Из истории австралийского пэчворка
Это лоскутное одеяло, которое вы видите на титульном фото, было сшито руками английских каторжанок, направленных на корабле «Раджа», как и следовало ожидать, в далекую Австралию. Оно было сшито, как и ряд некоторых других лоскутных изделий, 1841 году, за период морского пути из Вулуича (Англия 5 апреля 1841), направляясь в Ван-Димен.
Когда «Раджа» прибыл в Хобарт (19 июля 1841г.) это одеяло было представлено супруге вице-губернатора, леди Джейн Франклин. В тоже время оно является реальным свидетельством совместной работы, которая могла быть достигнута при таких обстоятельствах. Проект такого масштаба и уровня технической сложности – лоскутное одеяло размером 325 на 337 сантиметров – есть результат квалифицированной рабочей силы и планового руководства. Одеяло «Раджа», а его именно так и назвали в благодарность кораблю и экипажу за благополучный исход путешествия, выполнено в нескольких техниках. Кроме пэчворка, оно содержит в себе элементы аппликации, а также блоки, богато вышитые шелком. Кроме того, на нем есть памятная надпись.
Начало 19 века вошло в историю как насильственное переселение людей в Австралию, в том числе и осужденных английских женщин. Во время пути случалось всякое и прибывало на место гораздо меньше народа, чем отправлялось из Англии. Кроме того, даже оставшимся на родине заключенным жилось очень не сладко. Особенно страдали женщины. В 1816 году британские дамы, обеспокоенные судьбой своих соотечественниц организовали Общество реформ для женщин-заключенных, под руководством Элизабет Фрай. Одно из многих улучшений, которых добилось Общество, заключалось в том, чтоб предложить осужденным полезные задачи, научить их навыкам рукоделия.
Пассажирки корабля «Раджа» не стали исключением. Каждой из 180-ти заключенных Обществом было вручено по 10 метров лоскутной ткани, 4 клубка белой хлопковой нити, по клубку черной, красной и синей шерсти, 24 моточка цветных шелковых ниток, наперсток, по 100 швейных игл, булавки и ножницы.
Понятно, что подобный проект, как одеяло «Раджа» не обошелся без руководителя. Есть информация, что роль координатора принадлежала свободной пассажирке на борту корабля – мисс Кези Хейтер, которая являлась служащей Милбанкской тюрьмы. На борт она попала по рекомендации Элизабет Фрай и была направлена для оказания помощи леди Франклин в формировании Тасманского общества реформ для женщин заключенных.
Внешний вид одеяла соответствует стилю, используемому в Ирландии в конце 18 века. По центру его расположен блок, состоящий из множества цветочных элементов, выполненных в требованиях персидской вышивки, а также райские птицы – аппликационные детали из серовато-синего и красного ситца. Центр одеяла окаймлен рядом наборных полос из набивных тканей, краевая кайма состоит из аппликационных и вышитых блоков.
Мелкая дарственная надпись выполненная шелковыми нитями гласит : “Сделано в дар Британскому дамскому обществу от корабельного комитета заключенных женщин в знак благодарности за их доброту”. Это не дословный перевод, но очень близок к содержанию авторского текста.
Сам факт наличия подобного жеста со стороны заключенных говорит о многом. Женщины были благодарны леди из Британского дамского общества не только за то, что Общество помогло им скоротать путь в приятном времяпрепровождении, а также за то, что полученные умения дали возможность заключенным заработать на продаже остальных изделий выполненных на маршруте.
При внимательном рассмотрении поверхности одеяла можно заметить, что выполнено оно женщинами разной квалификации. 15 из них прежде имели отношение к профессиональному швейному делу. Однако были и такие, которые не умели толком держать иглу в руках. На одеяле заметны маленькие капельки крови – вероятно кто-то проколол себе палец в процессе освоения нового для себя вида деятельности.
На определенном этапе после прибытия корабля Раджа в Тасманию одеяло было возвращено в Англию, где должно было быть представлено Элизабет Фрай. Нет сведений о том, видела ли она его, потому как вскоре скончалась.
Последние 147 лет одеяло является экспонатом и учитывая его физическое состояние, а также размеры демонстрируется зрителям не чаще одного раза в год, да и то, в сложенном виде в открытой картонной коробке
В заключении остается сказать, что одеяло «Раджа» состоит из 2815 лоскутных деталей и является ярчайшим историческим примером рукодельного искусства австралийских женщин. Сегодня одеяло хранится в Национальной галерее Австралии в г.Канберра
По материалам
http://www.nga.gov.au/RajahQuilt/
Но самое интересное, что аборигены Австралии уже 50 000 лет назад создавали своеобразный пэчворк, сшивая кусочки шкур опоссума, декорированные рисунками.
[244x332]1.
[595x600] 2.
[234x237] 3.
[474x379]