Удивительно красивый остров на Ладожском озере, где водятся зайцы и лисы, растут брусника и малина, стоит старинный Рождество-Богородичный мужской монастырь.
Возникшая два тысячелетия назад христианская религия породила доселе неведомую форму объединения единомышленников в форме монашеских поселений – монастырей. В основе названия греческое слово "монос" – одинокий. Причины появления монастырей были разные: стремление к уединению, обращение в христианскую веру иноверцев и язычников, наущение "свыше". Зачастую создателями выступали отшельники, ведущие аскетичный образ жизни, посвятившие себя служению Богу. В качестве места жизни они выбирали удаленные от человеческого жилья горы, холмы, леса, пещеры, острова.
Краткая история монастыря:
В поисках места для новой обители Арсений отправляется в путешествие по Ладожскому озеру. Сильная буря заставила причалить его к острову Коневец. Переждав непогоду, Арсений вновь сел в лодку и отправился в плавание.
Стела с памятными табличками.
Но, то ли капризный характер Ладоги, то ли провидение дало о себе знать: сильный ветер вновь заставил монаха причалить к берегу. Преподобный понял – это знак свыше, и решил, что здесь должна быть воздвигнута обитель.
В конце XIV века к Арсению на остров приплывают ученики: начинает формироваться монастырская братия, которая на берегу бухты строит первый каменный храм во имя Рождества Богородицы. Однако сильное наводнение в 1421 году доказало, что место для строительства было выбрано не самое надежное.
Арсений повелел перенести поселение на новое, более возвышенное место. Отстроили новый храм, поместили в нем принесенную с Афона икону. Главная святыня обители стала называться иконой Коневской Божией Матери. Второй святыней монастыря стали мощи преподобного отца Арсения после окончания его земного пути.
Колокол с памятными табличками.
Войны России со Швецией наложили свой след на остров Коневец, в 1577 и 1610 годах монахи покидали остров, когда его захватывали шведы.
Сооружений с многовековой историей на острове не сохранилось. Большинство построек относится к концу XIX и началу XX века, ко времени расцвета монастыря и духовной жизни на острове.
Монастырь благополучно пережил революцию 1917 года, отойдя к Финляндии.
После окончания советско-финской войны (1939–1940) был заключен мирный договор. Советскому Союзу отходил Карельский перешеек и часть территории Финляндии к северу от Ладожского озера, включая само Ладожское озеро и острова Коневец и Валаам.
По приказу военных властей монастырская братия покинула остров, отслужив в храме молебен перед Коневской иконой Божией Матери. После ухода монахов на острове началась другая жизнь.
В собор нам не удалось зайти, поэтому ниже несколько фотографий из интернета.
Стены собора расписаны в радостных тонах, напоминающих о том, что в монашеской жизни есть свет, который не виден людям мирским.
К сожалению, оригинальных икон не сохранилось, многие из них были в свое время найдены в окрестных лесах уже разрубленными.
Список Коневской иконы Божьей Матери.
Рака с мощами преподобного Арсения. Перед первым разграблением монастыря шведами в 1577 году монахи спрятали мощи в подземный тайник, прикрыли его большим черным камнем.
Острова Коневец не было на картах Ладоги без малого полвека – с 1945 по 1991 год. Причина проста – здесь располагалась военная часть. Берега были огорожены колючей проволокой.
Монастырские помещения использовались в качестве казарм и мастерских, где начинялись тротилом боевые зарядные отделения торпед. В 50-х и 60-х годах на острове испытывали образцы химического оружия.
В бывших кельях жили офицеры, в Соборе Рождества Богородицы был устроен склад, а на месте братского монастырского кладбища появился автопарк, а затем спортивная площадка.
В наше время здесь опять стоит монастырь, который был возвращен верующим. Коневский монастырь находится под эгидой своей собственной Паломнической службы.
Аллея от восточных ворот через хозяйственный двор приводит к самой красивой деревянной часовне Коневского монастыря Успенской.
Ее возвели в 1899 году на месте поломанного бурей поклонного креста, установленного для отметки места молитв преподобного отца Арсения. Часовня выдержана в формах русского стиля: крыльцо, шатер, луковичная главка с крестом.
Часовня действительно очень красивая, выглядит как игрушечный "пряничный" домик. Внутреннее убранство Успенской часовни не сохранилось.
А вот самая старая часовня, она поставлена в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму.
Конь-камень – огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров, он бесспорно является одной из самых ярких достопримечательностей острова Коневец. Вес его – более 750 тонн. Он напоминает по своим очертаниям голову лошади.
Остров славился хорошими пастбищами: изобилие трав и полное отсутствие хищных зверей (на острове нет даже змей). Местные жители привозили сюда коней, которых оставляли на все лето. За этот период животные нагуливали вес и лоск.
А по окончании сезона в знак благодарности самого могучего жеребца приносили в жертву на огромном валуне, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как считали, обитали здесь.
На следующий год от оставленного в жертву коня не оставалось ни шерсти, ни косточки, считалось, что жертва принята. Поэтому камень и был назван Конь-камнем, а сам остров – Коневцом.
На вершине Конь-камня построена часовня, внутри которой размещены иконы преподобного Арсения Коневского и Божией Матери.
Практически весь остров покрыт хвойным лесом, все лиственные деревья посажены монахами. Дубы отлично прижились, выросли большими и крепкими. А вот клены так и остались тоненькими, словно вечно юными деревцами.
Благодаря удаленности острова Коневец от шумной цивилизации, закрытой жизни монахов, местная природа здесь находится в той же целости и сохранности, как и много лет назад.