Художник Виктор Юшкевич.
Ловушка шаль, из лунной паутины, заманивала звёзды в полудрёме.
Небесная обитель вся в истоме, сверкала бликами хрустальной призмы.
Луна спустилась посмотреть на землю, играла светом в фигурном окоёме.
Подмигивала хитренько, в подъёме на царский трон, пока все дремлют.
Путешествие осталось ей загадкой, ведь без луны и звёзд, темно и жалко.
Прошлась по небу властно и вальяжно,посматривая ярко, но с украдкой.
Небесный храм, величество вселенной, земля, без неба, просто наважденье.
Луна играла… света преломленье, земле признательна самозабвенно.
@Надежда Ямщикова
Луна- не просто спутник Земли. Она - фонарь для поэтов, утешитель для одиноких, зеркало для мечтателей. В живописи давно перестала быть небесным телом и превратилась в образ: многослойный, символичный, почти театральный. Её рисовали, чтобы передать тишину, тревогу или влюблённость. Луна на полотне - разговор не об астрономии, это беседа о чувствах.
![]()
Особенно верно это понял Архип Иванович Куинджи. Когда смотришь на его картину "Ночь на Днепре", возникает ощущение, что сам стоишь у обрыва, дышишь влажным тёплым воздухом, и весь мир - чёрная река, сияющая от лунного света. Здесь Луна не нарисована буквально -она спрятана за кадром. Но её свет разлит в воздухе, отражается в воде, расставляет акценты. Она - как голос за сценой, невидимый дирижёр этой тёмной симфонии.
Куинджи, как и многие художники его времени, искал в пейзаже не просто красивый вид, а настроение. Луна стала идеальным инструментом: она не кричит, она шепчет. Практически - тишина, которая звучит. "Ночь на Днепре" - почти визуальная медитация. Тёмные массы, тёплая глубина и мягкий живой свет, от которого внутри становится тепло и тревожно одновременно.
![]()
"Белый дом ночью".
Свет Луны в живописи художника - не об источнике, а об эффекте, о том, что остаётся внутри зрителя.
Куинджи был не одинок.
Луна - вообще любимая тема художников эпохи романтизма, символизма и импрессионизма.
![]()
Вспомним работу Каспара Давида Фридриха "Два человека, созерцающие луну". Здесь Луна - знак бесконечного, повод для размышлений о бренности и вечности. Герои стоят спиной к нам, и мы будто вместе с ними смотрим вглубь неба, туда, где мигает холодное око. Перед нами не просто сцена - приглашение подумать, стать частью безмолвного диалога с космосом.
У Ван Гога Луна более земная. В "Звёздной ночи" она - часть вихря, живое существо. В его стиле всё кипит, вращается и даже ночное небо становится нервной материей. Ван Гог не любуется Луной - он ею одержим. Не успокаивает, а волнует. Можно сказать, что она - часть его внутреннего шторма, как нерв в небе или открытая рана, светящаяся от напряжения.
Интересно, что Луна превращается у разных художников в разные символы и чувства.
Альберт Бирштадт – "Лунный пейзаж".
У американского пейзажиста Альберта Бирштадта она холодна и отстранённа, почти декоративна.
Клод Моне - "Морской пейзаж, корабли в лунном свете"
У француза Клода Моне Луна растворяется в атмосфере, теряет контуры, становится почти пятном.
Луна у этих художников - не объект, а эффект: она меняет воздух, время, состояние.
![]()
Цукиока Ёситоси - "Луна на Равнине".
В японской гравюре укиё-э, где каждая линия точна, а цвет - сдержан. Луна становится элементом ритуала. Она подчёркивает одиночество фигуры..., помогает ощутить сезон, время суток, даже запах воздуха.
Цукиока Ёситоси - "Луна над горой Инаба".
А вот у символистов - другое дело.
![]()
Одилон Редон - "Над горизонтом, Ангел уверенности вопросительно смотрит в тёмное небо".
У Одилона Редона Луна часто выглядит как глаз, как лицо, как существо из сна. Она уже не пейзаж, а сонограмма. Картины с Луной у него можно назвать психологическими ребусами, погружениями в подсознание. Свет там не освещает, а манит, не показывает, а прячет. Луна становится символом внутреннего, непроявленного, загадочного.
В ХХ веке, в работах Сальвадора Дали или Рене Магритта, Луна становится уже объектом игры, парадокса, головоломки. Её вырывают из неба и кладут на стол, вставляют в яблоко или делают частью лица. Она теряет гравитацию и… смысл.
![]()
Сальвадор Дали - "Луна".
Солнце солнце за лесок, лучик, будто волосок
Посветил еще немного и исчез во тьме глубокой.
А луна устроив прятки, все играла в догонялки.
И бежала по макушкам елок, сосен на опушках.
Но закончились поля, вновь во круг одни дома.
Фонари и светофоры, окна, двери, крики, стоны.
Поглядела я в окно там давно уже темно.
И луна весит недвижно. Леса здесь, совсем не слышно.
Шум машин слегка затих. И совсем не слышен стих.
"Скучная" луна мигнула, Улыбнулась....Я уснула.
@Светлана Кочеткова.
Рене Магритта - "Навстречу удовольствию".
Луна -идеальный герой для живописи. Она немногословна, но выразительна, может быть нежной или жуткой, далёкой или интимной. Каждый художник "читает" её по-своему, и в этом -магия искусства.
![]()
Иван Айвазовский - "Лунный свет в Неаполе".
![]()
Луна у Вучичевича-Сибирского Владимира Дмитриевича.
![]()
Иван Яковлевич Билибин - "Ночь на берегу Ильмень-озера". Эскиз декорации ко второй картине оперы Н. А. Римского Корсакова "Садко".
![]()
Уильям Тернер - "Лунный свет", этюд в Миллбанке.
![]()
Уильям Тернер - "Рыбаки на море".
![]()
Анри Руссо - "Заклинательница змей".
![]()
Анри Руссо - "Спящая цыганка".
![]()
Анри Руссо - "Карнавальный вечер".
![]()
Аткинсон Гримшо - "Лунный вечер".
![]()
Джон Мур из Ипсвича. Замок и аббатство Линдисфарн, Святой остров, при свете луны.
![]()
Лагорио Лев Феликсович - "Луна над морем в Крыму".
![]()
Ганзен Алексей Васильевич - "Восход Луны".
![]()
Кристофер Уильямс - "Лунный свет Бармута".
![]()
Джеймс Макнейл - "Ноктюрн, синий и золотой - Воды Саутгемптона - Уистлер".
![]()
Бальц Владимир Степанович - "Луна, прибой".
![]() Лоурент Лавандер - "Лунные игры". Алекс Грант:https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/111665/?utm_source=more&from=/culture/articles/111665/ + дополнение. |