся и сел опять за стол.
- Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? - спросила Мэри.
- Нет, спасибо, - ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри.
- Пожалуй, я бы лучше съела орла.
Чему учит сказка?
* Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику.
* Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают.
* Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность не вечна.
Чем отличается "Орел и овечка" от других сказок, где обидчики и обманщики получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки "Лиса и тетерев" и русской "Лиса и журавль"?
Тем, что в этих сказках Лиса - манипулятор, и, даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.
Орел покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее личностной сущностности - он говорит о ней, как о еде, в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена - нуждается в защите. Мэри ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.
- Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала.
Спускайся-ка на землю! Потолкуем.
Тетерев ей отвечает:
- Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?
«Мышонок и карандаш», Владимир Сутеев
[500x375]
В контексте сказок Сутеева -это скорее сказка о смекалке. Но по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.
И мышонок больно укусил Карандаш.
– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.
Чему учит сказка?
* Бейся за свое спасение, как можешь.
* Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.
«Про маленького поросенка Плюха», Инга Баллод, Ирина Румянцева
[700x341]
Плюх - самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.
- Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?
Козел раздраженно ответил:
- Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились.
Чему учит сказка?
В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.
«Колосок» в обработке Софьи Могилевской, «Курочка-хлопотунья» Алексея Гарнича
[700x411]
И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают - не заработал. Изначально эти нравоучительные сказки писались как сказки про лентяев. Но по существу - они об уважении к своему труду.
- Все ты, – чуть слышно пропищали они.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.
Чему учит сказка?
* Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду.
* Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было.
* Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает.
* Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.
«Принцесса в бумажном мешке», Роберт Манш
[700x393]
В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.
Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:
- Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесаны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса.
- Дорогой мой Рональд, - ответила ему Эльза, - от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!
Чему учит сказка?
* Ценить себя.
* Ставить нахалов на место.
* Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам).
* Уважать людей и их поступки как таковых.
* Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.
Что читать с детьми постарше?
Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.
Все героини и герои Бажова - цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.
«Горный мастер» Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить.
В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.
Несказочные книги Линдгрен:
«На острове Сальткрока» - маленькая девочка с границами на замке;
«Эмиль из Леннеберги» - вот уж дитя с границами!
Сказки Линдгрен:
«Мио, мой Мио» - как бы отец и сын друг друга ни любили, сын пошел, куда надо, а отец, хоть и страдал, не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители уходят из центра их жизни. И уважение к процессу передела мира, и к новым границам ребенка - непростая тема.
«Пеппи Длинный чулок» - в этой книге очень много всего. Пеппи - пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.