"Рим просуществовал тысячу лет и рухнул, а Россия, Святая Русь, несмотря ни на что, до сих пор существует. До сих пор русский народ сохранил в глубине своего сознания православную веру, до сих пор противится духу антихриста, заполонившему весь мир и который в нашей стране сейчас выражается в антикультуре. Это реклама, страшные фильмы, чудовищное развращение детей. Сначала антикультура порабощает страну, затем приходят солдаты той страны, которая эту антикультуру нам навязывает. Взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже."
Павел Рыженко.
Павел Рыженко — ученик Ильи Глазунова, потрясающий современный российский художник.
О своем творчестве в стиле «классического реализма» Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый «электорат», а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, «мишурной» культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия".
" – Вы учились у Ильи Глазунова. Вам повезло с учителем, который не просто учит, но и душу воспитывает?
– Учиться у Глазунова – это и счастье, и почет, и одновременно огромный личный труд. Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник. Это мое личное мнение. Я сейчас свободен в своих суждениях, достаточно много времени прошло. Я считаю его своим учителем. Он сформировал меня как личность. Понимаете, это как стихия. Человек может не выдержать этой стихии и превратиться в ничтожество рядом с ним. Тот, кто его пережил как заболевание, становится сильнее. Да, то, что он делал раньше – его великолепные иллюстрации к Достоевскому, Лескову, – это как будто делал другой человек. И посмотрите на то, что сейчас: эти размозженные черепа, пасхальные ночи, разрушение храмов…
Глазунов, русский дворянин, выдающийся носитель прежней, ушедшей, как Атлантида, культуры, с ним никто из нынешних педагогов сравниться не может. Но, мне кажется, сегодня все такие большие художники переживают серьезную внутреннюю драму: они перестают быть самими собой.
– Сегодня восторгаются другим. Знаете, разрезанные акулы в формалине, эпатирующие перформансы, инсталляции…
– Да-да, телевизионные шоу, блокбастеры и так далее… Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: а Никас Сафронов хороший художник? Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что, раз вы задаете такой вопрос, – вы больны. А Донцова – настоящий писатель? Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы – наследники Достоевского, Сурикова… Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе – время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе – от классической русской литературной школы, в музыке – то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина."
Лада Клокова, 16 марта, 2011 г.
Молитва Пересвета перед Куликовской битвой, 2005г.
Молитва Пересвета.Фрагмент.
Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины – «Молитва перед боем». Здесь самое главное – глаза Пересавета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик…
Все это — Россия.
Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой.
Победа Пересвета, 2005г.
Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии, которому, как святому, до сих пор молятся в Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию, который едва достигал плеча своего чада. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный.
Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута.
Ослябя, 2005 г.
Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.
Александр Невский
Преподобный Серафим, 2006г.
Преподобный Серафим известен всем по приветствию: «Радость моя, Христос воскресе!». По преданию, к преподобному приходил медведь, и пустынник делил с ним свою скромную трапезу. Думаю, что под образом косматого и дикого зверя вполне можно подразумевать душу мирянина, простого человека, не важно – жившего в те далекие времена или теперь. Изображая эту сценку из жития преподобного Серафима, я размышлял о милостивом и снисходительном отношении к нам святых, которые так близки к нам и благодаря которым мы во многом избегаем заслуженных наказаний и обретаем милость у Бога.
Молитва,2001г.
Старец, изображенный на полотне, не пытается примириться со своей совестью. Жизнь прожита, и все пути пройдены. Мысленно и в молитвах своих старец уже за пределами земного бытия. Но именно пребывающие с Богом старцы и могут понять и нежно, с любовью вывести страдающую и отягощенную грехами (или, как сейчас говорят, проблемами) душу к покаянию и исправлению.
Удар колокола, 2004
№1 из Триптиха «Покаяние»
Одинок человек в мире. Не радует его никакая земная радость, никакая слава или власть. Но свободен и величествен он становится, когда подчиняет свои желания единой любви ко Единому Христу. И тогда, встретившись с Ним, человек все забывает и только плачет, и слезы его не душат, а омывают душу.
Триптих «Покаяние» о судьбе большевика, который из простого солдата революции становится комдивом, а из комдива — через горе утрат и переосмысление своей жизни — иноком-старцем. Первый раз дрогнула его душа, когда он случайно задел веревку, тянущуюся к колоколу («Удар колокола»). Второй раз – перед крестом над могилкой жены, после кровавой победы над своими братьями в Гражданскую («Веночек»). И вот, наконец, итог: приостановился в тяжелых раздумьях, присел старец у муравейника. С грустью взглянул он на свою жизнь, тихо вздохнул, встал и, прощенный, пошел дальше.
№ 2 Триптиха "Покаяние" Веночек, 2004г.
№3 Триптиха "Покаяние" Муравейник, 2004г.
Триптих "Царская Голгофа" Прощание государя с конвоем, 2004г.
Триптих «Царская Голгофа».
Может ли человек, в ослеплении злобой убивший своего отца, быть счастлив, пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш, к которому я и себя причисляю, до сих пор в огромной своей массе причастен к греху отцеубийства. Но убит был не только отец народа — царь, убиты были и его невинные дети, и жена-императрица. Сейчас, когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды — цареубийстве, нельзя отделаться неведением.
Мы страдаем, но почему же не идем к покаянию, не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни.
Также страдал и апостол Петр, предавший Христа. Уже прощенный им, он не простил себя сам и при утреннем крике петуха безутешно рыдал над собой.
Этот наш грех – как загнанная вглубь болезнь, его нельзя забыть, а нужно честно признать и постараться искупить с Христовой помощью.
Павел Рыженко: "То, что делает художник, должно быть еще одной дырой в этом смрадном холсте, который над нами натянут, чтобы люди через нее увидели настоящее небо. А не создавать какую-то очередную черную кляксу, чтобы все посмотрели, какие мы уроды. Да мы и так знаем, что мы – уроды. А как исправиться-то? Картины художника должны быть не только надеждой, но и подсказкой, как исправить самого себя."
Триптих "Царская Голгофа" Заточение.2004г
Триптих "Царская Голгофа", Ипатьевский дом. Расстрел. 2004г.
Зонтик
Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?
Так ветхозаветный Самсон растерялся в какой-то момент своей жизни, но затем встал и разрушил вокруг себя стены темницы, в которую угодил по своей же воле.
Фотография на память.2007г
Триптих «Русский Век»
Это произведение, состоящее из трех картин, объединено общей мыслью и чувством — утраты, прощения и светлой печали по великой Русской Семье во главе с Государем Императором, помазанным на царство во имя Христово.
Помазанным — то есть имевшим от Бога право судить и защищать свой, вверенный ему, народ. Это картины о русском офицерстве, прошедшем свой путь на Голгофу, — от Бородинских торжеств (на центральной картине «Фотография на память») до похорон погон в надежде отрыть их когда-нибудь и послужить еще России («Царские погоны») и, наконец, до холодной каптерки завода «Рено» во Франции, где русские офицеры празднуют Православную Пасху вдали от Родины.
Дворник , 2005г
«Дворник» и «Ветеран» — это две работы практически об одном и том же. О великом, проявленном в малом.
Тихо падают листья с лип. Дворник метет осеннюю землю. Стол с самоваром: хозяева только что пили чай и незаметно ушли. А за решеткой осеннего сада притихло, притаилось «чудовище» — бесноватые с красными бантами и винтовками. Смерть уже стоит за спиной у старого солдата, но он метет. Он продолжает Служить.
Ветеран , 2005г
Ветеран ( Фрагмент)
Афон (Есаул) , 2008г
Афон(Есаул) Фрагмент
В яркий полдень на святой горе Афон появляется русский человек.
Закончилась Гражданская война. И вот, есаул войска Донского сделал свой выбор. Вчерашний побежденный – сегодняшний победитель, рядовой Войска Христова, нашедший в себе силы не впасть в уныние, не запить, не броситься в тяжкие и скучные преступления против таких же, как он собратьев по несчастью – против большевиков. На Афон ступил смиренный блудный сын, который все повидал, все пережил и, взвесив все пройденное, радостно всматривается в даль. Наверное, он уже видит то, что открывается Богом только тем душам, которые способны вместить в себя правду о мире и о себе самих.
Отныне он будет служить Христу и России своей молитвой.
Он уже снял бесполезную шашку, в левой руке – четки.
Мне бы хотелось, дорогой зритель, чтобы эта картина не показалась Вам идеализацией Христианского пути, а навела бы Вас на раздумья о Вечности.