Этот пост я помещаю в свой дневник только потому, что у меня есть долг перед Анри Картье-Брессоном, так как он был моим учителем фотографии, был и остался одним из моих кумиров в мире не только фотографии, но и изобразительного искусства.
Я недавно убеждал свою ЛиРушную подругу, которая вывешивает свои фотографии и каждый раз оправдывается, что у неё устаревшая камера «Nicon-F3», что не камера делает фотошедевры и простые "фотокарточки", а фотограф
Жозеф Нисефор Ньепс - французский изобретатель, наиболее известен как первооткрыватель фотографии свою первую фотографию сделал с помощью деревянного ящика с маленькой дырочкой в одной из стенок. Кстати, эту фотографию недавно продали на аукционе Сотбис за полтора миллиона долларов.
Картье-Брессон всю жизнь пользовался старинной фотокамерой «Лейка» 1924 года рождения. И только к старости он для антуража вешал на шею нашу фотокамеру «Зенит» с объективом 150 мм. Но в оставшемся огромном архиве, нет, ни одной фотографии, которую бы он сделал с их помощью.
Для многих современных фотографов и просто любителей фотографии Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) был и остается ее символом. О нем написано очень много — пожалуй, больше чем о любом другом фотографе, поэтому нет смысла еще раз пересказывать его биографию. Может быть лучше послушать его самого? Тем более, «… если бы он, страшно подумать, ничего не снял, а только сказал то, что сказал, он и тогда, наверное, остался бы самой яркой личностью в истории фотографии. Никто не дал такого точного описания творческого процесса в фотографии, как он» (А.И.Лапин, «Фотография как»).
Анри Картье-Брессон о фотографии
Основой всего является поэзия. Многие фотографы носятся с какими-то странным и нелепыми изображениями, думая, что это и есть поэзия. Ничуть не бывало. Поэзия включает в себя обычно два элемента, вступающие в противоречие, и между ними вспыхивает искра. Но она появляется лишь изредка и ее трудно подстеречь. Это то же самое, как если бы человек подстерегал вдохновение, оно приходит само, когда человек живет полной, обогащающей его жизнью.
Для меня форма давно уже неотделима от содержания. Именно форма является той пластической структурой, благодаря которой наши чувства и взгляды становятся конкретными и ощутимыми.
Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды.
Разница между хорошим и средним снимком — это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие.
Для меня фотография — это поиск в самой действительности пространственных форм, линий и соотношений.
Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата.
Думать следует до или после съемки, никогда во время ее.
Фотография всегда рассматривается как законченное целое, как картина, композиция которой должна быть постоянно в центре нашего внимания. Это достигается органическим соединением зрительных элементов кадра. Композиция его во всех элементах должна быть строго закономерна, ибо невозможно отделить форму от содержания.
Снимать — значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие.
Фотографическое изображение создается мгновенно, за один раз и композиция в фотографии — это моментальное и одновременное объединение визуальных элементов в их неразрывной взаимосвязи, но эта взаимосвязь не возникает просто так, для этого нужна необходимость, и поэтому сюжет, содержание нельзя отделять от формы. Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении.
Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться.
Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь.
Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами.
Эти заповеди великого фотохудожника не худо бы перечесть, кто сегодня берёт в руки, мобильник, цифровую «мыльницу» или супер-пуперскую японскую камеру со всевозможными наворотами.