Дворец императора Александра Ш в Массандре имеет свою, не простую историю, как, впрочем и любой из Дворцов, но пожалуй, этот один из немногих в Крыму, окутан слухами и чередой фатальных событий.
Сейчас трудно сказать, что стало причиной непонятных и трагических совпадений, случавшихся несколько лет подряд во время строительства дворца, да и после его завершения. Может быть, был выбран не тот день для начала строительства, может быть – не то место, (название поселка Массандра переводится как «неудобная земля») но, так или иначе, внезапно уходили из жизни архитекторы, работавшие над созданием Массандровского дворца, а в самом дворце (по этой же причине) не удавалось толком пожить ни одному владельцу. А трагическая участь царской семьи, последних владельцев дворца, не оставляет сомнений в неком роке, витающим над Александровским дворцом.
«Массандровский Дворец. Можно ли обмануть судьбу? Об одной такой попытке….
Архитектура не нагромождение материалов, как иногда кажется. Это музыка, душа, дух, это нечто большее - так это часто представляется человеку.
После присоединения Крыма к России в 1783 году императрица Екатерина II жаловала землей офицеров и солдат Балаклавского греческого батальона. Так в 1834 году польский магнат граф Лев Потоцкий приобрел участок земли, в который входила крымская деревенька под названием Массандра.
Дочерью Льва была заложен здесь дом, но строительство его так и не было завершено, со временем Потоцким пришлось расстаться с этим участком, перепродав его вышедшему на пенсию в сорок семь лет герою Кавказа генералу Семену Воронцову. Блестящий русский род, бравший начало от Ивана Калиты, в лице своего выдающегося потомка стал владельцем и освоителем этих земель.
В 1870 году архитектору М. А. Бушару, французу по происхождению, светлейший князь Воронцов заказал проект нового дворца, пожелав воздвигнуть в Крыму французский замок эпохи позднего Возрождения.
Архитектурный проект разрабатывался десять лет.
Когда началось строительство, архитектор переехал в Массандру и на месте решал все вопросы, возникавшие во время строительства. В Крыму возрождался дух долины царственной Луары, которым проникнуты замки Ланже, Шамбор, Шенонсо с характерными средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами, затейливыми мансардами. Строительство велось споро и успешно, уже через полтора года к середине 1881 года дворец был подведен под крышу.
[700x525]
Но тут случилось непредвиденное. В конце ноября неожиданно скончался архитектор Бушар, а вскоре и сам заказчик, С.М. Воронцов. Семён Михайлович был последним в своём роду, и на нем род прекратил свое существование, но дабы Россия не лишилась такой знатной фамилии указом 1882 племяннику Воронцова - графу Павлу Андреевичу Шувалову разрешено было именоваться светлейшим князем Воронцовым-Шуваловым. А недостроенное дядей строение молодой отпрыск, не воспылав к замыслу дяди интересом, бросил незаконченным.
[700x525]
Работы остановились. Несколько лет стоял высоко в горах недостроенный дворец, превращаясь в живописные руины, привлекая внимание своей оригинальной архитектурой, но и попутно обрастая слухами о фатальной символике строения построенного по аналогам замка Ричарда Львиное Сердце, Версаля и других роковых форм.
[700x525]
Презрев такие слухи в 1889 году Массандровское имение Воронцовых, вместе с недостроенным дворцом, приобрело для императора Александра III Удельное ведомство и поручило завершение работ архитектору М.Е. Месмахеру, а также его постоянному помощнику О.Е. Вегенеру. Император Александр III был страстным почитателем картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Посему посчитал достойным завершить дело начатое Воронцовым и воплотить на русских землях архитектуру эпохи Европейского Возрождения.
[700x525]
Однако 17 октября 1888 года царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми; но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела, при крушении обвалилась крыша вагона; Александр, имевший богатырское сложение и недюжинную силу, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Это происшествие, давшее страшное сотрясение государю при падении, положило начало болезни почек, плохой работе сердца и Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, Александр скончался.
[700x525]
Так, несмотря на то, что дворец называется в честь Александра III, императору так и не удалось посетить завершенный замок. После этого слава дворца стала еще более печальной. Со смертью Александра III Массандровский дворец как бы потерял своего хозяина. Вдова Александра III Императрица Мария Федоровна жила в Малом Ливадийском дворце, в котором умер ее любимый супруг, и не хотела его покидать.
[700x525]
Когда семья Николая II встала перед необходимостью расширения своих апартаментов в Крыму в виду небольших форм дворца Наследника и обветшания Большого Ливадийского дворца, резиденции Александра II, то императрица Александра Фёдоровна воспротивилась переселяться с царской семьей во дворец Александра III, законченный строительством в 1902 году, в даже видоизмененном Месмахером архитектурном решении без готического образа, но имеющем для знати России дурную славу..."
Источник: http://www.stihi.ru/2011/10/04/3860
[700x525]
В свое время, при строительстве Дворца вокруг него установили 35 скульптур, и что характерно, все женские скульптуры архитектор расположил на стороне покоев императрицы, а мужские скульптуры - на стороне покоев императора. За время существования дворца, практически все они пришли в негодность, и к настоящему времени уцелели лишь шесть статуй: четыре «мальчика» - два сатира и два дракона, а также два сфинкса.
[525x700]
А это извояние носит имя горгулья - в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. В христианских представлениях горгульи связаны исключительно со злой силой. Видимо, они здесь поставлены, чтобы охранять своих хозяев от нечистой силы.
[700x525]
Отдельное место в Массандровском парке занимают розы, здесь они повсюду, не смотря на середину ноября, они себя прекрасно чувствуют и цветут, не смотря на приближающуюся зиму. Розарий в парке представлен прекрасными, изысканными экземплярами, очень много в парке штамбовых сортов роз.
[700x525]
Парк у Массандровского Дворца занимает площать около 6 гектаров, здесь летом все цветет и благоухает, а поздняя осень дарит посетителям дворца последние цветы.
[700x525]
[700x525]
[700x525]