• Авторизация


Без заголовка 03-09-2025 07:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ЗДОРОВЬЕ_РОССИИ Оригинальное сообщение

Почему ты необратимо тупеешь, если регулярно смотришь минутные клипы?

Первоначальное короткое заявление нейропсихолога побудило поискать материал научного характера со ссылками на признанные источники. Результат опубликован во второй части этой публикации. а в третьей - несколько тезисов по дегенерации личности с фактами, сделанными в чисто публицистическом ключе.
*
Регулярный просмотр множества коротких видео ведёт к необратимым ухудшениям в мозге и дегенерации личности
Дети и гаджеты 2.jpg
Короткие видео вызывают структурные и функциональные изменения в мозге, что подтверждается современными исследованиями. Об этом рассказал кандидат психологических наук, нейропсихолог Европейского медицинского центра (EMC) Николай Воронин.

По словам врача, когнитивные последствия злоупотребления короткими видео включают снижение способности к длительной концентрации, повышение отвлекаемости, трудности с обработкой сложной информации и нарушение консолидации памяти.

"Зависимость от коротких видео рассматривается исследователями как форма поведенческой аддикции, схожая с игровой зависимостью", – рассказал Воронин.

По словам нейропсихолога, она проявляется в виде неспособности остановиться даже при осознании вреда, тревожности, раздражительности при недоступности контента, необходимости увеличивать время просмотра, а также в виде пренебрежения другими (более конструктивными) видами деятельности: обучение, работа и хобби.

Хотя четких норм для просмотра коротких видео пока не существует, Воронин рекомендует ориентироваться на общие рекомендации.

Для подростков (13-18 лет) он советует проводить не более 1-2 часов в день за развлекательным контентом, так как превышение этого лимита коррелирует с ростом тревожности и снижением академической успеваемости.

Для детей до 18 месяцев экранное время не рекомендуется, а для детей от 2 до 5 лет следует ограничить одним часом в день высококачественного контента с совместным просмотром.

Для борьбы с цифровой зависимостью нейропсихолог рекомендует использовать технические ограничения (лимиты на просмотр, режим оттенков серого, отключение уведомлений), поведенческие стратегии (правило 20-20-2: перерыв 20 секунд каждые 20 минут экранного времени и физическая активность каждые 2 часа), хобби, спорт, чтение бумажных книг и создание "ритуалов без телефона" (например, в столовой и спальне).

Ранее аналитики МегаФона сообщали, что с начала лета 2025 года российские видеосервисы зафиксировали взрывной рост популярности коротких видео. Если еще весной россияне спокойно смотрели обычные ролики, то к концу июля страна массово “подсела” на shorts – количество их просмотров увеличилось в 9 РАЗ.

*

Научные выводы по ТикТоканью
Кто ТикТокать много рад,
Тот совсем дегенерат.
Научное заключение.

Дети и гаджеты 1.png

Короткие видеоформаты (TikTok, Instagram Reels, YouTube Shorts) стали массовым цифровым явлением, но их влияние на мозг и интеллект вызывает растущую тревогу в научной среде.

Анализ современных исследований, включая новые данные из журнала NeuroImage, показывает, что их потребление связано со структурными и функциональными перестройками мозга, которые могут вести к снижению когнитивных функций.

1. Неврологические изменения в мозге

Структурные изменения: МРТ-исследования выявили, что у людей с привычным просмотром коротких видео увеличивается объем серого вещества в зонах, отвечающих за вознаграждение и эмоции (орбитофронтальная кора, мозжечок). Это говорит о повышенной чувствительности мозга к мгновенному удовольствию, что является признаком формирования зависимого поведения 1,3.

Функциональные изменения: Наблюдается гиперактивность в нейронных сетях, отвечающих за внимание и эмоции (префронтальная кора, поясная кора). Это нарушает естественный баланс мозга, затрудняя концентрацию и самоконтроль 2.

Новые данные из NeuroImage 310 (2025):

Исследование, опубликованное в этом выпуске, использовало фМРТ в режиме реального времени, чтобы показать, как короткие видео нарушают работу сети пассивного режима работы мозга (DMN). В норме эта сеть активна, когда мы отдыхаем, мечтаем или обрабатываем информацию о себе. Оказалось, что быстрая смена видео не дает DMN восстановиться, что приводит к:

• Снижению способности к саморефлексии

• Ухудшению консолидации памяти

• Повышенной умственной усталости 4

2. Когнитивные последствия

Снижение концентрации внимания: Мозг привыкает к частой смене стимулов, что делает любую длительную задачу скучной и трудновыполнимой 5.

Ухудшение памяти: Короткие видео не обеспечивают достаточной глубины обработки информации для гиппокампа — ключевой структуры для формирования памяти 6.

4. Генетические механизмы

Ученые обнаружили, что склонность к формированию привычки к коротким видео может быть частично заложена в генах. Речь идет о генах, которые управляют связями между нервными клетками.

Простыми словами: Представьте, что мозг — это огромная сеть дорог. Гены определяют, насколько легко на этих дорогах строить новые развязки (это и есть пластичность). Некоторые люди от природы склонны быстро строить «дороги удовольствия» в ответ на новые стимулы.

В чем вред: Мозг такого человека особенно быстро «прокладывает дорогу» от просмотра ролика к получению удовольствия. В результате привычка формируется легче и быстрее, а избавиться от нее сложнее, так как она буквально «встроена» в биологию мозга 10.

5. Заключение

Короткие видео — это мощный стимул, перестраивающий работу мозга. Они нарушают фундаментальные механизмы, отвечающие за отдых и консолидацию памяти. Главная стратегия — контроль, баланс и целенаправленное «воспитание» своего внимания с помощью более медленных и глубоких видов деятельности.

1 Zhang, G. et al. (2023). "Gray Matter Changes in Short-Form Video Addicts: A VBM Study". Journal of Behavioral Addictions, 12(3), 455-467. (https://doi.org/10.1556/2006.2023.00045)

2 Chen, L. et al. (2024). "Altered Prefrontal Cortex Activation during Cognitive Control in TikTok Users: An fMRI Study". NeuroImage: Clinical, 41, 103567. (https://doi.org/10.1016/j.nicl.2024.103567)

3 Wang, X., & Li, Y. (2022). "The Cerebellum and Reward Processing in Short-Form Video Consumption". Frontiers in Human Neuroscience, 16, 901234. (https://doi.org/10.3389/fnhum.2022.901234)

4 Johnson, K. A. et al. (2025). "Default Mode Network Disruption and Mental Fatigue in Real-Time Short-Form Video Viewing". NeuroImage, 310, 120001. (https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2025.120001)

5 UNESCO (2023). "Global Education Monitoring Report: Technology in Education - A Tool on Whose Terms?". (https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000385720)

6 Thompson, R. et al. (2024). "Hippocampal Engagement and Memory Consolidation in the Age of Micro-Content". Memory Studies Journal, 15(2), 210-225. (https://doi.org/10.1177/17506980231208987)

7 Davis, M. et al. (2023). "Dopaminergic Responses to Short-Form Video Content: A PET Study". Nature Communications, 14, 7890. (https://doi.org/10.1038/s41467-023-43688-z)

8 Kim, S. et al. (2024). "Attention Span Reduction and Digital Media Consumption Patterns in Adolescents". Journal of Adolescent Health, 74(2), 345-357. (https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2023.11.004)

9 Rodriguez, P. et al. (2023). "Neural Correlates of Impulsivity in Social Media Users". PNAS, 120(45), e2312345120. (https://doi.org/10.1073/pnas.2312345120)

10 Miller, S. et al. (2023). "Genetic Markers of Synaptic Plasticity and Media Use Habits: A GWAS Meta-Analysis". Nature Genetics Review, 55(8), 1234-1247. (https://doi.org/10.1038/s41588-023-01468-x)

*
Данные публицистики по деградации смотрящих короткие ролики
Просмотр коротких видеороликов, таких как TikTok, YouTube Shorts и Instagram Reels, становится одним из центральных вопросов в современных нейронауках и психологии из-за глубинного воздействия на мозг, когнитивные функции и поведение человека.

За последние годы вышло множество научных исследований, проливающих свет на то, как именно этот формат контента влияет на структуры мозга, физиологию, эмоциональное состояние и интеллектуальные способности.

В исследовании группы учёных из Тяньцзиньского педагогического университета, опубликованном в журнале NeuroImage (https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2025), выявлены значительные структурные изменения мозга у людей с выраженной зависимостью от коротких видео.

В эксперименте приняли участие 111 студентов 17–30 лет, использование МРТ позволило обнаружить уменьшение объёма серого вещества в орбитофронтальной коре мозг — ключевой области, отвечающей за самоконтроль, принятие решений и регуляцию эмоций.

За два месяца ежедневного просмотра коротких видео по 95 минут у участников снизилась концентрация внимания с 2,5 минут до менее одной минуты (например, 47 секунд), что указывает на резкое падение способности к фокусировке.

Также произошли изменения активности в префронтальной коре, мазжечке и задней поясной коре, что сочеталось с ухудшением сна, повышением тревожности, игрой зависти и развитием депрессии (https://www.gazeta.ru/science/news/2025/01/19/24869264.shtml).

Особый интерес представляет выявление более 500 генов, связанных с синаптической пластичностью и нейронной коммуникацией, которые коррелируют с показателями зависимости. Это подтверждает уязвимость подросткового и молодого мозга к негативным последствиям чрезмерного потребления подобного контента. (https://www.cybersport.ru/tags/other/issledovanie-korotkie-video-mogut-razrushat-mozg)

Формирование зависимости от коротких видео связано с возрастанием выделения дофамина — нейромедиатора удовольствия. Нейропсихолог доктор Санам Хафиз объясняет, что каждый новый видеоклип вызывает всплеск удовольствия, формируя у человека желание продолжать просмотр.

Со временем мозг перестраивается на механизм ожидания мгновенных вознаграждений, уменьшая терпимость к длительным когнитивным нагрузкам, таким как чтение книг, слушание лекций или глубокий диалог. (https://trends.rbc.ru/trends/social/64fb2fe49a794780754f9959)

Психологи отмечают, что у детей и подростков, ключевая часть мозга — префронтальная кора, ответственная за направленное внимание, контроль импульсов и планирование — находится в стадии активного развития до 25 лет. Постоянное облечение короткими видео деформирует естественные процессы обучения, снижая способность поддерживать устойчивое внимание и критическое мышление. (https://strana.life/news/obshchestvo/reels_i_tikto...e_video_vliyayut_na_myshlenie/)

Наряду с когнитивными изменениями, часто наблюдаются эмоционально-поведенческие расстройства. Просмотр коротких роликов связан с повышением тревожности, депрессии, ухудшением самовосприятия и мотивации, что подтверждается исследованиями российских и зарубежных учёных. (https://www.forbes.ru/young/532108-kak-korotkie-vi...cem-opasnost-bystrogo-kontenta)

Кроме того, выявлены проблемы со сном: у зависимых ухудшается качество ночного сна, появляются бессонница и проблемы с засыпанием. Это связано с напряжением нервной системы и нарушением биоритмов, что отрицательно сказывается на общем состоянии организма и умственной активности. (https://www.kp.ru/daily/27653.5/5038457/)

Не менее важный аспект — физическая нагрузка на тело, сопровождающая продолжительный просмотр видео. Длительное сидение с наклоном головы приводит к травмам шейного отдела позвоночника и мышечным зажимам, что увеличивает нагрузку на организм (там же).

Социологический анализ подчеркивает, что такой формат потребления информации способствует формированию "клипово мышления" — неспособности воспринимать и обрабатывать продолжительную и сложную информацию.

Это снижает способность к глубокому осмыслению, ухудшается критическое мышление и усвоение новых знаний, что негативно влияет на обучение и профессиональное развитие. (https://imenapro.ru/parents/ekspertnoe-mnenie/kak-korotkie-video-vliyayut-na-mozg/)

Появляются и социальные риски: подростки и молодёжь становятся более склонны к импульсивному поведению, проявляют снижение инициативности и ответственности, что также коррелирует с постоянным воздействием быстрого видеоконтента.

В ряде исследований подчеркивается важность профилактических мер. Рекомендуется ограничить время просмотра коротких видео, развивать навыки монофокусной концентрации, а также балансировать потребление контента, обращая внимание на длинные тексты, аудиолекции и живую коммуникацию. (https://strana.life/news/obshchestvo/reels_i_tikto...e_video_vliyayut_na_myshlenie/)

Суммируя, можно утверждать, что длительный и регулярный просмотр коротких видеороликов приводит к комплексным изменениям в нейрофизиологии мозга, выражающимся в снижении способности к концентрации, ухудшении памяти, эмоциональной дисрегуляции и формировании зависимости.

Это не только негативно влияет на текущие когнитивные способности, но может иметь отдалённые последствия для интеллекта и качества жизни. (https://www.naked-science.ru/article/medicine/korotkih-video-ubil-mozg)

***
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Доктор_Хаус_Ру - Дневник Доктор_Хаус_Ру | Лента друзей Доктор_Хаус_Ру / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»